2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Морская метеорология_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская метеорология»
26.03.01 – Б1.В.11 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская метеорология»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.11 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская метеорология»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Морская метеорология» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., К.В. Армаганян
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морская метеорология»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- гидрографические приборы, инструменты, средства для определения координат, средства навигационного оборудования и программные средства гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- основы метеорологического обеспечения судовождения, порядок передачи метеосообщений и системы записи информации, гидрометеорологические наблюдения, характеристики различных систем погоды, элементы технического обслуживания метеорологического оборудования необходимого для выполнения стандартных метеорологических наблюдений;

- специфику влияния гидрометеоусловий на плавание судна, эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, базовые характеристики опасных для мореплавания гидрометеоявлений;

- основные виды оперативных карт погоды, систему передачи и распространения данных о погоде

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от метеорологических средств измерений, применять имеющуюся метеорологическую информацию, производить метеонаблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки гидрометеорологических данных;

- анализировать информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО), производить наблюдения и калибровку метеорологических средств измерений в целях гидрометеорологического обеспечения судоходства и выполнения гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации по синоптической метеорологии и работы с таблицами приливов (российскими и адмиралтейскими), таблицами приливных течений, атласами приливных течений;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- гидрографические приборы, инструменты, средства для определения координат, средства навигационного оборудования и программные средства гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- основы метеорологического обеспечения судовождения, порядок передачи метеосообщений и системы записи информации, гидрометеорологические наблюдения, характеристики различных систем погоды, элементы технического обслуживания метеорологического оборудования необходимого для выполнения стандартных метеорологических наблюдений;

- специфику влияния гидрометеоусловий на плавание судна, эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, базовые характеристики опасных для мореплавания гидрометеоявлений;

- основные виды оперативных карт погоды, систему передачи и распространения данных о погоде

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от метеорологических средств измерений, применять имеющуюся метеорологическую информацию, производить метеонаблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки гидрометеорологических данных;

- анализировать информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО), производить наблюдения и калибровку метеорологических средств измерений в целях гидрометеорологического обеспечения судоходства и выполнения гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации по синоптической метеорологии и работы с таблицами приливов (российскими и адмиралтейскими), таблицами приливных течений, атласами приливных течений;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- гидрографические приборы, инструменты, средства для определения координат, средства навигационного оборудования и программные средства гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- основы метеорологического обеспечения судовождения, порядок передачи метеосообщений и системы записи информации, гидрометеорологические наблюдения, характеристики различных систем погоды, элементы технического обслуживания метеорологического оборудования необходимого для выполнения стандартных метеорологических наблюдений;

- специфику влияния гидрометеоусловий на плавание судна, эксплуатации оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, базовые характеристики опасных для мореплавания гидрометеоявлений;

- основные виды оперативных карт погоды, систему передачи и распространения данных о погоде

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от метеорологических средств измерений, применять имеющуюся метеорологическую информацию, производить метеонаблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки гидрометеорологических данных;

- анализировать информацию сводок погоды и штормовых предупреждений системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО), производить наблюдения и калибровку метеорологических средств измерений в целях гидрометеорологического обеспечения судоходства и выполнения гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации по синоптической метеорологии и работы с таблицами приливов (российскими и адмиралтейскими), таблицами приливных течений, атласами приливных течений;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- важнейшие понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;

- источники энергии и распределение тепла в атмосфере;

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- анализировать и грамотно интерпретировать оперативные карты погоды, выявлять на них неблагоприятные и опасные атмосферные явления и процессы, применять гидрометеорологическую терминологию;

- использовать эмпирические прогностические правила, работать с режимными климатическими пособиями, пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами

Владеть:

- навыками использования гидрометеорологической информации, получаемой от гидрометеорологических средств измерений и из внешних источников;

- оценкой разностороннего влияния опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- важнейшие понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;

- источники энергии и распределение тепла в атмосфере;

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- анализировать и грамотно интерпретировать оперативные карты погоды, выявлять на них неблагоприятные и опасные атмосферные явления и процессы, применять гидрометеорологическую терминологию;

- использовать эмпирические прогностические правила, работать с режимными климатическими пособиями, пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами

Владеть:

- навыками использования гидрометеорологической информации, получаемой от гидрометеорологических средств измерений и из внешних источников;

- оценкой разностороннего влияния опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- важнейшие понятия крупномасштабного взаимодействия атмосферы и океана как физического процесса;

- источники энергии и распределение тепла в атмосфере;

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов;

- анализировать и грамотно интерпретировать оперативные карты погоды, выявлять на них неблагоприятные и опасные атмосферные явления и процессы, применять гидрометеорологическую терминологию;

