2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Навигация и лоция_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигация и лоция»
26.03.01 – Б1.В.04 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Навигация и лоция»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.04 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Навигация и лоция»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Навигация и лоция» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.А. Лутков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Навигация и лоция»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные понятия навигации и лоции

Уметь:

- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;

- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;

- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;

- пользоваться информационно-поисковыми системами;

- работать с традиционными носителями информации;

- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;

- использовать ресурсы Интернета;  

- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;

- вести деловую переписку по электронной почте;  

- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме  результатов своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации и лоции

Уметь:

- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;

- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;

- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;

- пользоваться информационно-поисковыми системами;

- работать с традиционными носителями информации;

- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;

- использовать ресурсы Интернета;  

- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;

- вести деловую переписку по электронной почте;  

- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме  результатов своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия навигации и лоции

Уметь:

- анализировать и систематизировать полученные знания, проводить исследовательскую деятельность, использовать методы информационных технологий и их средства при разработке поставленных проблем;

- работать со справочной литературой, читать чертежи и техническую документацию;

- пользоваться электронными библиотеками и каталогами;

- пользоваться информационно-поисковыми системами;

- работать с традиционными носителями информации;

- создавать базы данных и работать с распределенными базами знаний;

- использовать ресурсы Интернета;  

- применять навыки и умения в этой области для решения профессиональных задач;

- вести деловую переписку по электронной почте;  

- эффективно использовать компьютер для представления в доступной и понятной форме  результатов своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- методикой предварительной проработки рейса судна и навигационного обеспечения перехода с учетом гидрометеорологических условий плавания, с использованием навигационных карт, руководств для плавания и навигационных пособий, включая электронные, с демонстрацией на соответствующем оборудовании;

- навыками ведения аналитического и графического счисления и определения местоположения судна с оценкой точности обсервации.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5, 6 семестре.
Дисциплина «Навигация и лоция» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Управление судном
 
- Электронная картография
 
- Геодезические вычисления
 
- Иностранный язык
 
- Высшая геодезия
 
- Математика
 
- Топография
 
- Физика
 
- Экология
 
- География водных путей
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Геодезические вычисления
 
- Электронная картография
 
- Управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
24
12
12
Практические занятия
24
12
12
Самостоятельная работа
114
84
30
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
108
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Раздел 1. Основные понятия и определения
Лекционные занятия:

1.1. Форма и размеры Земли.

1.2. Основные точки, линии, окружности и плоскости на поверхности Земли.

1.3. Географические координаты, разность широт и разность долгот.

1.4. Единицы длины и скорости, принятые в судовождении.

1.5. Видимый горизонт, дальность видимости предметов и маячных огней. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

2.1. Поправка магнитного компаса. Компасные направления, исправление и перевод.

2.2. Поправка гирокомпаса. Гирокомпасные курсы и пеленги.

2.3. Определения поправки компаса

2.4. Соотношение между направлениями по гирокомпасу и магнитному компасу.

2.5. Навигационные створы.

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 2. Определение направлений в море 
Практические занятия:

№1 Задачи на расчет РШ, РД, координат пункта прихода и координат пункта отхода.

№2 Задачи на перевод одной системы деления горизонта в другую. Задачи на приведение магнитного склонения к году плавания, на выборку девиации магнитного компаса из таблицы девиации и на расчет общей поправки магнитного компаса.

№3 Задачи на перевод и исправление румбов.

Задачи на определение девиации и поправки магнитного компаса.

6
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 3. Скорость судна и пройденное расстояние
Лекционные занятия:

3.1. Лаги. Определение скорости, поправки лага и пройденного судном расстояния. Учёт поправки и коэффициента лага.

3.2. Таблица 2.17 «Пройденное по лагу расстояние» (МТ-2000).

3.3. Таблица 2.15 «Расстояние по времени и скорости» (МТ-2000).

Логарифмическая шкала скорости.

3.4. Ручной лот, состав, разбивка, применение. Понятие об эхолотах.

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

4.1. Общие сведения о картографических проекциях и их классификация.

4.2. Карта. Общие сведения и определения. Требования к навигационным морским картам.

4.3. Меркаторская проекция.

4.4. Компоновка карты.

4.5. Навигационные морские карты. Классификация навигационных морских карт.

4.6. Масштаб карт. Предельная точность масштаба.

4.7. Оценка достоинства карты и степень доверия к ней.

4.8. Подъём карты.

4.9. Меридиональные части и разность меридиональных частей. Таблицы 2.28а «Меридиональные части» и 2.286 «Поправки для вычисления меридиональных частей шара» (МТ-2000).

