2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Гидрографические информационные системы_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрографические информационные системы»
26.03.01 – Б1.В.06 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрографические информационные системы»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.06 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрографические информационные системы»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Гидрографические информационные системы» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., К.А. Колесникова
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Гидрографические информационные системы»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.

Владеть:

- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных

ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.

Владеть:

- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных

ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные фонды и базы данных гидрографической и картографической информации.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы применения фондов и баз данных гидрографической и картографической информации.

Владеть:

- навыками работы с применением гидрографических информационных систем: ввод исходных данных

ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы выполнения гидрографических работ;

- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки

Уметь:

- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.

Владеть:

- методикой планирования, выполнения и окончательной обработки результатов гидрографических работ, включая вопросы оценки качества результатов и их представление в аналоговом и цифровом виде в форматах файлов, принятых в современной гидрографической практике

ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы выполнения гидрографических работ;

- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки

Уметь:

- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.

Владеть:

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- основные этапы выполнения гидрографических работ;

- форматы файлов электронных карт и геоизображений, методику использования электронных гидрографических информационных систем (ЭГИС) при проектировании и выполнении съемки рельефа дна, а также способы полевой контроля качества результатов съемки

Уметь:

- эффективно применять современные компьютерные технологии при выполнении гидрографических работ для съемки рельефа дна и навигационно- гидрографическом обеспечении геофизических и океанографических работ.

Владеть:

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3, 4 курсе в 6, 7 семестре.
Дисциплина «Гидрографические информационные системы» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрография
 
- Картография
 
- Информационные технологии
 
- Теория ошибок
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Составление электронных карт
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 252 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
60
24
36
В том числе: 
Лекционные занятия
24
12
12
Практические занятия
36
12
24
Самостоятельная работа
156
48
108
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
252
72
180
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Морские электронные информационные системы и электронные навигационные карты 
 
Лекционные занятия:

История автоматизации в гидрографии и навигации. 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Основы работы с ЭГИС QINSy.

Создание простого проекта шаблона базы данных в реальном времени 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Введение
Самостоятельная работа:

Краткая история автоматизации в навигации и гидрографии.

5
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы. 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы. 
Практические занятия:

Основы работы с ЭГИС QINSy.

Режим RTK.

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы. 
Самостоятельная работа:

Электронные картографические системы и электронные картографические навигационные информационные системы.

Требования к ЭКНИС

10
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

ЭКС и ЭКНИС.

Общие требования к ЭКНИС.

Развитие электронной навигационной картографии. 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Основы работы с ЭГИС QINSy.

Базовые компоненты пакета

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
ЭКС и ЭКНИС.

Общие требования к ЭКНИС.

Развитие электронной навигационной картографии. 

Самостоятельная работа:

Электронные навигационные карты.

Стандарт S-57. 

10
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Стандарт S-57: основные сведения и направления развития.

Типы электронных навигационных карт

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Программные модули QINSy.

Создание проекта в QINSy.

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Стандарт S-57: основные сведения и направления развития.

Типы электронных навигационных карт

Самостоятельная работа:

Программа-вьювер «CARIS Easy View»

11
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Методы создания электронных карт.

Преимущества электронных навигационных карт

Лекционные занятия:

Методы создания электронных карт.

Преимущества электронных навигационных карт

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Геоинформационные системы
 
Лекционные занятия:

Общие сведения.

Составные части ГИС.

Участие людей в ГИС.

Источники данных ГИС

Аппаратное обеспечение ГИС.

Программное обеспечение ГИС.

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Геоинформационные системы. 
Самостоятельная работа:

Геоинформационные системы.

Разнообразие приложений ГИС

12
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Разнообразие приложений ГИС.
Лекционные занятия:

Моделирование объектов с помощью ГИС.

«Сеточное» представление геоизображений.

Изображение поверхности.

Типы данных, используемых в ГИС.

Атрибуты. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Разнообразие приложений ГИС.
Практические занятия:

Настройка базы данных QINSy

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Растры.

