ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Топография»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Топография»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
- современные теоретические основы и принципы развития топографического картографирования в России и за рубежом;
Уметь:
- «читать» топографическую карту, включая определение координат и восстановление пространственной информации по условным знакам;
Владеть:
- навыками первичной обработки материалов топографической съемки.
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
- основные методы создания и обновления топографических карт;
- виды топографической и аэрокосмической съемок;
Уметь:
- обращаться с геодезическими приборами для использования их на летней топографической практике;
Владеть:
- навыками измерений по топографической карте
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
- методы геодезических измерений и определения координат точек местности.
Уметь:
- пользоваться вычислительной и компьютерной техникой для выполнения геодезических вычислений и составления топографического плана.
Владеть:
- навыками определения координат точек местности и навигации с помощью приемников спутникового позиционирования.
часов
Задачи топографии, ее связь с другими дисциплинами.
1. Топография – наука о топографических картах.
2. Форма и размеры земли.
Метод проекций.
1. Ортогональный метод проектирования.
2. Поперечно-цилиндрическая равноугольная проекция Гаусса-Крюгера.
Системы координат и высот, применяемые в топографии.
1. Географическая система координат.
2. Прямоугольная система координат.
3. Зональная и местная системы плоских прямоугольных координат.
4. Система высот.
Топографические карты и планы.
1. Классификация карт.
2. Топографические карты и планы, и различие между ними.
3. Масштабы карт и планов.
4. Номенклатура и разграфка топографических карт.
5. Ситуация и изображение ее на карте.
6. Рельеф и его изображение.
7. Картографическая и координатная сетки на карте.
8. Зарамочное оформление карт.
9. Профиль местности.
Масштабы. Измерение длин линий на карте с помощью масштабов.
1. Масштаб и его виды.
2. Измерение длин линий на карте.
Ориентирование линий.
1. Углы ориентирования.
2. Связь между углами ориентирования.
Решение задач по топографическим картам.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Приборы для измерения углов.
1. Принцип измерения горизонтального угла.
2. Принцип измерения вертикального угла
3. Классификация теодолитов.
4. Устройство теодолитов 2Т30,4Т30.
Поверки и юстировки теодолитов 2Т-30, 4Т-30.
1. Основные геометрические оси.
2. Поверки и юстировки теодолита.
Поверки оптических теодолитов 2Т- 30,4Т-30
Угловые измерения.
1. Приведение теодолита в рабочее положение.
2. Измерение горизонтального угла способом полного прима.
3. Измерение вертикального угла.
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 горизонтальных углов способом полного приема.
Измерение оптическим теодолитом 2Т-30,4Т-30 вертикальных углов и расстояний.
Линейные измерения.
1. Понятие о линейных измерениях.
2. Методы измерений и приборы.
3. Закрепление и вешение линий.
4. Приведение наклонных линий к горизонту.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Геодезические сети и их развитие.
1. Общие сведения о геодезических сетях.
2. Методы создания геодезических сетей.
3. Государственная геодезическая сеть.
4. Геодезические сети сгущения.
5. Геодезические знаки для закрепления точек опорной сети.
Съемочные сети и их развитие.
1. Съемочные сети и методы их создания.
2. Рекогносцировка. Закрепление точек теодолитного хода.
3. Требования к построению съемочного обоснования методом теодолитных ходов.
4. Порядок выполнения полевых работ.
Камеральная обработка результатов измерений теодолитных ходов.
1. Прямая геодезическая задача.
2. Обратная геодезическая задача.
3. Камеральная обработка замкнутого и разомкнутого теодолитного ходов.
Решение прямой и обратной геодезических задач.
Вычисление координат точек замкнутого теодолитного хода.
Оценка точности измерений
Вычисление координат точек разомкнутого теодолитного хода.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Общие сведения о топографических съемках.
1. Виды съемок и их классификация.
2. Способы съемки ситуации.
3. Абрис.
4. Определение неприступного расстояния.
Тахеометрическая съемка.
1. Сущность тахеометрической съемки.
2. Плановое и высотное обоснование тахеометрической съемки.
3. Порядок работы на станции.
Построение плана местности по материалам контурной съемки
Вычислительная и графическая обработка материалов тахеометрической съемки
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
Нивелирование и его виды.
1. Задачи и методы нивелирования.
2. Способы геометрического нивелирования.
3. Классификация государственных нивелирных сетей.
4. Нивелирные знаки.
Нивелиры. Устройство и поверки нивелира.
1. Классификация нивелиров.
2. Устройство нивелира.
3. Поверки нивелира.
4. Нивелирные рейки, башмаки.
Поверки нивелира.
Уравнивание нивелирного хода.
Вычисление отметок через превышение и горизонт инструмента.
Построение продольного и поперечного профилей по результатам полевого трассирования и нивелирования трассы.
Определение координат глубин прямой и обратной засечками
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.