2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Мореходная астрономия_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
26.03.01 – Б1.В.24 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.24 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Мореходная астрономия»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Мореходная астрономия» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.Г. Амельченко
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Мореходная астрономия»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса

ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Мореходная астрономия» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Навигационное оборудование водных путей
 
- Составление электронных карт
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
20
20
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
52
52
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Основы сферической и общей астрономии, где изучаются координаты светил, их изменения, измерение времени. 
 
Тема 1. Параллактический треугольник.
Лекционные занятия:

1. Горизонтная система координат

2. 1-ая экваториальная система координат

3. Решение параллактического треугольника

4. Дифференциальные формулы мореходной астрономии 

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2. Видимое суточное движение светил. 
Лекционные занятия:

Видимое годовое движение солнца.

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практическая работа
Практические занятия:

ПР 1 Хронометр и секстан

Изучение устройство хронометра и секстана.

Служба времени.

Выверки секстана.

Определение поправки индекса.

ПР 2 Графическое решение параллактического треугольника. Звездный глобус.

Изучение сферических координат. Два графических способа решения параллактического треугольника.

Установка звездного глобуса, опознавание светила.

ПР 3 Вычисление высоты и азимута светила По таблицам вас-58.

ПР 4 Исправление высот

ПР 5 Расчет экваториальных координат по мае

ПР 6 Контрольная работа - расчет экваториальных координат по мае 

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация.

15
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Морские астрономические инструменты, где изучаются секстан, хронометр, звездный глобус и работа с ними.
 
Тема 3. Система времен, применяемая в мореходной астрономии 
Лекционные занятия:
1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 4. Исправление высот светил, измеренных секстаном. 
Лекционные занятия:

1. Поправка за наклонение горизонта

2. Поправка за астрономическую рефракцию

3. Поправка за параллакс

4. Поправка за полудиаметр 

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практическая работа
Практические занятия:

ПР 7 Определение широты по меридиональной высоте солнца, по полярной звезде

ПР 8 Планирование астрономических обсерваций

ПР 9 Определение поправки компаса

ПР 10 Контрольная работа - определение поправки компаса

ПР 11 ОМС по разновременным наблюдениям солнца.

ПР 12 Контрольная работа - ОМС по разновременным наблюдениям солнца. 

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация. 

15
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 3. Практическая (мореходная) астрономия или астронавигация, где рассматриваются методы определения поправки компаса, определение места судна и анализ погрешностей определения.
 
Тема 5. Определение поправки компаса.
Лекционные занятия:

1. Определение поправки компаса методом моментов

2. Определение поправки компаса методом высот

3. Определение поправки компаса методом высот и моментов

4. Наивыгоднейшие условия определения поправки компаса 

1
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 6. Основы астрономических обсерваций. 
Лекционные занятия:

1. Основные понятие и определения

2. Уравнение круга равных высот

3. Высотная линия положения 

2
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практическая работа
Практические занятия:

ПР 13 Определение места судна (ОМС) по двум звездам

ПР 14 Контрольная работа - ОМС по двум звездам.

ПР 15 ОМС по звездам ускоренными способами.

ПР 16 ОМС по звездам по таблицам подобранных звезд.

ПР 17 Определение поправки компаса по таблицам нориса 

4
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

22
ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Мореходная астрономия» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.