ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Морская геология и геофизика»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Морская геология и геофизика»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;
- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;
- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;
- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;
- типы глубоководных морских отложений;
- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;
- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;
- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;
- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;
- оборудование, применяемое для его производства.
Уметь:
- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;
- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;
- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;
- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;
- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;
- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;
- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;
- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;
- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;
- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;
- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;
- типы глубоководных морских отложений;
- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;
- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;
- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;
- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;
- оборудование, применяемое для его производства.
Уметь:
- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;
- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;
- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;
- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;
- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;
- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;
- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;
- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение грунтовых трубок, драг, дночерпателей и позитрометров;
- основные категории рельефа дна Мирового океана строение континентальных шельфов;
- процессы, в результате которых формируются рельеф дна и в особенности релъеф континентального шельфа;
- как отбираются, сохраняются и анализируются образцы грунта;
- типы глубоководных морских отложений;
- какие формы рельефа морского дна и берегов образуются в результате аккумуляции наносов и эрозии берегов и дна;
- основные термины, используемые при изучении магнитного поля Земли, и единицы измерения;
- цели и задачи магнитных измерений, проводимых в обсерваториях;
- цели и задачи непрерывного сейсмического профилирования;
- оборудование, применяемое для его производства.
Уметь:
- работать с устройствами для взятия проб донных грунтов, определять тип донных грунтов;
- распознавать и классифицировать формы рельефа дна континентального шельфа и открытых частей Мирового океана при гидрографических съемках;
- проводить гидрографические исследования дна для установки конструкций, прокладки трубопроводов, кабелей, бурения дна для поиска полезных ископаемых;
- выполнять гидрографическое обеспечение геологической съемки;
- вести обработку данных от разных измерительных систем (навигационной, эхолота) в реальном масштабе времени;
- вычислять точные поправки Этвеша с помощью современных систем навигации;
- определять основные формы рельефа дна Мирового океана по характерным особенностям полей силы тяжести;
- выполнять гидрографическое обеспечение непрерывного сейсмического профилирования.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
часов
Введение. Происхождение Солнца, Солнечной системы, Земли, Океана.
Научное и прикладное значение морской геологии и геофизики при изучении океанов и морей.
Современные достижения при изучении морей и океанов
Основные сведения о геологическом строении Земли.
Дрейф континентов и спрединг океанского дна
Строение Земли. Строение Земной коры
Палеогеографии и геохронология
Основные задачи стратиграфии.
Геохронология Земли.
Абсолютная геохронология.
Методы стратиграфических и палеогеографических исследований
Методы исследования морского дна
Определениеместонахождения и глубины. Приборы для взятия образцов грунта. Методика подводных геологических исследований
Геоморфология дна океанов
Изображение подводного рельефа с помощью гидролокаторов бокового обзора и многолучевых эхолотов.
Системы для съемок рельефа дна и сейсмического профилирования донных осадков. Дистанционные методы определения типа грунта
Береговая зона
Классификация берегов
Осадконакопление
Процесс образования отложений на морском дне.
Классификации морских осадков по размеру частиц.
Классификация глубоководных осадков по генезису.
Перспективы использования богатств морского дна
Геофизические методы в гидрографии
Содержание геофизики, связь с другими науками.
Изучение формы Земли геофизическими методами.
Геофизические методы исследований.
Геофизическая роль Земли и Мирового Океана.
Геофизические поля
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.