- использовать эмпирические прогностические правила, работать с режимными климатическими пособиями, пользоваться гидрометеорологическими справочниками, атласами, таблицами

Владеть:

- навыками использования гидрометеорологической информации, получаемой от гидрометеорологических средств измерений и из внешних источников;

- оценкой разностороннего влияния опасных гидрометеорологических явлений на живучесть судна

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- правила ведения и архивирования метеорологической документации

Уметь:

- работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации

Владеть:

- техническим оснащением для чтения архивированной информации

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- правила ведения и архивирования метеорологической документации

Уметь:

- работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации

Владеть:

- техническим оснащением для чтения архивированной информации

ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- правила ведения и архивирования метеорологической документации

Уметь:

- работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации

Владеть:

- техническим оснащением для чтения архивированной информации

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Морская метеорология» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрография
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Метрология, стандартизация, сертификация
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
66
66
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Морская метеорология. Общие сведения об атмосфере и системе метеорологических наблюдений 
 
Лекционные занятия:

1. Атмосфера.

2. Системы метеонаблюдений, морских наблюдений.

3. Состав и строение атмосферы.

4. Воздушные массы. Ветры и их классификация. Барические системы. Центры действия атмосферы. Фронты. Штормы на море.

5. Основные метеорологические величины и явления.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1. Введение. Состав и строение атмосферы. Метеорологические величины и атмосферные явления. Общие представления о системе метеорологических наблюдений. Общие представления о системе морских наблюдений. 
Практические занятия:

1. Применение средств измерений для наблюдения за погодой.

2. Обработка и запись данных.

3. Определение зон усиления ветра.

4. Барическое поле и ветер. Карты барической топографии. Расчет барических градиентов и ветра по картам погоды.

5. Приведение давления к уровню моря.

6. Нагрузки и воздействия ветра на морские гидротехнические сооружения.

Расчет режимных характеристик ветрового волнения.

7. Способы архивирования и передачи информации о погоде. Сводки погоды и штормовые предупреждения системы НАВАРЕА, национальных систем, согласно зонам ответственности, которые закреплены Всемирной метеорологической организацией (ВМО). 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2. Тепловой режим атмосферы и влагооборот в ней. Радиация в атмосфере. Атмосферные процессы 
Лекционные занятия:

1. Тепловой режим атмосферы и влагооборот в ней.

2. Радиация в атмосфере. Атмосферные процессы.

3. Балансовые уравнения.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3. Вода в атмосфере и видимость
Лекционные занятия:

1. Влагооборот и его формирование.

2. Погода и влага в атмосфере.

3. Виды видимости, их особенности 

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Климат 
 
Лекционные занятия:

1. Морской климат. Климаты островов. Муссоны. Бризы.

2. Климаты холодных океанов.

3. Тихий океан;

4. Атлантика;

5. Индийский океан

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1. Общие представления о климате. Климат океанов
Практические занятия:

1. Климаты Арктики и Антарктики.

2. Климатические особенности Тихого океана.

3. Изменения климата в Атлантическом океане.

4. Типы климата Индийского океана. 

2
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 3. Основы синоптической метеорологии. Спутниковая метеорология
 
Лекционные занятия:

1. Виды прогнозов погоды. Космические метеорологические спутники, их роль в оценке и прогнозе погоды.

2. Кодирование.

3. Синоптический метод анализа и прогноза погоды.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1. Основы синоптической метеорологии. Спутниковая метеорология 
Практические занятия:

1. Приземные карты погоды.

2. Кодирование.

3. Чтение приземных карт погоды

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2. Опасные явления погоды 
Лекционные занятия:

1. Типовой перечень и критерии опасных метеорологических явлений (ОЯ).

2. Неблагоприятные метеорологические явления.

3. Источники справочной и руководящей метеорологической информации.

4. Влияние неблагоприятных и опасных явлений погоды на деятельность водного транспорта.

5. Прогнозы ОЯ и НЯ.

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 4. Взаимодействие атмосферы и океана. Морское метеорологическое обслуживание
 
Тема 1. Взаимодействие атмосферы и океана 
Лекционные занятия:

1. Взаимодействие атмосферы и Мирового океана.

2. Формирование морских течений, волнений.

3. Колебания уровня Мирового океана, океанов и морей.

4. Факторы развития морских льдов. Виды водного льда, отличие морского и речного льдов.

5. Источники морской гидрометеоинформации

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1. Взаимодействие атмосферы и океана 
Практические занятия:

1. Таблицы приливов.

2. Обработка данных таблиц приливов для обеспечения безопасной деятельности морского транспорта.

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2. Морское метеорологическое обслуживание 
Лекционные занятия:

1. Основные виды морского метеорологического обслуживания.

2. Взаимодействие морского транспорта, гидрографических служб и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

1
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:
66
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морская метеорология» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.