2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Обработка полевых материалов гидрографических работ_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Обработка полевых материалов гидрографических работ»
26.03.01 – Б1.В.26 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обработка полевых материалов гидрографических работ»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.26 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Обработка полевых материалов гидрографических работ»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Обработка полевых материалов гидрографических работ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Лутков С.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Обработка полевых материалов гидрографических работ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- современные информационные и библиографические источники, необходимые для решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Уметь:

- спользовать современные информационные и библиографические источники при решении задач обработки полевых материалов гидрографических работ.

Владеть:

- навыками решения задач обработки полевых материалов гидрографических работ на основе информационной и библиографической культуры с применением информационнокоммуникационных технологий и с учётом основных требований информационной безопасности.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- конструктивные особенности гидрографического оборудования, правила их проектирования, развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ.

Уметь:

- обосновывать и составлять планы развёртывания, эксплуатации и проведения регламентных работ гидрографического оборудования.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

- самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- организацию обработки полевых материалов гидрографических работ и водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Уметь:

самостоятельно организовывать обработку полевых материалов гидрографических работ и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

Владеть:

- навыками организации обработки полевых материалов гидрографических работ и технического контроля при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Обработка полевых материалов гидрографических работ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Гидрография
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
24
24
В том числе: 
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
48
48
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Плановое и высотное обоснование промеров 
 
Практические занятия:

Цель: познакомиться с существующими системами геодезических координат.

Система координат, базирующихся на системе координат 1942 г. (СК-42).

Учебные вопросы:

1. Референц-эллипсоид Красовского

2. Балтийская система высот.

3. Местные системы координат (на примере СК-64 и СК-63). Высокоточные спутниковых навигационные системы (СНС) GPS (Global Position System) и ГЛОНАСС (Глобальная Навигационная Спутниковая Система) в Мировой геодезической системе WGS-84 (World Geodetic System) и в системе координат ПЗ-90. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 1.1 Система геодезических координат
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Обработка полевых данных
 
Тема 2.1 Электронная обработка полевых материалов гидрографических работ
Практические занятия:

Цель: изучить способы сбора, обработки и архивирования данных о глубинах, освоить методики создания электронных карт с отображением обследованной полосы.

Учебные вопросы:

1. Планирование промера;

2. Редактирование и добавление галсов;

3. Выполнение промера и отображение обследованной полосы на карте. Работа с базой данных промеров. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 2.1 Электронная обработка полевых материалов гидрографических работ
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

4
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 3. Отчётная документация. Оценка качества
 
Практические занятия:

Цель: изучение структуры Гидрографической службы и правовых основ производства гидрографических исследований, обработки результатов промеров: Закрепление знаний методик определения места по глубинам, измеренным эхолотом, а также способом крюйс-изобаты.

Учебные вопросы:

1. Организация навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в Российской Федерации.

2. Организационно-правовые аспекты производства гидрографических исследований.

3. Истинная глубина Н места.

4. Методики определения места по изобатам с глубинами, изменяющимися равномерно.

5. Методики определения места по изобатам, образующим угол более 30°. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.1 Организация навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в Российской Федерации. Организационно-правовые аспекты производства гидрографических исследований. Определение места по глубинам, измеренным эхолотом. Определение места способом крюйс-изобаты 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: Изучение методик определения места по глубине и навигационной линии положения. Оценка точности обсерваций по изобатам.

Учебные вопросы:

1. Определение места по навигационной лп и глубине, измеренной одновременно.

2. Определение места по навигационной лп и глубине, измеренной разновременно.

3. Оценка точности обсерваций по изобатам. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.2 Определение места по глубине и навигационной линии положения. Оценка точности обсерваций по изобатам
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: приобретение навыков производства отдельных видов гидрографических работ, графической обработки промерных работ.

Учебные вопросы:

1. Обработка массива данных по глубинам.

2. Построение профилей дна на участке промерных работ.

3. Оформление результатов. 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.3 Особенности производства отдельных видов гидрографических работ.

Графическая обработка промерных данных. Разработка технического обоснования на производство съемки рельефа дна в заданном районе. Разработка научно-технического отчета о детальной съемке рельефа дна в заданном районе. Оценка качества съемки

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.4 Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

Сравнительный анализ качества получения и обработки материалов промеров с помощью средств измерений разных типов

Практические занятия:

Цель: сформировать представление о технических возможностях средств измерений разных типов

Учебные вопросы:

1. Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

2. Принципы работы традиционных средств измерений глубин, скоростей и направлений течений;

3. Принципы работы средств измерений с электромеханическими самописцами, с электронной разверткой времени (цифровые), оснащенные гидроакустическим оборудованием, цветным видеооборудованием и т.п.);

4. Ознакомление с системой регистрации данных о рейсе «LMS Voyage Data Recorder». 

3
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.4 Сравнительный анализ требований руководящих документов, регламентирующих производство съемки рельефа дна различного назначения.

Сравнительный анализ качества получения и обработки материалов промеров с помощью средств измерений разных типов

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Цель: приобрести навыки грамотного оформления результатов промерных работ.

Учебные вопросы:

1. Фиксация данных промеров глубин и скоростей течений;

2. Аналитическая обработка данных;

3. Оформление отчетного материала с учетом национальных и международных требований. 

6
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Тема 3.5 Оформление данных, полученных при промерах. Международная деятельность в области гидрографии
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Обработка полевых материалов гидрографических работ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.