2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Гидрография_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрография»
26.03.01 – Б1.В.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрография»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрография»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Гидрография» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.А. Лутков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Гидрография»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии.

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии.

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии.

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- Теоретические основы, технологию, методы и технические средства гидрографических исследований водных объектов, в том числе:

- Объекты гидрографических исследований, основы геоморфологии, основы гидроакустики, классификация донных грунтов.

- Плановое и высотное обоснование гидрографической съемки;

- Морские суда и другие носители гидрографической аппаратуры;

- Технические средства для измерения глубин, способы и технические средства для определения места судна при съемке, технические средства для обследования дна моря.

Уметь:

- Обосновывать и составлять планы гидрографических работ, эксплуатировать  технические средства гидрографии

Владеть:

- Навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне, использования технических средств гидрографии.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1, 2, 3, 4 курсе в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 семестре.
Дисциплина «Гидрография» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Управление судном
 
- Электронная картография
 
- Геодезические вычисления
 
- Иностранный язык
 
- Высшая геодезия
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Топография
 
- Физика
 
- Экология
 
- География водных путей
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- География водных путей
 
- Геодезические вычисления
 
- Электронная картография
 
- Управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 756 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
3
4
5
6
7
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
258
36
36
24
24
30
36
24
48
В том числе: 
Лекционные занятия
114
18
18
12
12
18
12
12
12
Практические занятия
144
18
18
12
12
12
24
12
36
Самостоятельная работа
480
72
72
48
48
42
72
48
78
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
За
ЗаО
За
ЗаО
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
756
108
108
72
72
72
108
72
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Введение. Основы гидрографии. 
 
Введение. Основы гидрографии. 
Лекционные занятия:

Предмет гидрографических исследований.

Структура гидрографической службы РФ. Системы координат, применяемых в гидрографии. Содержание навигационных морских карт. Методы определения места, судна, используемые в гидрографии. Методы измерения глубин.

18
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.1
Практические занятия:

Графическая система координат. Работа с глобусом и навигационной картой. Определение координат 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.2
Практические занятия:

Работа с навигационной морской картой. Измерение расстояний и направлений. Перевод углов из градусной системы в радианную и обратно 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.3
Практические занятия:

Рабочая зона. Сетка изопеленгов. Стадиометрическая сетка Перевод углов из градусной системы в радианную и обратно. 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.4
Практические занятия:

Работа с навигационной морской картой. Определение координат опорной сети и затонувших объектов. угловая засечка, точность. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.5
Практические занятия:

Вычисление теодолитного хода. Вычисление прямой и обратной засечки.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.6
Практические занятия:

Съемка береговой черты.

Рисовка изобат.

Съемка береговой черты.

Работа с картой. Определение корреляционных связей профилей подводного рельефа. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 1
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

72
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
2 семестр
 
Раздел 2. Введение. Основы гидрографии. 
 
Введение. Основы гидрографии. 
Лекционные занятия:

Методы отображения подводного рельефа, используемые в гидрографии, основные элементы морского дна и формы подводного рельефа. Правила рисовки изобат.

Угломерные инструменты. Теодолит. Секстан.

Определение расстояний между удаленными объектами прямой угловой засечкой. Составление абриса.

18
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.7
Практические занятия:

Поверки секстана, теодолита, нивелира.

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.8
Практические занятия:

Измерение горизонтальных углов секстаном 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.9
Практические занятия:

Измерение направлений и расстояний тахеометром

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.10
Практические занятия:

Определение расстояний между удаленными объектами. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.11
Практические занятия:

Измерение превышений между двумя реперами.

Увязка нивелирного хода.

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.12
Практические занятия:

Выбор места, установка и привязка уровенного поста. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

72
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
3 семестр
 
Раздел 3. Прибрежный промер 
 
Прибрежный промер 
Лекционные занятия:

Методы измерения глубин, применяемые в гидрографии. Акустические свойства морской водной среды. Эхолот. Принцип действия. Формирование эхограммы. Направленность акустических антенн. Рефракция акустических лучей в водной среде. Гидролокаторы бокового обзора. Многолучевые эхолоты. Визуальные методы определения места, применяемые в гидрографии. 

12
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.1
Практические занятия:

Единицы измерения.

Формулы и соотношения.

Решение задач типа: 1.2.1. – 1.2.5. из Сборника задач по гидрографии

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.2
Практические занятия:

Единицы измерения.

Формулы и соотношения.

Решение задач типа: 1.2.6. – 1.2.8. из Сборника задач по гидрографии. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.3
Практические занятия:

Построение сетки лучей на планшете в проекции Гаусса-Крюгера.

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.4
Практические занятия:

Нанесение трех опорных пунктов на планшет в проекции Гаусса-Крюгера.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Прибрежный промер 
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

48
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
4 семестр
 
Раздел 4. Прибрежный промер 
 
Прибрежный промер 
Лекционные занятия:

Прямая и обратная геодезические задачи. Решение плоских треугольников. Прямая угловая засечка. Построение ходовой части линейного створа на промерном планшете. Построение сеток изолиний на планшете в проекции Гаусса. Оценка точности определения места прямой и обратной угловыми засечками. Комбинированные засечки. 

12
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.5
Практические занятия:

Построение гониометрической сетки на планшете а проекции Гаусса - Крюгера 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.6
Практические занятия:

Гидролокационные методы измерения глубин и обследования дна. Решение задач типа: 4.3.1. – 4.3.4. из Сборника задач по гидрографии. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.7
Практические занятия:

Построение линии навигационного створа на рабочем планшете. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.8
Практические занятия:

Определение прямоугольных координат створных знаков. Перевод прямоугольных координат створных знаков в географические и обратно. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.9
Практические занятия:

Определение угла сближение меридианов

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.10
Практические занятия:

Графические методы решения задач на МНК.

