2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Средства навигационного ограждения_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Средства навигационного ограждения»
26.03.01 – Б1.В.21 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Средства навигационного ограждения»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.21 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Средства навигационного ограждения»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Средства навигационного ограждения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.И. Фелицин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Средства навигационного ограждения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития наземных и спутниковых радионавигационных систем  для высокоточного координирования при  производстве всего комплекса гидрографических работ;

-  предназначение и классификацию наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-4.1 Знает основные информационные технологии и программные средства, которые применяются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития наземных и спутниковых радионавигационных систем  для высокоточного координирования при  производстве всего комплекса гидрографических работ;

-  предназначение и классификацию наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Умеет формулировать требования к программному обеспечению, необходимому пользователю; выполнять действия по загрузке изучаемых систем; применять полученные навыки работы с изучаемыми системами в работе с другими программами; применять основные информационные технологии и программные средства, которые используются при решении задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития наземных и спутниковых радионавигационных систем  для высокоточного координирования при  производстве всего комплекса гидрографических работ;

-  предназначение и классификацию наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-4 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-4.3 Владеет навыками применения основных информационных технологий и программных средств, которые используются при решении задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип действия  и технические данные  основных видов наземных радионавигационных систем;

- принцип действия  и особенности применения маневренных радионавигационных систем;

- состав и принцип действия спутниковых радионавигационных систем;

- использование судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем при производстве гидрографических работ;

Уметь:

- использовать судовую аппаратуру наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип действия  и технические данные  основных видов наземных радионавигационных систем;

- принцип действия  и особенности применения маневренных радионавигационных систем;

- состав и принцип действия спутниковых радионавигационных систем;

- использование судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем при производстве гидрографических работ;

Уметь:

- использовать судовую аппаратуру наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-6.2 Умеет разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- принцип действия  и технические данные  основных видов наземных радионавигационных систем;

- принцип действия  и особенности применения маневренных радионавигационных систем;

- состав и принцип действия спутниковых радионавигационных систем;

- использование судовой аппаратуры наземных и спутниковых радионавигационных систем при производстве гидрографических работ;

Уметь:

- использовать судовую аппаратуру наземных и спутниковых радионавигационных систем;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- основные принципы расчёта и построения схем рабочих зон радионавигационных систем;

- оценку надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем;

- методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Уметь:

- выполнять требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- производить расчёт и построение схем рабочих зон радионавигационных систем;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- основные принципы расчёта и построения схем рабочих зон радионавигационных систем;

- оценку надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем;

- методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Уметь:

- выполнять требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- производить расчёт и построение схем рабочих зон радионавигационных систем;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- основные принципы расчёта и построения схем рабочих зон радионавигационных систем;

- оценку надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем;

- методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Уметь:

- выполнять требования по технике безопасности  при работе с судовыми приёмоиндикаторными устройствами  и системами наземных и спутниковых радионавигационных систем;

- производить расчёт и построение схем рабочих зон радионавигационных систем;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Средства навигационного ограждения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Навигационное оборудование водных путей
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лоцманское дело
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
- Системы радионавигации
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
32
32
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
20
20
Самостоятельная работа
112
112
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. 
 
Основные понятия о радионавигаци онных системах 
Лекционные занятия:

Радиотехнические средства навигационного оборудования.

Назначение, классификация и виды РНС. Радиоизлучения применяемые в РНС. Принцип действия РНС.

Обобщённая блок-схема РНС.

Технические данные основных видов РНС. Тактические свойства РНС. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Импульсные радионавигаци онные системы 
Лекционные занятия:

Общая характеристика импульсных РНС. Методы работы импульсных РНС. Дальномерный метод работы импульсных РНС. Разностно - дальномерный метод работы импульсных РНС. Методы измерения временных интервалов. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Фазовые радионавигаци онные системы 
Лекционные занятия:

Общая характеристика фазовых РНС. Методы работы фазовых РНС.

Многозначность фазовых измерений и методы её разрешения. Принцип действия фазовых дальномерных РНС. Принцип действия фазовых разностно – дальномерных РНС.

