2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Технические средства судовождения_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
26.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства судовождения»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Технические средства судовождения»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Технические средства судовождения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В.Н. Зайцев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Технические средства судовождения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.

- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;

- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.

Уметь:

Владеть:

ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.

- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.

Владеть:

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
 
 
 
 
 
 
Знать:

- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.

- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;

- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.

Уметь:

Владеть:

ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.

- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.

Владеть:

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3, 4 курсе в 6, 7 семестре.
Дисциплина «Технические средства судовождения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Метрология, стандартизация, сертификация
 
- Общая электротехника и электроника
 
- Информатика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигация и лоция
 
- Управление судном
 
- Навигационное оборудование водных путей
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
60
24
36
В том числе: 
Лекционные занятия
24
12
12
Практические занятия
36
12
24
Самостоятельная работа
120
48
72
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
216
72
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Магнитные компасы
 
Лекционные занятия:

Магнитное поле и его элементы. Земной магнетизм и его элементы 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Магнитный компас КМ-145. Эксплуатация 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 1

Магнитный компас КМ-145. Состав комплекта и основные технические характеристики. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.1 Введение. Общие сведения о магнетизме 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 2

Магнитный компас КМ-115. Состав комплекта и основные технические характеристики. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Магнитное поле судна.

Девиация магнитного компаса. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Морской магнитный 127 мм компас УКП-М.

Эксплуатация

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 3

Магнитный компас УКП-М. Состав комплекта и основные технические характеристики. 

3
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.2 Магнитное поле судна 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 4

Выверка 127 мм магнитного компаса УКП-М 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.3 Уравнения Пуассона
Лекционные занятия:

Проекции напряжённости.

Параметры Пуассона 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Магнитный компас КМО-Т. Эксплуатация

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.3 Уравнения Пуассона
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 5

Магнитный компас КМО-Т. Состав комплекта и основные технические характеристики. 

3
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Силы земного магнетизма, Силы от мягкого и твёрдого судового железа 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Устройство котелка магнитного компаса УКП-М

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.4 Анализ уравнений Пуассона 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 6

Магнитные компасы иностранного производства: Plath: Jupiter, Neptun, Venus (Германия). 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Вывод основной формулы девиации. Судовые магнитные силы.

Построение сил в виде многоугольника 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Выверка магнитного компаса 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.5 Преобразование уравнений Пуассона.
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 7

Основные проверки магнитного компаса.

Самостоятельная работа

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Постоянная, полукруговая, четвертная девиации 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Приборы для уничтожения девиации 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 8

Уничтожение полукруговой девиации на 4-х главных компасных курсах способом Колонга

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.6 Характер и свойства девиации 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 9

Уничтожение креновой девиации с помощью инклинатора.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Необходимость вычисления таблицы остаточной девиации. Вычисление коэффициентов A,B,C,D,E 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Измерение магнитных сил с помощью дефлектора 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 10

Девиация от индукции и её уничтожение. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.7 Вычисление таблицы остаточной девиации компаса 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 11

Электромагнитная девиация, её уничтожение 

5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Магнитные компасы с картушкой и индукционные. Оптическая и электромеханическая системы дистанционной передачи

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Бесстрелочный индукционный магнитный компас

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.8 Системы дистанционной передачи информации
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 12

Магнитный индукционный компас ДС-83. Состав комплекта и основные технические характеристики. 

5
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
7 семестр
 
Раздел 2. Судовые гирокомпасы 
 
Лекционные занятия:

Вектор кинетического момента. Вывод формулы скоростной девиации 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 1

Общий принцип построения гирокомпаса. Суточное вращение Земли.

Техническая реализация гирокомпаса с непосредственным управлением 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 2 Устройство и принцип действия двухгироскопного Ч.Э.

Достоинства данного прибора, выводы. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 1

Свойства гироскопа Доказательство свойств гироскопа.

Гироскопический момент.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.1 Скоростная девиация гирокомпаса 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 2

Свойства гироскопа.

Доказательство свойств гироскопа 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Влияние движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом на х-ки ГК (п.3.9). Влияние маневрирования судна на ГК. Апериодический переход. Апериодический ГК.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 3

Влияние движения судна с постоянным курсом и постоянной скоростью на гирокомпас с непосредственным управлением (п.3.7).

