2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Обработка полевых материалов гидрографических работ_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обработка полевых материалов гидрографических работ»
26.03.01 – Б1.В.26 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обработка полевых материалов гидрографических работ»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.26 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обработка полевых материалов гидрографических работ»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Обработка полевых материалов гидрографических работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лутков С.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обработка полевых материалов гидрографических работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

- самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Обработка полевых материалов гидрографических работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Гидрография
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
48
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Плановое и высотное обоснование промеров 
 
Практические занятия:

Цель: познакомиться с существующими системами геодезических координат.

Система координат, базирующихся на системе координат 1942 г. (СК-42).

Учебные вопросы:

1. Референц-эллипсоид Красовского

2. Балтийская система высот.

3. Местные системы координат (на примере СК-64 и СК-63). Высокоточные спутниковых навигационные системы (СНС) GPS (Global Position System) и ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) в Мировой геодезической системе WGS-84 (World Geodetic System) и в системе координат ПЗ-90. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.1 Система геодезических координат
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Обработка полевых данных
 
Тема 2.1 Электронная обработка полевых материалов гидрографических работ
Практические занятия:

Цель: изучить способы сбора, обработки и архивирования данных о глубинах, освоить методики создания электронных карт с отображением обследованной полосы.

Учебные вопросы:

1. Планирование промера;

2. Редактирование и добавление галсов;

3. Выполнение промера и отображение обследованной полосы на карте. Работа с базой данных промеров. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.1 Электронная обработка полевых материалов гидрографических работ
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 3. Отчётная документация. Оценка качества
 
Практические занятия:

Цель: изучение структуры Гидрографической службы и правовых основ производства гидрографических исследований, обработки результатов промеров: Закрепление знаний методик определения места по глубинам, измеренным эхолотом, а также способом крюйс-изобаты.

Учебные вопросы:

1. Организация навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в Российской Федерации.

2. Организационно-правовые аспекты производства гидрографических исследований.

3. Истинная глубина Н места.

4. Методики определения места по изобатам с глубинами, изменяющимися равномерно.

5. Методики определения места по изобатам, образующим угол более 30°. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.1 Организация навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в Российской Федерации. Организационно-правовые аспекты производства гидрографических исследований. Определение места по глубинам, измеренным эхолотом. Определение места способом крюйс-изобаты 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: Изучение методик определения места по глубине и навигационной линии положения. Оценка точности обсерваций по изобатам.

Учебные вопросы:

1. Определение места по навигационной лп и глубине, измеренной одновременно.

2. Определение места по навигационной лп и глубине, измеренной разновременно.

3. Оценка точности обсерваций по изобатам. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.2 Определение места по глубине и навигационной линии положения. Оценка точности обсерваций по изобатам
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: приобретение навыков производства отдельных видов гидрографических работ, графической обработки промерных работ.

Учебные вопросы:

1. Обработка массива данных по глубинам.

2. Построение профилей дна на участке промерных работ.

3. Оформление результатов. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.3 Особенности производства отдельных видов гидрографических работ.

Графическая обработка промерных данных. Разработка технического обоснования на производство съемки рельефа дна в заданном районе. Разработка научно-технического отчета о детальной съемке рельефа дна в заданном районе. Оценка качества съемки

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.4 Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

Сравнительный анализ качества получения и обработки материалов промеров с помощью средств измерений разных типов

Практические занятия:

Цель: сформировать представление о технических возможностях средств измерений разных типов

Учебные вопросы:

1. Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

2. Принципы работы традиционных средств измерений глубин, скоростей и направлений течений;

3. Принципы работы средств измерений с электромеханическими самописцами, с электронной разверткой времени (цифровые), оснащенные гидроакустическим оборудованием, цветным видеооборудованием и т.п.);

4. Ознакомление с системой регистрации данных о рейсе «LMS Voyage Data Recorder». 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.4 Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

Сравнительный анализ качества получения и обработки материалов промеров с помощью средств измерений разных типов

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: приобрести навыки грамотного оформления результатов промерных работ.

Учебные вопросы:

1. Фиксация данных промеров глубин и скоростей течений;

2. Аналитическая обработка данных;

3. Оформление отчетного материала с учетом национальных и международных требований. 

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.5 Оформление данных, полученных при промерах. Международная деятельность в области гидрографии
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обработка полевых материалов гидрографических работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.