Визуализация поверхностей слоями нерегулярной триангуляционной сети.

Методы отображения слоев TIN. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Растры.

Визуализация поверхностей слоями нерегулярной триангуляционной сети.

Методы отображения слоев TIN. 

Практические занятия:

Настройка базы данных QINSy. 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Программа-вьювер «CARIS Easy View».

Общие сведения о программе.

Геоинформационная система «Global Mapper».

Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper» 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Настройка базы данных QINSy.

Создание нового проекта в QINSy с копированием  и модификацией 

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Программа-вьювер «CARIS Easy View».

Общие сведения о программе.

Геоинформационная система «Global Mapper».

Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper» 

Практические занятия:

Фильтры реального времени для эхолотов

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Программа-вьювер «CARIS Easy View».

Общие сведения о программе.

Геоинформационная система «Global Mapper».

Структурирование исходных данных и основные инструменты пакета программ «Global Mapper» 

Практические занятия:

Распределение скорости звука в воде.

Использование программы менеджера галсов

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
7 семестр
 
Раздел 3. Электронные гидрографические информационные системы
 
Лекционные занятия:

Основные направления современной гидрографической деятельности и классификация электронных гидрографических информационных систем.

Съемки для создания морских навигационных карт в интересах безопасности мореплавания

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Фиксация событий процесса съемки.

Регистрация данных съемки 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Электронные гидрографические информационные системы
Самостоятельная работа:

Геоинформационная система «Global Mapper»

17
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.

Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.

Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.

Цифровое моделирование рельефа дна.

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.

Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.

Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.

Цифровое моделирование рельефа дна.

Практические занятия:

Создание окон в программе «Контроллер» 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.

Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов.

Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС.

Цифровое моделирование рельефа дна.

Самостоятельная работа:

Основные направления современной гидрографической деятельности и классификация электронных гидрографических информационных систем.

Съемки для создания морских навигационных карт в интересах безопасности мореплавания.

Съемки для обеспечения прибрежных инженерных работ.

Съемки в удаленной морской зоне для исследований и эксплуатации морских природных ресурсов

25
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Виды цифровых моделей рельефа дна

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Воспроизведение съемки 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС
Самостоятельная работа:

Особенности реализации цифровых моделей рельефа в ЭГИС

20
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Нерегулярная треугольная сеть (TIN-модель)

1
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Модуль анализа первичных данных.

Настройка импорта баз данных 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Нерегулярная треугольная сеть (TIN-модель)
Самостоятельная работа:

Визуализация цифровых моделей рельефа дна

16
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Варианты использования TIN-моделей.

Методы интерполяции

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Батиметрическая съемка. Подготовка к выполнению батиметрической съемки.

Работа с QINSy Survey в имитационном режиме 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Визуализация цифровых моделей рельефа дна
Самостоятельная работа:

Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна

15
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна.

Варианты оценки качества площадной съемки, реализованные в ЭГИС

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна.

Варианты оценки качества площадной съемки, реализованные в ЭГИС

Самостоятельная работа:

Форматы файлов сбора и обработки данных съемки рельефа, используемых в ЭГИС

15
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Форматы электронных изображений и электронных навигационных карт

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Калибровка системы.

Подготовка к созданию регулярной сети глубин 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Атрибутивный грид, полученный с использованием технологии CUBE.
Практические занятия:

Работа с программой «Контроллер»

Работа с QINSy Survey

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Использование векторных карт формата shp, созданных в ГИС ArcGIS (ESRI).

Использование растровых электронных изображений форматов JPEG2000 и MrSIDS.

Форматы файлов сбора и обработки данных съемки рельефа, используемых в ЭГИС.

Форматы первичных данных и постобработки батиметрии в ЭГИС.

Форматы данных первичной гидролокационной информации

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Контроль качества батиметрической информации 

3
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Контроль качества съемки МЛЭ.

Работа ЭГИС QINSy на ходу с 2-мя объектами 

3
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Форматы электронных изображений и электронных навигационных карт. 
Практические занятия:

Постобработка данных 

4
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Гидрографические информационные системы» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.