2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Морская геология и геофизика_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская геология и геофизика»
26.03.01 – Б1.В.22 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская геология и геофизика»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.22 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Морская геология и геофизика»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Морская геология и геофизика» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., В. В. Ковалев
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Морская геология и геофизика»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;

- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;

- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;

- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;

- типы глубоководных морских отложений;

- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;

- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;

- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;

- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;

- оборудование, применяемое для его производства.

Уметь:

- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;

- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;

- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;

- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;

- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;

- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;

- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;

- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;

- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;

- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;

- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;

- типы глубоководных морских отложений;

- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;

- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;

- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;

- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;

- оборудование, применяемое для его производства.

Уметь:

- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;

- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;

- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;

- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;

- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;

- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;

- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;

- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;

- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;

- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;

- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;

- типы глубоководных морских отложений;

- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;

- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;

- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;

- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;

- оборудование, применяемое для его производства.

Уметь:

- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;

- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;

- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;

- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;

- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;

- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;

- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;

- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 6 семестре.
Дисциплина «Морская геология и геофизика» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- География водных путей
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрография
 
- Океанография
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
6
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
102
102
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
6 семестр
 
Раздел 1. Морская геология
 
Лекционные занятия:

Введение. Происхождение Солнца, Солнечной системы, Земли, Океана.

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.1 
Практические занятия:

Научное и прикладное значение морской геологии и геофизики при изучении океанов и морей.

Современные достижения при изучении морей и океанов

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Основные сведения о геологическом строении Земли.

Дрейф континентов и спрединг океанского дна 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.2 
Практические занятия:

Строение Земли. Строение Земной коры

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Палеогеографии и геохронология

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.3 
Практические занятия:

Основные задачи стратиграфии.

Геохронология Земли.

Абсолютная геохронология.

Методы стратиграфических и палеогеографических исследований

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Методы исследования морского дна 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1.4 
Практические занятия:

Определениеместонахождения и глубины. Приборы для взятия образцов грунта. Методика подводных геологических исследований 

1
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 2. Геофизика
 
Лекционные занятия:

Геоморфология дна океанов 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.1
Практические занятия:

Изображение подводного рельефа с помощью гидролокаторов бокового обзора и многолучевых эхолотов.

Системы для съемок рельефа дна и сейсмического профилирования донных осадков. Дистанционные методы определения типа грунта

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Береговая зона

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.2
Практические занятия:

Классификация берегов

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Осадконакопление

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.3
Практические занятия:

Процесс образования отложений на морском дне.

Классификации морских осадков по размеру частиц.

Классификация глубоководных осадков по генезису.

Перспективы использования богатств морского дна

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

Геофизические методы в гидрографии 

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2.4
Практические занятия:

Содержание геофизики, связь с другими науками.

Изучение формы Земли геофизическими методами.

Геофизические методы исследований.

Геофизическая роль Земли и Мирового Океана.

Геофизические поля

2
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:
102
ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Морская геология и геофизика» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.