4.10. Понятие о локсодромии и ортодромии.  

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 4. Картографические проекции 
Практические занятия:

№4 Задачи на определение маневренных элементов судна и поправки лага.

№5 Графическая система координат. Работа с навигационной картой. Определение координат на карте.

№6 Графическая система координат. Работа с навигационной картой. Определение координат. Измерение расстояний и направлений на карте. 

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

5.1. Прокладочный инструмент и его выверки.

5.2. Сущность графического счисления. Предварительная и исполнительная прокладки.

5.3. Решение задач на навигационной морской карте.

5.4. Циркуляция судна.

5.5. Учёт циркуляции.

5.6. Графическое счисление без учёта дрейфа и течения.

5.7. Дрейф судна.

5.8. Определение угла дрейфа судна.

5.9. Учёт дрейфа при прокладке. 

3
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 5. Графическое счисление пути 
Практические занятия:

№7 Прокладка в разных условиях (без учета дрейфа и течения).

Расчет ошибок счисления. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:
84
 
6 семестр
 
Раздел 2. 
 
Лекционные занятия:

6.1. Виды аналитического счисления, сущность и применение.

6.2. Простое аналитическое (письменное) счисление.

6.3. Аналитическое составное счисление с учётом циркуляции, дрейфа и течения. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

№8 Прокладка в разных условиях (с учетом дрейфа и течения).

Расчет ошибок счисления.

№9 Прокладка в разных условиях (с учетом дрейфа и течения).

Расчет ошибок счисления. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 6. Аналитическое счисление 
Самостоятельная работа:

Комплектование судовой коллекции карт и руководств для плавания.

15
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

7.1. Понятие об изолинии и линии положения.

7.2. Ограждающие изолинии.

7.3. Общие понятия определения места судна.

7.4. Определение места судна по двум горизонтальным углам

7.5. Определение места судна по двум визуальным пеленгам.

7.6. Определение места судна по трём визуальным пеленгам.

7.7. Комбинированные способы определения места судна.

7.8.  Определение места судна способом крюйс-пеленга и крюйс-расстояния.

7.9. Погрешности при навигационных определениях. Оценка точности полученных обсерваций.

7.10. Контроль счисления пути и анализ достоверности обсерваций. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 7. Плавание с использованием наземных и береговых ориентиров
Практические занятия:

№10 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения) Расчет ошибок обсервации. №11 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения) Расчет ошибок обсервации. №12 Прокладка пути судна с определением места по разновременным наблюдениям и учетом дрейфа и течения.

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 8. Применение радиотехнических средств в навигации, 
Лекционные занятия:

8.1. Назначение и принцип действия судовых навигационных РЛС.

8.2. Особенности использования РЛС.

8.3. Определение места судна по РЛС.

8.4. Средства автоматической радиолокационной прокладки. 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

9.1. Работа спутниковых радионавигационных систем.

9.2. Сетевая радионавигационная спутниковая система «ГЛОНАСС».

9.3. Сетевая радионавигационная спутниковая система GPS.

9.4. Планирование перехода при помощи АПИ СРНС «ГЛОНАСС»/«NAVSTAR».

9.5. Безопасный маршрутный коридор.

9.6. Таблица предварительной прокладки. Таблица плана перехода.

9.7. Обеспечение безопасности якорной стоянки.

9.8. Дифференциальная подсистема глобальной навигационной спутниковой системы.

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 9. Спутниковые радионавигационные системы 
Практические занятия:

№13 Прокладка с определением места судна визуальными способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.

№14 Прокладка с определением места судна визуальными и РЛС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.

№15 Прокладка с определением места судна визуальными и РЛС способами в разных условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.

№16 Прокладка с определением места судна визуальными и СНС способами в разных  условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации.

№17 Прокладка с определением места судна визуальными и СНС способами в разных  условиях плавания (с учетом дрейфа и течения). Расчет ошибок обсервации. 

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

10.1. Отечественные руководства и пособия для плавания.

10.2. Корректурные документы.

10.3. Корректура карт и пособий для плавания.

10.4. Подбор карт и пособий для района плавания.

10.5. Адмиралтейские морские навигационные карты и пособия.

10.6. Корректура Адмиралтейских карт и пособий. 

4
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

№18 Работа с руководствами и пособиями для плавания, корректурными документами.

Корректура карт и пособий 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 10. Пособия для плавания и их использование
Самостоятельная работа:

Влияние гидрометеорологических факторов на дальность видимости горизонта, предметов и огней.

15
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Навигация и лоция» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.