ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Радионавигационные приборы и системы»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Радионавигационные приборы и системы»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства судовых радионавигационных приборов;
- фундаментальные основы радиолокатора (РЛС), идентификационных систем (АИС), средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), интегрированных навигационных систем, иные электронные и технические средства судовождения, их тенденции развития и сферы применения, характерные ограничения;
Уметь:
- работать с радионавигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки радиотехнических средств судовождения;
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
- настраивать органы управления автоматических систем для работы в оптимальном режиме;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства судовых радионавигационных приборов;
- фундаментальные основы радиолокатора (РЛС), идентификационных систем (АИС), средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), интегрированных навигационных систем, иные электронные и технические средства судовождения, их тенденции развития и сферы применения, характерные ограничения;
Уметь:
- работать с радионавигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки радиотехнических средств судовождения;
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
- настраивать органы управления автоматических систем для работы в оптимальном режиме;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- физические и теоретические основы, принципы действия и устройства судовых радионавигационных приборов;
- фундаментальные основы радиолокатора (РЛС), идентификационных систем (АИС), средств автоматизированной радиолокационной прокладки (САРП), интегрированных навигационных систем, иные электронные и технические средства судовождения, их тенденции развития и сферы применения, характерные ограничения;
Уметь:
- работать с радионавигационным оборудованием и правильно применять полученную информацию, определять и учитывать поправки радиотехнических средств судовождения;
- учитывать погрешности при проведении судовых измерений, исключать грубые погрешности в серии измерений, пользоваться стандартами и другой нормативной документацией;
- настраивать органы управления автоматических систем для работы в оптимальном режиме;
Владеть:
- навыками навигационной эксплуатации и технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи, решения навигационных задач с использованием информации от этих систем, расчета поправок навигационных приборов;
- причины возникновения ошибок и точностные характеристики различных радиотехнических средств судовождения.
Уметь:
- практически использовать РЛС, АИС, САРП, САС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, обосновывать и анализировать полученную с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;
- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;
- определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и навигационного оборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией радиотехнических средств судовождения.
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов
- причины возникновения ошибок и точностные характеристики различных радиотехнических средств судовождения.
Уметь:
- практически использовать РЛС, АИС, САРП, САС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, обосновывать и анализировать полученную с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;
- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;
- определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и навигационного оборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией радиотехнических средств судовождения.
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов
- причины возникновения ошибок и точностные характеристики различных радиотехнических средств судовождения.
Уметь:
- практически использовать РЛС, АИС, САРП, САС, интегрированные навигационные системы, расшифровывать, обосновывать и анализировать полученную с их помощью информацию, использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- распознавать радиолокационный сигнал от радиолокационного ответчика, ответчика АИС, пользоваться спутниковым компасом, системой дальней идентификации и другими навигационными системами;
- уметь анализировать поступающую от разных источников навигационную информацию, сравнивать и делать выводы по использованию этой информации;
- определять работоспособность установленного, эксплуатируемого и навигационного оборудования, осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией радиотехнических средств судовождения.
Владеть:
- методами использования технического контроля и испытания оборудования и материалов
часов
Принцип действия РЛС.
Импульсный метод радиолокации. Структурная схема РЛС. Временные диаграммы.
Виды ориентации (по курсу и по меридиану).
Виды индикации радиолокационного изображения (ИОД и ИИД).
Технико-эксплуатационные характеристики РЛС.
Параметры приёмопередатчика.
Параметры индикаторного устройства.
Навигационные характеристики РЛС.
Определение максимальной и минимальной дальности действия РЛС.
Варианты комплектации РЛС. Особенности радиолокационной аппаратуры. Приемо- передающее, индикаторное, антенно-волноводное устройства.
САРП, PC-radar.
Навигационные характеристики РЛС.
Определение разрешающих способностей РЛС по направлению и расстоянию.
Расчёт мёртвой зоны и теневых секторов.
Функциональная схема приёмо-передающего устройства, антенно-волноводного тракта.
Принцип работы РЛС, преобразование СВЧ-сигнала в промежуточную частоту с помощью гетеродина и кристаллических диодных смесителей. Цепи МПВ и ВРУ.
Изучение органов оперативного управления.
Регулировка и настройка РЛС: ВАРУ, МПВ, АПЧ-РПЧ (автоматическая и ручная подстройка частоты гетеродина).
Назначение индикаторного устройства. Принцип работы ЭЛТ, НКД, ПКД, ЭВН, ШД,
ОК. Формирование круговой развёртки. Настройка индикатора и оперативное управление им в различных режимах воспроизведения радиолокационного изображения. Особенности применения 3 и 10 см диапазонов радиоволн.
Техническая эксплуатация и навигационное использование РЛС.
Влияние технических параметров и органов управления на работу станции.
САРП - средства автоматической радиолокационной прокладки. Принципы радиолокационной прокладки. Задачи, решаемые САРП.
Обобщённая функциональная схема.
Назначение сопрягающих устройств. Методы представления информации в САРП. Первичная и вторичная информация.
Требования ИМО к эксплуатационно- техническим характеристикам САРП.
Изучение методов представления информации в САРП. Использование органов оперативного управления работой и настройкой РЛС отечественного и иностранного производств.
Названия и назначение органов управления РЛС модели «Furuno».
САРП - захват и сопровождение целей.
Критерии опасности сопровождаемых целей.
Определение параметров «захваченных целей».
Обозначение стандартных символов объектов (целей САРП)
Радиотехнические и навигационные параметры РНС. Навигационные функции РНС. Способы определения места судна.
Классификация РНС по радиотехническим и навигационным параметрам. Состав СНС. Принцип работы. Типы орбит.
Методы определения места судна с помощью ИСЗ.
Глобальная спутниковая система «GPS».Назначение, общая характеристика и состав системы.
Определение места судна по СНС. Назначение органов управления.
Спутниковая радионавигационная система «ГЛОНАСС».
Назначение, общая характеристика и состав системы. Определение места судна по СНС. Назначение органов управления.
Общие сведения, Бортовая аппаратура АИС.
Информация, предоставляемая АИС
Преимущества АИС перед РЛС и САРП.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.