ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Технические средства судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Технические средства судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.
- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;
- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.
- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
- порядок безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов с соблюдением правил Т.Б., производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда.
- устройство, принцип работы гидрографических приборов и инструментов для определения геодезических координат средствами навигационного оборудования;
- методы и способы выполнения поверки, тарировки и калибровки, технического обслуживания гидрографических приборов, средств навигационного обслуживания.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования.
- работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
часов
Магнитное поле и его элементы. Земной магнетизм и его элементы
Магнитный компас КМ-145. Эксплуатация
Самостоятельная работа № 1
Магнитный компас КМ-145. Состав комплекта и основные технические характеристики.
Самостоятельная работа № 2
Магнитный компас КМ-115. Состав комплекта и основные технические характеристики.
Магнитное поле судна.
Девиация магнитного компаса.
Морской магнитный 127 мм компас УКП-М.
Эксплуатация
Самостоятельная работа № 3
Магнитный компас УКП-М. Состав комплекта и основные технические характеристики.
Самостоятельная работа № 4
Выверка 127 мм магнитного компаса УКП-М
Проекции напряжённости.
Параметры Пуассона
Магнитный компас КМО-Т. Эксплуатация
Самостоятельная работа № 5
Магнитный компас КМО-Т. Состав комплекта и основные технические характеристики.
Силы земного магнетизма, Силы от мягкого и твёрдого судового железа
Устройство котелка магнитного компаса УКП-М
Самостоятельная работа № 6
Магнитные компасы иностранного производства: Plath: Jupiter, Neptun, Venus (Германия).
Вывод основной формулы девиации. Судовые магнитные силы.
Построение сил в виде многоугольника
Выверка магнитного компаса
Самостоятельная работа № 7
Основные проверки магнитного компаса.
Самостоятельная работа
Постоянная, полукруговая, четвертная девиации
Приборы для уничтожения девиации
Самостоятельная работа № 8
Уничтожение полукруговой девиации на 4-х главных компасных курсах способом Колонга
Самостоятельная работа № 9
Уничтожение креновой девиации с помощью инклинатора.
Необходимость вычисления таблицы остаточной девиации. Вычисление коэффициентов A,B,C,D,E
Измерение магнитных сил с помощью дефлектора
Самостоятельная работа № 10
Девиация от индукции и её уничтожение.
Самостоятельная работа № 11
Электромагнитная девиация, её уничтожение
Магнитные компасы с картушкой и индукционные. Оптическая и электромеханическая системы дистанционной передачи
Бесстрелочный индукционный магнитный компас
Самостоятельная работа № 12
Магнитный индукционный компас ДС-83. Состав комплекта и основные технические характеристики.
Вектор кинетического момента. Вывод формулы скоростной девиации
Практическая работа № 1
Общий принцип построения гирокомпаса. Суточное вращение Земли.
Техническая реализация гирокомпаса с непосредственным управлением
Практическая работа № 2 Устройство и принцип действия двухгироскопного Ч.Э.
Достоинства данного прибора, выводы.
Самостоятельная работа № 1
Свойства гироскопа Доказательство свойств гироскопа.
Гироскопический момент.
Самостоятельная работа № 2
Свойства гироскопа.
Доказательство свойств гироскопа
Влияние движения судна с постоянной скоростью и постоянным курсом на х-ки ГК (п.3.9). Влияние маневрирования судна на ГК. Апериодический переход. Апериодический ГК.
Практическая работа № 3
Влияние движения судна с постоянным курсом и постоянной скоростью на гирокомпас с непосредственным управлением (п.3.7).
Практическая работа № 4
Условие апериодического перехода. Понятие об апериодическом гирокомпасе. Расчётная широта.
Самостоятельная работа № 3
Влияние движения судна с постоянным скоростью и постоянным курсом на характеристики гирокомпаса (п.3.9).
Самостоятельная работа № 4
Назначение и комплектация ГК Вега-М.
Основные технические характеристики.
Физическая сущность снижения девиации.
Влияние качки на двухгироскопный компас с пониженным центром масс.
Практическая работа № 5
Фиброоптические гирокомпасы. Принцип работы фиброгирометров.
Характеристики этих приборов.
Практическая работа № 6
Устройство и принцип действия навигационного гиротахометра
Самостоятельная работа № 5
Эксплуатация ГК Амур-3М. Состав гирокомпаса, назначение, основные технические характеристики.
Общие сведения.
Основные свойства и параметры звукового поля. Распространение акустических волн в воде.
Скорость звука, длина волны, волновое уравнение
Практическая работа № 7
Классификация лагов.
Принцип действия гидроакустического доплеровского лага.
Абсолютные и относительные лаги.
Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги
Практическая работа № 8
Комплект приборов и основные технические характеристики прибора. Эксплуатация эхолота
Самостоятельная работа № 6
Особенности распространения звуковых волн.
Интерференция, дифракция, рефракция, реверберация, отражательная способность грунта.
Самостоятельная работа № 7
Эхолот НЭЛ М-3Б.
Комплект приборов и основные технические характеристики.
Гидроакустические приборы. Принцип акустического измерения глубин. Структурная схема эхолота
Практическая работа № 9
Комплект приборов и основные технические характеристики прибора. Эксплуатация эхолота
Самостоятельная работа № 8
Особенности устройства и эксплуатации современных зарубежных эхолотов: LAZ-5000, AtlasEchograph-481(Германия), EN-250 (Норвегия).
Самостоятельная работа № 9
Эхолоты фирмы Furuno (Япония). Состав комплекта и основные технические характеристики.
Магнитострикционные и пьезоэлектрические вибраторы.
Практическая работа № 10
Методические и инструментальные погрешности эхолотов.
Самостоятельная работа № 10
Эхолот НЭЛ 20К.
Комплект приборов и основные технические характеристики.
Самостоятельная работа № 11
Доплеровский лаг ЛА-53.
Эксплуатация лага.
Классификация лагов.
Принцип действия гидроакустического доплеровского лага.
Абсолютные и относительные лаги.
Однокомпонентные и двухкомпонентные лаги
Практическая работа № 11
Работа индукционного лага. Устройство индукционного преобразователя
Практическая работа № 12
Комплект приборов и основные технические характеристики прибора «ИЭЛ-2М».
Эксплуатация лага
Практическая работа № 13
Постоянная, линейная, нелинейная составляющие погрешностей индукционного лага
Практическая работа № 14
Структурная схема 4-х лучевого доплеровского лага.
Состав, принцип работы
Самостоятельная работа № 12
Доплеровский гидроакустический лаг ДГЛ-1. Эксплуатация лага.
Принцип действия гидроакустического корреляционного лага.
Структурная схема лага. Достоинства и недостатки прибора.
Практическая работа № 15
Причины возникновения погрешностей: от угла наклона лучей, нестабильности частоты, изменения скорости звука, ошибки измерения сдвига частот
Практическая работа № 16
Лаг «ЛА-53». Состав комплекта. Органы управления лагом.
Эксплуатация.
Самостоятельная работа № 13
Индукционный лаг ИЭЛ-2М. Основные технические характеристики.
Эксплуатация лага.
Принцип действия спутникового доплеровского лага.
Достоинства и недостатки прибора. Учёт погрешностей
Практическая работа № 17
Лаг «РДЛ-3»Комплект приборов. Основные технические характеристики.
Практическая работа № 18
Лаги иностранных производителей SAL-840, SAL-860. Комплект приборов, основные технические характеристики.
Самостоятельная работа № 14
Корреляционные лаги SAL-840, SAL-860
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.