ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Гидрография»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрография»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии.
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии.
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии.
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:
- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.
- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;
- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;
- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.
Уметь:
- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать технические средства гидрографии
Владеть:
- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.
часов
Предмет гидрографических исследований.
Структура гидрографической службы РФ. Системы координат, применяемых в гидрографии. Содержание навигационных морских карт. Методы определения места, судна, используемые в гидрографии. Методы измерения глубин.
Графическая система координат. Работа с глобусом и навигационной картой. Определение координат
Работа с навигационной морской картой. Измерение расстояний и направлений. Перевод углов из градусной системы в радианную и обратно
Рабочая зона. Сетка изопеленгов. Стадиометрическая сетка Перевод углов из градусной системы в радианную и обратно.
Работа с навигационной морской картой. Определение координат опорной сети и затонувших объектов. угловая засечка, точность.
Вычисление теодолитного хода. Вычисление прямой и обратной засечки.
Съемка береговой черты.
Рисовка изобат.
Съемка береговой черты.
Работа с картой. Определение корреляционных связей профилей подводного рельефа.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Методы отображения подводного рельефа, используемые в гидрографии, основные элементы морского дна и формы подводного рельефа. Правила рисовки изобат.
Угломерные инструменты. Теодолит. Секстан.
Определение расстояний между удаленными объектами прямой угловой засечкой. Составление абриса.
Поверки секстана, теодолита, нивелира.
Измерение горизонтальных углов секстаном
Измерение направлений и расстояний тахеометром
Определение расстояний между удаленными объектами.
Измерение превышений между двумя реперами.
Увязка нивелирного хода.
Выбор места, установка и привязка уровенного поста.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Методы измерения глубин, применяемые в гидрографии. Акустические свойства морской водной среды. Эхолот. Принцип действия. Формирование эхограммы. Направленность акустических антенн. Рефракция акустических лучей в водной среде. Гидролокаторы бокового обзора. Многолучевые эхолоты. Визуальные методы определения места, применяемые в гидрографии.
Единицы измерения.
Формулы и соотношения.
Решение задач типа: 1.2.1. – 1.2.5. из Сборника задач по гидрографии
Единицы измерения.
Формулы и соотношения.
Решение задач типа: 1.2.6. – 1.2.8. из Сборника задач по гидрографии.
Построение сетки лучей на планшете в проекции Гаусса-Крюгера.
Нанесение трех опорных пунктов на планшет в проекции Гаусса-Крюгера.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Прямая и обратная геодезические задачи. Решение плоских треугольников. Прямая угловая засечка. Построение ходовой части линейного створа на промерном планшете. Построение сеток изолиний на планшете в проекции Гаусса. Оценка точности определения места прямой и обратной угловыми засечками. Комбинированные засечки.
Построение гониометрической сетки на планшете а проекции Гаусса - Крюгера
Гидролокационные методы измерения глубин и обследования дна. Решение задач типа: 4.3.1. – 4.3.4. из Сборника задач по гидрографии.
Построение линии навигационного створа на рабочем планшете.
Определение прямоугольных координат створных знаков. Перевод прямоугольных координат створных знаков в географические и обратно.
Определение угла сближение меридианов
Графические методы решения задач на МНК.
Контроль решения задач.
Построение рабочих зон при ОМС прямыми угловыми засечками.
Построение рамки планшета в проекции Гаусса-Крюгера. Выбор комбинаций трех опорных пунктов и нанесение их на планшет. Предварительный расчет для построения гиперболической сетки.
Оценка точности определения места обратной угловой засечки. Построение гиперболической сетки
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Выполнение гидрографической съемки. Подробность промера. Измерительные и поисковые гидрографические сети.
Обследование каналов.
Траление. Обследование подводных инженерных сооружений. Обработка материалов съемки. Поиск подводных объектов гидрографическими методами.
Единицы измерения.
Формулы и соотношения.
Решение задач типа: 1.2.1. – 1.2.8 и 1.3.1.- 1.3.12. из Сборника задач по гидрографии.
Построение ходовой части линейного створа для случая, когда створные знаки находятся вне рамок рабочего планшета.
Изучение новой редакции ПГС - 4.
Выделение зон, установленного класса, согласно ПГС - 4.
Определение подробности промера, направления галсов и их протяженности при планировании съемки заданного района
Оценка качества промера по сличению глубин в точках пересечения контрольных галсов и галсов основного покрытия.
Построение рабочих зон при ОМС по ФРДРНС.
Оценка качества промера по сличению глубин в точках пересечения контрольных и основных галсов.
Решение задач по сферической тригонометрии на большие расстояния.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Использование магнитометров для поиска подводных объектов.
Определение места на большом удалении от берега. Фазовые разностнодальномерные РНС. Построение гиперболической сетки на промерном планшете. СНС, применяемые в гидрографии.
Дифференциальный режим. Режим RTK.
Построение гиперболической сетки на промерном планшете.
Выбор наивыгоднейших комбинаций опорных пунктов для определения места обратной засечкой.
Решение угловых засечек на больших расстояниях
Нанесение на МНК галсов вокруг о. Родос
Определение угла наклона между изобатами
Начертить диаграмму углов склона к количеству углов на каждом галсе
Перенести на кальку о.
Родос с изобатами и галсами в масштабе 2:1
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Структура научно-технического проекта на выполнение гидрографический работ. Нормативная база. ПГС - 4, S-44(5).
Оценка гидрографической изученности подводного рельефа. Построение сеток изолиний на навигационных картах в меркаторской проекции.
Оценка качества гидрографической съемки.
Контроль результатов гидрографической съемки. Актуальные проблемы гидрографии. Корреляционные связи между параметрами полей, являющихся объектом гидрографических исследований. Методы интерполяции, используемые в гидрографии.
Оценка гидрографической изученности подводного рельефа
Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Географический очерк
Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. План выполнения работ.
Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Уровневые наблюдения. Привязка уровенных постов.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
Методы аппроксимации результатов экспериментальных данных. Статическая обработка результатов гидрографических измерений.
Математическое моделирование в гидрографии.
Использование современных промерных комплексов в гидрографии. Автоматизация промерных работ. Программное обеспечение морского промера. Эксплуатационные тесты гарантии качества.
Цифровые модели рельефа дна. Документация по калибровке и контролю качества.
Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Создание сети планового обоснования.
Расстановка береговых станций РНС и их привязка
Трансформация масштабов
Оценка гидрографической изученности подводного рельефа
Тарирование, поверки и калибровки измерительных средств
Метод наименьших квадратов и метод наименьших модулей. Сравнительный анализ.
Линейная интерполяция при построении изобат.
Нелинейная интерполяция при построении изобат
Аппроксимация непрерывной поверхности системой пересекающихся плоскостей.
Методы сравнения многокритериальных объектов.
Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.