ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Мореходная астрономия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Мореходная астрономия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;
- основы сферической и общей астрономии;
- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;
- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);
- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.
Уметь:
- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;
- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;
- исправлять высоты светил.
Владеть:
- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;
- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса
- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;
- основы сферической и общей астрономии;
- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;
- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);
- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.
Уметь:
- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;
- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;
- исправлять высоты светил.
Владеть:
- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;
- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса
- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;
- основы сферической и общей астрономии;
- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;
- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);
- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.
Уметь:
- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;
- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;
- исправлять высоты светил.
Владеть:
- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;
- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса
часов
1. Горизонтная система координат
2. 1-ая экваториальная система координат
3. Решение параллактического треугольника
4. Дифференциальные формулы мореходной астрономии
Видимое годовое движение солнца.
ПР 1 Хронометр и секстан
Изучение устройство хронометра и секстана.
Служба времени.
Выверки секстана.
Определение поправки индекса.
ПР 2 Графическое решение параллактического треугольника. Звездный глобус.
Изучение сферических координат. Два графических способа решения параллактического треугольника.
Установка звездного глобуса, опознавание светила.
ПР 3 Вычисление высоты и азимута светила По таблицам вас-58.
ПР 4 Исправление высот
ПР 5 Расчет экваториальных координат по мае
ПР 6 Контрольная работа - расчет экваториальных координат по мае
Подготовка к практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация.
1. Поправка за наклонение горизонта
2. Поправка за астрономическую рефракцию
3. Поправка за параллакс
4. Поправка за полудиаметр
ПР 7 Определение широты по меридиональной высоте солнца, по полярной звезде
ПР 8 Планирование астрономических обсерваций
ПР 9 Определение поправки компаса
ПР 10 Контрольная работа - определение поправки компаса
ПР 11 ОМС по разновременным наблюдениям солнца.
ПР 12 Контрольная работа - ОМС по разновременным наблюдениям солнца.
Подготовка к практическим работам: подбор материала, его анализ и систематизация.
1. Определение поправки компаса методом моментов
2. Определение поправки компаса методом высот
3. Определение поправки компаса методом высот и моментов
4. Наивыгоднейшие условия определения поправки компаса
1. Основные понятие и определения
2. Уравнение круга равных высот
3. Высотная линия положения
ПР 13 Определение места судна (ОМС) по двум звездам
ПР 14 Контрольная работа - ОМС по двум звездам.
ПР 15 ОМС по звездам ускоренными способами.
ПР 16 ОМС по звездам по таблицам подобранных звезд.
ПР 17 Определение поправки компаса по таблицам нориса
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.