Контроль решения задач.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.11
Практические занятия:

Построение рабочих зон при ОМС прямыми угловыми засечками. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.12
Практические занятия:

Построение рамки планшета в проекции Гаусса-Крюгера. Выбор комбинаций трех опорных пунктов и нанесение их на планшет. Предварительный расчет для построения гиперболической сетки.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.13
Практические занятия:

Оценка точности определения места обратной угловой засечки. Построение гиперболической сетки

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 4
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

48
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 семестр
 
Раздел 5. Морской промер 
 
Морской промер 
Лекционные занятия:

Выполнение гидрографической съемки. Подробность промера. Измерительные и поисковые гидрографические сети.

Обследование каналов.

Траление. Обследование подводных инженерных сооружений. Обработка материалов съемки. Поиск подводных объектов гидрографическими методами. 

18
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.1
Практические занятия:

Единицы измерения.

Формулы и соотношения.

Решение задач типа: 1.2.1. – 1.2.8 и 1.3.1.- 1.3.12. из Сборника задач по гидрографии.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.2
Практические занятия:

Построение ходовой части линейного створа для случая, когда створные знаки находятся вне рамок рабочего планшета. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.3
Практические занятия:

Изучение новой редакции ПГС - 4. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.4
Практические занятия:

Выделение зон, установленного класса, согласно ПГС - 4. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.5
Практические занятия:

Определение подробности промера, направления галсов и их протяженности при планировании съемки заданного района

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.6
Практические занятия:

Оценка качества промера по сличению глубин в точках пересечения контрольных галсов и галсов основного покрытия. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.7
Практические занятия:

Построение рабочих зон при ОМС по ФРДРНС. 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.8
Практические занятия:

Оценка качества промера по сличению глубин в точках пересечения контрольных и основных галсов. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.9
Практические занятия:

Решение задач по сферической тригонометрии на большие расстояния.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 5
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

42
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
6 семестр
 
Раздел 6. Морской промер 
 
Морской промер 
Лекционные занятия:

Использование магнитометров для поиска подводных объектов.

Определение места на большом удалении от берега. Фазовые разностнодальномерные РНС. Построение гиперболической сетки на промерном планшете. СНС, применяемые в гидрографии.

Дифференциальный режим. Режим RTK. 

12
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.10
Практические занятия:

Построение гиперболической сетки на промерном планшете.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.11
Практические занятия:

Выбор наивыгоднейших комбинаций опорных пунктов для определения места обратной засечкой.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.12
Практические занятия:

Решение угловых засечек на больших расстояниях

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.13
Практические занятия:

Нанесение на МНК галсов вокруг о. Родос

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Определение угла наклона между изобатами 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Начертить диаграмму углов склона к количеству углов на каждом галсе

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.14
Практические занятия:

Перенести на кальку о.

Родос с изобатами и галсами в масштабе 2:1 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 6
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

72
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
7 семестр
 
Раздел 7. Промерные гидрографические комплексы и их обеспечение
 
Промерные гидрографические комплексы и их обеспечение
Лекционные занятия:

Структура научно-технического проекта на выполнение гидрографический работ. Нормативная база. ПГС - 4, S-44(5).

Оценка гидрографической изученности подводного рельефа. Построение сеток изолиний на навигационных картах в меркаторской проекции.

Оценка качества гидрографической съемки.

Контроль результатов гидрографической съемки. Актуальные проблемы гидрографии. Корреляционные связи между параметрами полей, являющихся объектом гидрографических исследований. Методы интерполяции, используемые в гидрографии. 

12
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.1
Практические занятия:

Оценка гидрографической изученности подводного рельефа

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.2
Практические занятия:

Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Географический очерк

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.3
Практические занятия:

Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. План выполнения работ. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.4
Практические занятия:

Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Уровневые наблюдения. Привязка уровенных постов. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 7
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям

48
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
8 семестр
 
Раздел 8. Промерные гидрографические комплексы и их обеспечение
 
Промерные гидрографические комплексы и их обеспечение
Лекционные занятия:

Методы аппроксимации результатов экспериментальных данных. Статическая обработка результатов гидрографических измерений.

Математическое моделирование в гидрографии.

Использование современных промерных комплексов в гидрографии. Автоматизация промерных работ. Программное обеспечение морского промера. Эксплуатационные тесты гарантии качества.

Цифровые модели рельефа дна. Документация по калибровке и контролю качества. 

12
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.5 
Практические занятия:

Составление научно-технического проекта на выполнение гидрографических работ в заданном районе. Создание сети планового обоснования.

Расстановка береговых станций РНС и их привязка

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.6
Практические занятия:

Трансформация масштабов

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.7
Практические занятия:

Оценка гидрографической изученности подводного рельефа

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.8
Практические занятия:

Тарирование, поверки и калибровки измерительных средств 

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.9
Практические занятия:

Метод наименьших квадратов и метод наименьших модулей. Сравнительный анализ. 

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.10
Практические занятия:

Линейная интерполяция при построении изобат. 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.11
Практические занятия:

Нелинейная интерполяция при построении изобат

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.12
Практические занятия:

Аппроксимация непрерывной поверхности системой пересекающихся плоскостей. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4.13
Практические занятия:

Методы сравнения многокритериальных объектов.

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 8
Самостоятельная работа:

Усвоение материала и подготовка к следующим занятиям 

78
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Гидрография» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.