ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Навигация и лоция»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигация и лоция»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основные понятия навигации и лоции
Уметь:
- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;
- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;
- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;
- пользоваться информационно-поисковыми системами;
- работать с традиционными носителями информации;
- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;
- использовать ресурсы Интернета;
- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;
- вести деловую переписку по электронной почте;
- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме результатов своей профессиональной деятельности.
Владеть:
- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;
- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.
- основные понятия навигации и лоции
Уметь:
- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;
- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;
- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;
- пользоваться информационно-поисковыми системами;
- работать с традиционными носителями информации;
- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;
- использовать ресурсы Интернета;
- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;
- вести деловую переписку по электронной почте;
- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме результатов своей профессиональной деятельности.
Владеть:
- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;
- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.
- основные понятия навигации и лоции
Уметь:
- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;
- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;
- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;
- пользоваться информационно-поисковыми системами;
- работать с традиционными носителями информации;
- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;
- использовать ресурсы Интернета;
- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;
- вести деловую переписку по электронной почте;
- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме результатов своей профессиональной деятельности.
Владеть:
- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;
- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.
часов
1.1. Форма и размеры Земли.
1.2. Основные точки, линии, окружности и плоскости на поверхности Земли.
1.3. Географические координаты, разность широт и разность долгот.
1.4. Единицы длины и скорости, принятые в судовождении.
1.5. Видимый горизонт, дальность видимости предметов и маячных огней.
2.1. Поправка магнитного компаса. Компасные направления, исправление и перевод.
2.2. Поправка гирокомпаса. Гирокомпасные курсы и пеленги.
2.3. Определения поправки компаса
2.4. Соотношение между направлениями по гирокомпасу и магнитному компасу.
2.5. Навигационные створы.
№1 Задачи на расчет РШ, РД, координат пункта прихода и координат пункта отхода.
№2 Задачи на перевод одной системы деления горизонта в другую. Задачи на приведение магнитного склонения к году плавания, на выборку девиации магнитного компаса из таблицы девиации и на расчет общей поправки магнитного компаса.
№3 Задачи на перевод и исправление румбов.
Задачи на определение девиации и поправки магнитного компаса.
3.1. Лаги. Определение скорости, поправки лага и пройденного судном расстояния. Учёт поправки и коэффициента лага.
3.2. Таблица 2.17 «Пройденное по лагу расстояние» (МТ-2000).
3.3. Таблица 2.15 «Расстояние по времени и скорости» (МТ-2000).
Логарифмическая шкала скорости.
3.4. Ручной лот, состав, разбивка, применение. Понятие об эхолотах.
4.1. Общие сведения о картографических проекциях и их классификация.
4.2. Карта. Общие сведения и определения. Требования к навигационным морским картам.
4.3. Меркаторская проекция.
4.4. Компоновка карты.
4.5. Навигационные морские карты. Классификация навигационных морских карт.
4.6. Масштаб карт. Предельная точность масштаба.
4.7. Оценка достоинства карты и степень доверия к ней.
4.8. Подъём карты.
4.9. Меридиональные части и разность меридиональных частей. Таблицы 2.28а «Меридиональные части» и 2.286 «Поправки для вычисления меридиональных частей шара» (МТ-2000).
4.10. Понятие о локсодромии и ортодромии.
№4 Задачи на определение маневренных элементов судна и поправки лага.
№5 Графическая система координат. Работа с навигационной картой. Определение координат на карте.
№6 Графическая система координат. Работа с навигационной картой. Определение координат. Измерение расстояний и направлений на карте.
5.1. Прокладочный инструмент и его выверки.
5.2. Сущность графического счисления. Предварительная и исполнительная прокладки.
5.3. Решение задач на навигационной морской карте.
5.4. Циркуляция судна.
5.5. Учёт циркуляции.
5.6. Графическое счисление без учёта дрейфа и течения.
5.7. Дрейф судна.
5.8. Определение угла дрейфа судна.
5.9. Учёт дрейфа при прокладке.
№7 Прокладка в разных условиях (без учета дрейфа и течения).
Расчет ошибок счисления.
6.1. Виды аналитического счисления, сущность и применение.
6.2. Простое аналитическое (письменное) счисление.
6.3. Аналитическое составное счисление с учётом циркуляции, дрейфа и течения.
№8 Прокладка в разных условиях (с учетом дрейфа и течения).
Расчет ошибок счисления.
№9 Прокладка в разных условиях (с учетом дрейфа и течения).
Расчет ошибок счисления.
Комплектование судовой коллекции карт и руководств для плавания.
7.1. Понятие об изолинии и линии положения.
7.2. Ограждающие изолинии.
7.3. Общие понятия определения места судна.
7.4. Определение места судна по двум горизонтальным углам
7.5. Определение места судна по двум визуальным пеленгам.
7.6. Определение места судна по трём визуальным пеленгам.
7.7. Комбинированные способы определения места судна.
7.8. Определение места судна способом крюйс-пеленга и крюйс-расстояния.
7.9. Погрешности при навигационных определениях. Оценка точности полученных обсерваций.
7.10. Контроль счисления пути и анализ достоверности обсерваций.
№10 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения) Расчет ошибок обсервации. №11 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения) Расчет ошибок обсервации. №12 Прокладка пути судна с определением места по разновременным наблюдениям и учетом дрейфа и течения.
8.1. Назначение и принцип действия судовых навигационных РЛС.
8.2. Особенности использования РЛС.
8.3. Определение места судна по РЛС.
8.4. Средства автоматической радиолокационной прокладки.
9.1. Работа спутниковых радионавигационных систем.
9.2. Сетевая радионавигационная спутниковая система «ГЛОНАСС».
9.3. Сетевая радионавигационная спутниковая система GPS.
9.4. Планирование перехода при помощи АПИ СРНС «ГЛОНАСС»/«NAVSTAR».
9.5. Безопасный маршрутный коридор.
9.6. Таблица предварительной прокладки. Таблица плана перехода.
9.7. Обеспечение безопасности якорной стоянки.
9.8. Дифференциальная подсистема глобальной навигационной спутниковой системы.
№13 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.
№14 Прокладка с определением места судна визуальными и РЛС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.
№15 Прокладка с определением места судна визуальными и РЛС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.
№16 Прокладка с определением места судна визуальными и СНС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.
№17 Прокладка с определением места судна визуальными и СНС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.
10.1. Отечественные руководства и пособия для плавания.
10.2. Корректурные документы.
10.3. Корректура карт и пособий для плавания.
10.4. Подбор карт и пособий для района плавания.
10.5. Адмиралтейские морские навигационные карты и пособия.
10.6. Корректура Адмиралтейских карт и пособий.
№18 Работа с руководствами и пособиями для плавания, корректурными документами.
Корректура карт и пособий
Влияние гидрометеорологических факторов на дальность видимости горизонта, предметов и огней.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.