ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Уровни моря и морские течения»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Уровни моря и морские течения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для проведения специальных исследований.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- силы, вызывающие колебания уровня моря;
- элементы прилива и их определение;
- неравенства в явлении приливов;
- основные положения статической теории приливов;
- основные положения динамической теории приливов;
- методы определения нуля глубин на морях с приливами;
- связь между приливными колебаниями уровня и приливными течениями;
- методы обработки наблюдений приливных течений;
- метод гармонического анализа приливных течений;
- причины, вызывающие непериодические (не приливные) колебания уровня моря;
- причины, вызывающие непериодические колебания уровня воды в реках и озерах;
- методы установления нуля глубин на устьевых участках рек.
Уметь:
- вычислять гармонические постоянные приливных течений;
- предвычислять приливные колебания уровня по гармоническим постоянным;
- предвычислять высоту приливного уровня по таблицам приливов;
- вести предвычисление приливов по уравнению связи;
- предвычислять приливные течения;
- выделять приливные течения из измеренных;
- вычислять наименьший возможный по теоретическим причинам приливной уровень (НТУ) и максимально возможный по теоретическим причинам приливной уровень;
- составлять котидальные карты методом изогипс;
- выбирать место, тип мареографа, разработать проект установки водомерного поста;
- вести измерения колебаний уровня, контроль измерений и обработку полученных результатов;
- рассчитывать и вносить поправки за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
- составить программу измерения течений и приливных течений и проводить эти измерения, используя соответствующие методы;
- вычислять из суммарных колебаний уровня непериодические колебания и находить причину этих колебаний;
- выбирать место для установки мареографов в реках, озерах и вблизи плотин для
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне;
- навыками предвычисления приливных течений;
- навыками расчёта и внесения поправок за колебаниями уровня в предварительно измеренные глубины;
часов
1. Введение. История исследования приливов. Основные понятия о приливах и отливах.
2. Основные элементы прилива. Термины и определения прилива.
3. Приливообразующие силы.
1. Физическая природа приливных сил в поле гравитации. Приливной эллипсоид и неравенство приливов
2. Приливообразующий потенциал.
3. Статическая теория приливов
1. Основные понятия о динамической теории приливов.
2. Преобразование приливного потенциала
3. Расчёт высоты волны для приливных колебаний.
1. Физический процесс гармонических колебаний. Главные гармонические постоянные.
2. Методы предвычисления приливов.
1. Классификация приливных режимов. Аномальные приливы.
2. Расчёт приливообразующих потенциалов для различных типов приливных волн.
1. Ознакомить курсантов с расчётом приливообразующих потенциалов для различных типов приливных волн.
2. Изучить методики расчёта времени и высот прилива различными способами.
3. Привить практические навыки по использованию руководящих документов и справочной литературы по данной теме.
Расчёт высоты прилива по гармоническим постоянным
1. Основной метод расчета высоты прилива по гармоническим постоянным.
2. Упрощенный (адмиралтейский) метод расчета высоты прилива по гармоническим постоянным.
1. Определение нуля глубин. Требования и особенности определения нуля глубин.
2. Наблюдения за колебаниями уровня моря.
3. Пределы действия уровенных постов.
1. Определение среднего уровня на постоянных и дополнительных уровенных постах.
2. Определение наинизшего теоретического уровня на уровенных постах.
3. Определение поправок для приведения глубин к нулю глубин.
1. Гидрологические посты.
2. Основные понятия о мареографах.
3. Спутниковая альтиметрия.
Расчёт расстояний между уровенными постами при изысканиях под гидротехнические сооружения.
1. Расчёт расстояний между уровенными постами на морях, где преобладают сгоннонагонные колебания уровня.
2. Расчёт расстояний между уровенными постами в районах побережья с развитой сетью постоянных постов гидрометеорологических станций.
1. Котидальные карты.
2. Атласы изменчивости уровня Океана.
3. Эмпирические котидальные карты и численное моделирование приливов в Мировом океане.
1. Связь между приливами и приливными течениями.
2. Учёт приливно-отливных явлений.
3. Основные понятия об Атласах приливов
Определение элементов приливо-отливных течений.
1. Данные об элементах приливно-отливных течений. Атласы и таблицы приливно-отливных течений. Лоции морей.
2. Учёт приливо-отливных явлений в Мировом океане и в прибрежных районах.
Расчёт скорости и направления приливо-отливных течений.
1. Определение скорости и направления приливо-отливных течений по «Таблицам приливов».
2. Определение скорости и направления течения на заданный момент в данном месте по Атласу приливо-отливных течений.
1. Основные причины неприливных колебаний уровня моря.
2. Морские волны, их классификация. Внутренние волны.
3. Колебания уровня Мирового океана в различных районах
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.