2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Теория и устройство судна_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.03.01 – Б1.В.16 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.16 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Погорелов Н.П
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.16 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Колесникова К.А
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- классификацию судов, судовые устройства и системы;

- основные конструктивные элементы судна, геометрию корпуса и плавучесть судна, изменение технического состояния корпуса во времени и его контроль, основы прочности корпуса;

Уметь:

- излагать, систематизировать и критически анализироватьобщепрофессиональную информацию

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами

Владеть:

- методами теоретического и экспериментального исследования;

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
 
 
 
 
 
Знать:

- судовые устройства и системы жизнеобеспечения и живучести судна;

- требования к остойчивости судна, расчеты остойчивости, крена, дифферента, осадки и т.д.;

Уметь:

- применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениях, диаграммы и компьютерные программы для расчета остойчивости судна в неповрежденном состоянии и при частичной потере плавучести;

- осуществлять первоначальную оценку повреждений судна;

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами

Владеть:

- навыками расчета остойчивости, крена, дифферента, осадки и других мореходных качеств судна;

ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
 
 
 
 
 
Знать:

- маневренные, инерционные и эксплуатационные качества, ходкость судна, судовые движители, характеристики гребных винтов;

- требования Международной морской организации (ИМО), Российского морского регистра судоходства (РМРС), Российского речного регистра (РРР) в части, касающейся мореходности судна.

Уметь:

- предъявлять необходимую документацию и оборудование при проверке судна инспектирующими органами

Владеть:

- методами исследования и расчетной оценки мореходных, маневренных, инерционных, эксплуатационных качеств и пропульсивных характеристик судов в различных условиях плавания.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Технические средства судовождения
 
- Управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
72
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
36
18
18
Самостоятельная работа
72
18
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Лекционные занятия:

Введение. Классификация судов. Архитектурно-конструктивные типы судов. Общие сведения о классификационных обществах. Международные конвенции 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 1.1 
Практические занятия:

Общее устройство судна.

Экскурсия

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Конструкция корпуса судна. Основы прочности корпуса судна.

Классификация элементов корпуса судна. Судовая терминология. Судовые помещения. Конструкция корпуса современных грузовых судов

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 1.2
Практические занятия:

Общее устройство судна. Схема внутреннего устройства судна.

Конструкция корпуса металлических судов.

Размещение и оборудование внутренних помещений на судах. Вычерчивание мидель -  шпангоута судна 

6
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Судовые устройства.

Назначение. Схемы.

Элементы.

Требование Регистра и ПТЭ.

Рулевое устройство и дополнительные средства управления.

Якорное устройство.

Швартовное устройство.

Грузовое устройство.

Шлюпочное устройство и спасательные средства 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 1.3 
Практические занятия:

Судовые  устройства.

Рулевое устройство.

Швартовное устройство.

Якорное устройство.

Схемы, расположения на судне. Требования Регистра. ПТЭ. Расчет якорных  характеристик, веса якоря в зависимости от класса и типа судна 

4
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Судовые системы 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 1.4 
Практические занятия:

Судовые системы 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Изменение технического состояния корпуса и его контроль 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 1.5 
Практические занятия:

Изменение технического состояния корпуса и его контроль 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Самостоятельная работа:
18
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
2 семестр
 
Раздел 2. Основы теории судна. Статика
 
Лекционные занятия:

Геометрия корпуса судна. Теоретический чертёж. Коэффициенты полноты. Посадка судна 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.1 
Практические занятия:

Теоретический чертёж судна. Расчёт площади шпангоута по теоретическому чертежу.

Расчёт геометрических характеристик судна

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Плавучесть судна.

Условие плавучести и равновесия судна.

Изменение весового водоизмещения и координат центра тяжести при приёме и перемещении грузов.

Изменение средней осадки судна 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Расчет весового водоизмещения судна и координат центра тяжести судна 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Запас плавучести судна.

Грузовая марка 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Определение объёмного водоизмещения судна используя судовую документацию

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.2
Лекционные занятия:

Судовые документы «Информация об остойчивости и прочности судна для капитана»

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.2
Практические занятия:

Определение элементов теоретического чертежа с использованием КЭЧ.

Определение элементов плавучести судна

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Остойчивость судна.

Начальная поперечная остойчивость.

Равнообъемные наклонения. Теорема Эйлера. Элементы остойчивости.

Условия остойчивости 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Расчёт элементов остойчивости судна 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Изменение остойчивости при приеме (расходовании) груза. Изменение остойчивости при перемещении груза 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Расчёт остойчивости судна при проведении грузовых операций

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Изменение остойчивости при наличии подвижных грузов.

Влияние на остойчивость подвешенных грузов. Влияние на остойчивость жидких грузов 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Определение элементов продольной остойчивости

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Определение остойчивости опытным путём.

Кренование судна.

Продольная остойчивость

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.3
Практические занятия:

Остойчивость на больших углах крена 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Остойчивость на больших углах крена.

Плечо статической остойчивости.

Пантокарены.

Диаграмма статической остойчивости и ее свойства 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Диаграмма статической остойчивости 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Динамическая остойчивость судна.

Диаграмма динамической остойчивости.

Требования Регистра к остойчивости морских судов.

Критерий погоды 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.4 
Практические занятия:

Диаграмма динамической остойчивости 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Непотопляемость судна.

Принципы обеспечения непотопляемости судна.

Понятия о расчетах непотопляемости судна.

Нормирование и контроль непотопляемости судна в рейсе 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 2.5 
Практические занятия:

Методы расчета непотопляемости судна 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Раздел 3. Основы теории судна. Динамика 
 
Лекционные занятия:

Управляемость судна.

Общие понятия об управляемости судна.

Судно как управляемая система. Устойчивость на курсе, поворотливость

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 3.1 
Практические занятия:

Управляемость судна.

Расчет элементов циркуляции судна 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Качка судна.

Виды и параметры качки.

Качка на тихой воде

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Качка судна на волнении.

Влияние качки на мореходные качества судна.

Принципы успокоения качки 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 3.2 
Практические занятия:

Определение периода бортовой и килевой качки.

Определение резонансной зоны по диаграмме Ю. В. Ремеза 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Лекционные занятия:

Ходкость судна.

Основы механики жидкости.

Сопротивление среды движению судна.

Составляющие сопротивления. Мощность.

Судовые движители.

Гребной винт

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 3.3 
Практические занятия:

Ходкость судна.

Определение характеристик гребного винта 

2
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Тема 3.4 
Лекционные занятия:

Требование классификационных обществ и рекомендации ИМО и МАКО к основным положениям судна и остойчивости, к гребным винтам и спасательным средствам.

Ходовые испытания. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Самостоятельная работа:
54
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.