2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Картография_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Картография»
26.03.01 – Б1.В.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Картография»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Картография»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Картография» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В. В. Ковалев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Картография»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- классификацию, свойства картографических проекций и картографических сеток, общую теорию искажения

- математическую основу карт:

- масштаб,

- координатные сетки,

- картографические проекции, т.е. учение об их свойствах, видах, методах, оценки искажений,

- выбор и изыскание проекций для различных карт;

- компоновка и ориентирование карт.

Уметь:

-  рассчитывать и строить картографические сетки, эллипсы искажений;

- определять по карте Ам, Аи,

- измерять на карте площади, расстояния,

- определять по карте крутизну ската, абсолютные высоты,

- рассчитать и провести линию водораздела и тальвега

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

- навыками решения картометрических задач.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- классификацию, свойства картографических проекций и картографических сеток, общую теорию искажения

- математическую основу карт:

- масштаб,

- координатные сетки,

- картографические проекции, т.е. учение об их свойствах, видах, методах, оценки искажений,

- выбор и изыскание проекций для различных карт;

- компоновка и ориентирование карт.

Уметь:

-  рассчитывать и строить картографические сетки, эллипсы искажений;

- определять по карте Ам, Аи,

- измерять на карте площади, расстояния,

- определять по карте крутизну ската, абсолютные высоты,

- рассчитать и провести линию водораздела и тальвега

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

- навыками решения картометрических задач.

ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- классификацию, свойства картографических проекций и картографических сеток, общую теорию искажения

- математическую основу карт:

- масштаб,

- координатные сетки,

- картографические проекции, т.е. учение об их свойствах, видах, методах, оценки искажений,

- выбор и изыскание проекций для различных карт;

- компоновка и ориентирование карт.

Уметь:

-  рассчитывать и строить картографические сетки, эллипсы искажений;

- определять по карте Ам, Аи,

- измерять на карте площади, расстояния,

- определять по карте крутизну ската, абсолютные высоты,

- рассчитать и провести линию водораздела и тальвега

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

- навыками решения картометрических задач.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Картография» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- География водных путей
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Морская метеорология
 
- Навигация и лоция
 
- Гидрографические информационные системы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Карты 
 
Лекционные занятия:

Карты. Классификация карт

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.1
Практические занятия:

Принципы классификации карт.

Классификация карт по масштабу и прострственному охвату. Классификация карт по содержанию. 

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Математическая основа карт

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.2
Практические занятия:

Картографические проекции. Классификация проекций по характеру искажений. Классификация проекций по виду нормальной картографической сетки. Выбор проекций. 

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Математические модели Земли. Системы координат

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.3
Практические занятия:

Распознавание проекций.

Координатные сетки. Разграфка, номенклатура и рамки карты.

Компоновка 

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.4
Лекционные занятия:

Изображение рельефа

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.4
Практические занятия:

Горизонтали.

Гипсометрические шкалы.требования.

Перспективные изображения.

Способы Условные обозначения рельефа.

Светотеневая пластика.

Освещенные горизонтали. Блок-диаграммы. Высотные отметки.

Цифровые модели рельеф.

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Картографические способы изображения 
 
Лекционные занятия:

Картографическая генерализация

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.1 
Практические занятия:

Сущность генерализации.

Факторы генерализации. Виды генерализации. Геометрическая точность и содержательное подобие. Географические принципы генерализации.

Генерализация объектов разной локализации

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Источники для создания карт и атласов

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.2
Практические занятия:

Виды источников.

Астрономо-геодезические данные. Картографические источники. Данные дистанционного зондирования.

Натурные наблюдения и измерения Анализ и оценка карт как источников.

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Проектирование, составление и издание карт 

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.3
Практические занятия:

Этапы создания карт.

Программа карты. Составление карт. Авторство в картографии.

Аэрокосмические методы создания карт. Издание карт

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Картография и телекоммуникация

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.4 
Практические занятия:

Телекоммуникационные сети. «Всемирная паутина».

Карты и атласы в компьютерных сетях. Интернет-ГИС

3
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:
54
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Картография» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.