2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Уровни моря и морские течения_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Уровни моря и морские течения»
26.03.01 – Б1.В.23 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Уровни моря и морские течения»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.23 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Уровни моря и морские течения»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Уровни моря и морские течения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.И.Фелицин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Уровни моря и морские течения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.2 Умеет разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
 
проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
Знать:

- силы, вызывающие колебания уровня моря;

- элементы прилива и их определение;

- неравенства в явлении приливов;

- основные положения статической теории приливов;

- основные положения динамической теории приливов;

- методы определения нуля глубин на морях с приливами;

- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;

- методы обработки наблюдений приливных течений;

- метод гармонического анализа приливных течений;

- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;

- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;

- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.

Уметь:

- вычислять гармонические постоянные приливных течений;

- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;

- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;

- вести предвычисление приливов по уравнению связи;

- предвычислять приливные течения;

- выделять приливные течения из измеренных;

- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;

- составлять котидальные карты методом изогипс;

- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;

- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;

- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;

- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;

- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
проведения специальных исследований.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;

- навыками предвычисления приливных течений;

- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Уровни моря и морские течения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрография
 
- Физика
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
20
20
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
52
52
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Общие сведения о приливах. Основы статической теории приливов. Динамическая теория приливов. Гармонический анализ приливов. 
 
Тема 1. Общие сведения о приливах
Лекционные занятия:

1. Введение. История исследования приливов. Основные понятия о приливах и отливах.

2. Основные элементы прилива. Термины и определения прилива.

3. Приливообразующие силы.

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 2. Основы статической теории приливов
Лекционные занятия:

1. Физическая природа приливных сил в поле гравитации. Приливной эллипсоид и неравенство приливов

2. Приливообразующий потенциал.

3. Статическая теория приливов

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 3. Динамическая теория приливов
Лекционные занятия:

1. Основные понятия о динамической теории приливов.

2. Преобразование приливного потенциала

3. Расчёт высоты волны для приливных колебаний. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 4. Гармонический анализ приливов. 
Лекционные занятия:

1. Физический процесс гармонических колебаний. Главные гармонические постоянные.

2. Методы предвычисления приливов. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Раздел 2. Классификация приливных режимов (типы приливов). Использование таблиц приливов.
 
Тема 1. Классификация приливных режимов (типы приливов) 
Лекционные занятия:

1. Классификация приливных режимов. Аномальные приливы.

2. Расчёт приливообразующих потенциалов для различных типов приливных волн. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

1. Ознакомить курсантов с расчётом приливообразующих потенциалов для различных типов приливных волн.

2. Изучить методики расчёта времени и высот прилива различными способами.

3. Привить практические навыки по использованию руководящих документов и справочной литературы по данной теме. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 2. Использование таблиц приливов
Практические занятия:

Расчёт высоты прилива по гармоническим постоянным

1. Основной метод расчета высоты прилива по гармоническим постоянным.

2. Упрощенный (адмиралтейский) метод расчета высоты прилива по гармоническим постоянным. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Раздел 3. Понятие о нуле глубин и уровенных постах. Определение нуля глубин на морях с приливами. Уровенные наблюдения. Моделирование приливов
 
Тема 1. Понятие о нуле глубин и уровенных постах
Лекционные занятия:

1. Определение нуля глубин. Требования и особенности определения нуля глубин.

2. Наблюдения за колебаниями уровня моря.

3. Пределы действия уровенных постов. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 2. Определение нуля глубин на морях с приливами
Лекционные занятия:

1. Определение среднего уровня на постоянных и дополнительных уровенных постах.

2. Определение наинизшего теоретического уровня на уровенных постах.

3. Определение поправок для приведения глубин к нулю глубин. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Лекционные занятия:

1. Гидрологические посты.

2. Основные понятия о мареографах.

3. Спутниковая альтиметрия.

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 3. Уровенные наблюдения 
Практические занятия:

Расчёт расстояний между уровенными постами при изысканиях под гидротехнические сооружения.

1. Расчёт расстояний между уровенными постами на морях, где преобладают сгоннонагонные колебания уровня.

2. Расчёт расстояний между уровенными постами в районах побережья с развитой сетью постоянных постов гидрометеорологических станций. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 2. Моделирование приливов
Лекционные занятия:

1. Котидальные карты.

2. Атласы изменчивости уровня Океана.

3. Эмпирические котидальные карты и численное моделирование приливов в Мировом океане. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Раздел 4. Приливные течения. Неприливные колебания уровня
 
Тема 1. Приливные течения. 
Лекционные занятия:

1. Связь между приливами и приливными течениями.

2. Учёт приливно-отливных явлений.

3. Основные понятия об Атласах приливов 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Практические занятия:

Определение элементов приливо-отливных течений.

1. Данные об элементах приливно-отливных течений. Атласы и таблицы приливно-отливных течений. Лоции морей.

2. Учёт приливо-отливных явлений в Мировом океане и в прибрежных районах. 

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 1. Приливные течения. 
Практические занятия:

Расчёт скорости и направления приливо-отливных течений.

1. Определение скорости и направления приливо-отливных течений по «Таблицам приливов».

2. Определение скорости и направления течения на заданный момент в данном месте по Атласу приливо-отливных течений. 

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Тема 2. Неприливные колебания уровня
Лекционные занятия:

1. Основные причины неприливных колебаний уровня моря.

2. Морские волны, их классификация. Внутренние волны.

3. Колебания уровня Мирового океана в различных районах

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
Самостоятельная работа:
52
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Уровни моря и морские течения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.