ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Гидрографические информационные системы»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрографические информационные системы»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.
Уметь:
- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.
Владеть:
- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных
- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.
Уметь:
- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.
Владеть:
- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных
- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.
Уметь:
- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.
Владеть:
- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных
- основные этапы выполнения гидрографических работ;
- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки
Уметь:
- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.
Владеть:
- методикой планирования, выполнения и окончательной обработки результатов гидрографических работ, включая вопросы оценки качества результатов и их представление в аналоговом и цифровом виде в форматах файлов, принятых в современной гидрографической практике
- основные этапы выполнения гидрографических работ;
- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки
Уметь:
- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.
Владеть:
- основные этапы выполнения гидрографических работ;
- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки
Уметь:
- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.
Владеть:
часов
История автоматизации в гидрографии и навигации.
Основы работы с ЭГИС QINSy.
Создание простого проекта шаблона базы данных в реальном времени
Краткая история автоматизации в навигации и гидрографии.
Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы.
Основы работы с ЭГИС QINSy.
Режим RTK.
Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы.
Требования к ЭКНИС
ЭКС и ЭКНИС.
Общие требования к ЭКНИС.
Развитие электронной навигационной картографии.
Основы работы с ЭГИС QINSy.
Базовые компоненты пакета
Общие требования к ЭКНИС.
Развитие электронной навигационной картографии.
Электронные навигационные карты.
Стандарт S-57.
Стандарт S-57: основные сведения и направления развития.
Типы электронных навигационных карт
Программные модули QINSy.
Создание проекта в QINSy.
Типы электронных навигационных карт
Программа-вьювер «CARIS Easy View»
Преимущества электронных навигационных карт
Методы создания электронных карт.
Преимущества электронных навигационных карт
Общие сведения.
Составные части ГИС.
Участие людей в ГИС.
Источники данных ГИС
Аппаратное обеспечение ГИС.
Программное обеспечение ГИС.
Геоинформационные системы.
Разнообразие приложений ГИС
Моделирование объектов с помощью ГИС.
«Сеточное» представление геоизображений.
Изображение поверхности.
Типы данных, используемых в ГИС.
Атрибуты.
Настройка базы данных QINSy
Растры.
Визуализация поверхностей слоями нерегулярной триангуляционной сети.
Методы отображения слоев TIN.
Визуализация поверхностей слоями нерегулярной триангуляционной сети.
Методы отображения слоев TIN.
Настройка базы данных QINSy.
Программа-вьювер «CARIS Easy View».
Общие сведения о программе.
Геоинформационная система «Global Mapper».
Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper»
Настройка базы данных QINSy.
Создание нового проекта в QINSy с копированием и модификацией
Общие сведения о программе.
Геоинформационная система «Global Mapper».
Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper»
Фильтры реального времени для эхолотов
Общие сведения о программе.
Геоинформационная система «Global Mapper».
Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper»
Распределение скорости звука в воде.
Использование программы менеджера галсов
Основные направления современной гидрографической деятельности и классификация электронных гидрографических информационных систем.
Съемки для создания морских навигационных карт в интересах безопасности мореплавания
Фиксация событий процесса съемки.
Регистрация данных съемки
Геоинформационная система «Global Mapper»
Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.
Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.
Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.
Цифровое моделирование рельефа дна.
Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.
Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.
Цифровое моделирование рельефа дна.
Создание окон в программе «Контроллер»
Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.
Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.
Цифровое моделирование рельефа дна.
Основные направления современной гидрографической деятельности и классификация электронных гидрографических информационных систем.
Съемки для создания морских навигационных карт в интересах безопасности мореплавания.
Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.
Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов
Виды цифровых моделей рельефа дна
Воспроизведение съемки
Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС
Нерегулярная треугольная сеть (TIN-модель)
Модуль анализа первичных данных.
Настройка импорта баз данных
Визуализация цифровых моделей рельефа дна
Варианты использования TIN-моделей.
Методы интерполяции
Батиметрическая съемка. Подготовка к выполнению батиметрической съемки.
Работа с QINSy Survey в имитационном режиме
Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна
Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна.
Варианты оценки качества площадной съемки, реализованные в ЭГИС
Варианты оценки качества площадной съемки, реализованные в ЭГИС
Форматы файлов сбора и обработки данных съемки рельефа, используемых в ЭГИС
Форматы электронных изображений и электронных навигационных карт
Калибровка системы.
Подготовка к созданию регулярной сети глубин
Работа с программой «Контроллер»
Работа с QINSy Survey
Использование векторных карт формата shp, созданных в ГИС ArcGIS (ESRI).
Использование растровых электронных изображений форматов JPEG2000 и MrSIDS.
Форматы файлов сбора и обработки данных съемки рельефа, используемых в ЭГИС.
Форматы первичных данных и постобработки батиметрии в ЭГИС.
Форматы данных первичной гидролокационной информации
Контроль качества батиметрической информации
Контроль качества съемки МЛЭ.
Работа ЭГИС QINSy на ходу с 2-мя объектами
Постобработка данных
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.