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Импульсно- фазовые радионавигаци онные системы
Лекционные занятия:

Принцип импульсно-фазовых измерений. Общая характеристика импульснофазовых систем. Влияние условий распространения радиоволн на точность измерения навигационного параметра в импульсно-фазовых радионавигационных системах. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Маневренные радионавигаци онные системы 
Лекционные занятия:

Основные понятия о маневренных радионавигационных системах.

Гидрографическая радиодальномерная автоматизированная система «ГРАС- 2». Радиогеодезический комплекс "Крабик-БМ". Морская автоматизированная радионавигационная система «МАРС-75».

Техника безопасности при работе с маневренными РНС, ремонт и хранение. Корабельная станция - РГК «Крабик».

Методика эксплуатации, методика применения для определения координат места и техника безопасности при работе.

Корабельный приёмоиндикатор РС-1.

Методика эксплуатации, методика применения для определения координат места и техника безопасности при работе. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Основные понятия о расчёте рабочих зон радионавигаци онных систем
Лекционные занятия:

Рабочая зона дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем. Схема рабочей зоны. Графические расчёты и построения. Навигационный параметр РНС. Радионавигационный параметр РНС.  Построение изолиний средних квадратичных погрешностей линий положения для дальномерных РНС. Средняя квадратичная погрешность навигационного параметра. Средняя квадратичная погрешность радионавигационного параметра. Средняя квадратичная погрешность линии положения. Радиальная средняя квадратичная погрешность определения местоположения.

Средний квадратичный эллипс погрешности местоположения.

Построение изолиний СКП линий положения для дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем.

Построение изолиний радиальных средних квадратичных погрешностей определения места для дальномерных и разностно-дальномерных радионавигационных систем. Элементы среднего квадратичного эллипса погрешностей места. Порядок расчёта и контроль правильности расчёта при построении среднего квадратичного эллипса погрешностей места, полученного по двум линиям положения. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Основные понятия о спутниковых радионавигаци онных системах 
Лекционные занятия:

Принцип действия, структура и состав спутниковых радионавигационных систем.

Основные характеристики спутниковых радионавигационных систем. Методы определения местоположения по спутниковым радионавигационным системам.

Особенности использования спутниковых радионавигационных систем при решении задач навигационно-гидрографического и гидрометеорологического изучения Мирового океана. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Спутниковая навигационная аппаратура потребителей
Лекционные занятия:

Судовые приёмоиндикаторы спутниковых навигационных систем.

Навигационная аппаратура потребителей «Бриз-К».

Спутниковые навигационно-измерительные комплексы.

Аппаратура спутникового геодезического и навигационного обеспечения  наземных съёмок.

Требования к точности спутниковой геодезической привязки точек наземных и морских геолого-геофизических наблюдений. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Надёжность радионавигаци онных систем 
Лекционные занятия:

Основные определения и понятия теории надёжности. Показатели надёжности аппаратуры. Основные показатели долговечности.

Показатели ремонтопригодности.

Показатели сохраняемости.

Комплексные показатели надёжности. Безотказность объектов.

Оценка надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Методы повышения надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем.

Факторы, определяющие надежность радиоэлектронной аппаратуры. 

2
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Маневренные радионавигаци онные системы
Практические занятия:

Судовые приёмоиндикаторы маневренных радионавигационных систем 

4
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Построение изолиний средних квадратичных погрешностей линий положения 

6
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Практические занятия:

Построение изолиний радиальных средних квадратичных погрешностей определения места 

6
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Основные понятия о расчёте рабочих зон радионавигаци онных систем 
Практические занятия:

Построение среднего квадратичного эллипса погрешностей места, полученного по двум линиям положения 

6
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Спутниковая навигационная аппаратура потребителей.
Практические занятия:

Судовые приёмоиндикаторы спутниковых навигационных систем.

Навигационная аппаратура потребителей «Бриз-К». 

4
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Надёжность радионавигаци онных систем 
Практические занятия:

Оценка надёжности радиоэлектронной аппаратуры радионавигационных систем

4
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

112
ОПК-4.1,ОПК-4.2,ОПК-4.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Средства навигационного ограждения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.