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 4

Условие апериодического перехода. Понятие об апериодическом гирокомпасе. Расчётная широта. 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 3

Влияние движения судна с постоянным скоростью и постоянным курсом на характеристики гирокомпаса (п.3.9).

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.2 Инерционная девиация 1 и 2 рода 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 4

Назначение и комплектация ГК Вега-М.

Основные технические характеристики.

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Физическая сущность снижения девиации.

Влияние качки на двухгироскопный компас с пониженным центром масс.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 5

Фиброоптические гирокомпасы. Принцип работы фиброгирометров.

Характеристики этих приборов.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.3 Влияние качки на двухгироскопный компас
Практические занятия:

Практическая работа № 6

Устройство и принцип действия навигационного гиротахометра

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.3 Влияние качки на двухгироскопный компас
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 5

Эксплуатация ГК Амур-3М. Состав гирокомпаса, назначение, основные технические характеристики. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Раздел 3. Судовые эхолоты 
 
Лекционные занятия:

Общие сведения.

Основные свойства и параметры звукового поля. Распространение акустических волн в воде.

Скорость звука, длина волны, волновое уравнение

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 7

Классификация лагов.

Принцип действия гидроакустического доплеровского лага.

Абсолютные и относительные лаги.

Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 8

Комплект приборов и основные технические характеристики прибора. Эксплуатация эхолота 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 6

Особенности распространения звуковых волн.

Интерференция, дифракция, рефракция, реверберация, отражательная способность грунта. 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.4 Звуковое поле. Параметры гидроакустических волн 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 7

Эхолот НЭЛ М-3Б.

Комплект приборов и основные технические характеристики. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Гидроакустические приборы. Принцип акустического измерения глубин. Структурная схема эхолота 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 9

Комплект приборов и основные технические характеристики прибора. Эксплуатация эхолота

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 8

Особенности устройства и эксплуатации современных зарубежных эхолотов: LAZ-5000, AtlasEchograph-481(Германия), EN-250 (Норвегия). 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.5 Акустические измерители глубины 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 9

Эхолоты фирмы Furuno (Япония). Состав комплекта и основные технические характеристики. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Магнитострикционные и пьезоэлектрические вибраторы.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.6 Излучатели гидроакустических волн 
Практические занятия:

Практическая работа № 10

Методические и инструментальные погрешности эхолотов. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 10

Эхолот НЭЛ 20К.

Комплект приборов и основные технические характеристики. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.6 Излучатели гидроакустических волн 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 11

Доплеровский лаг ЛА-53.

Эксплуатация лага. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Раздел 4. Лаги
 
Лекционные занятия:

Классификация лагов.

Принцип действия гидроакустического доплеровского лага.

Абсолютные и относительные лаги.

Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 11

Работа индукционного лага. Устройство индукционного преобразователя 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 12

Комплект приборов и основные технические характеристики прибора «ИЭЛ-2М».

Эксплуатация лага 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 13

Постоянная, линейная, нелинейная составляющие погрешностей индукционного лага 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 14

Структурная схема 4-х лучевого доплеровского  лага.

Состав, принцип работы 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.7 Гидроакустические лаги
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 12

Доплеровский гидроакустический лаг ДГЛ-1. Эксплуатация лага. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Принцип действия гидроакустического корреляционного лага.

Структурная схема лага. Достоинства и недостатки прибора.

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 15

Причины возникновения погрешностей: от угла наклона лучей, нестабильности частоты, изменения скорости звука, ошибки измерения сдвига частот

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 16

Лаг «ЛА-53». Состав комплекта. Органы управления лагом.

Эксплуатация. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.8 Корреляционные лаги 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 13

Индукционный лаг ИЭЛ-2М. Основные технические характеристики.

Эксплуатация лага. 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Принцип действия спутникового доплеровского лага.

Достоинства и недостатки прибора. Учёт погрешностей 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 17

Лаг «РДЛ-3»Комплект приборов. Основные технические характеристики. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Практическая работа № 18

Лаги иностранных производителей SAL-840, SAL-860. Комплект приборов, основные технические характеристики. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1.9 Спутниковые радиодоплеровские лаги 
Самостоятельная работа:

Самостоятельная работа № 14

Корреляционные лаги SAL-840, SAL-860 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Технические средства судовождения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.