2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Эксплуатация гидрографических судов_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация гидрографических судов»
26.03.01 – Б1.В.27 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация гидрографических судов»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.27 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация гидрографических судов»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация гидрографических судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.Г. Амельченко
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация гидрографических судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития плав. средств для производства гидрографических работ;

- классификацию плав. средств для производства гидрографических работ;

Уметь:

- выполнять требования техники безопасности при работе с судовыми устройствами и системами, устройствами и оборудованием для производства гидрографических работ;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1.1 Знает основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
 
 
 
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития плав. средств для производства гидрографических работ;

- классификацию плав. средств для производства гидрографических работ;

Уметь:

- выполнять требования техники безопасности при работе с судовыми устройствами и системами, устройствами и оборудованием для производства гидрографических работ;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.2 Умеет применять основные требования нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда при эксплуатации гидрографического оборудования
 
 
 
 
 
Знать:

- основные тенденции и направления развития плав. средств для производства гидрографических работ;

- классификацию плав. средств для производства гидрографических работ;

Уметь:

- выполнять требования техники безопасности при работе с судовыми устройствами и системами, устройствами и оборудованием для производства гидрографических работ;

- работать  со специализированной литературой при производстве гидрографических работ

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-1 Способность эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда
ПК-1.3 Владеет навыками эксплуатации гидрографического оборудования в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные конструктивные элементы гидрографических  судов и катеров;

- предназначение и особенности эксплуатации судовых устройств и систем на гидрографических  судах и катерах;

- типы и виды гидрографического оборудования, размещаемые на специализированных плав. средствах;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией оборудования для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.1 Знает методы работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

основные конструктивные элементы гидрографических  судов и катеров; предназначение и особенности эксплуатации судовых устройств и систем на гидрографических  судах и катерах; типы и виды гидрографического оборудования, размещаемые на специализированных плав. средствах;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией оборудования для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-2.2 Умеет работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

основные конструктивные элементы гидрографических  судов и катеров; предназначение и особенности эксплуатации судовых устройств и систем на гидрографических  судах и катерах; типы и виды гидрографического оборудования, размещаемые на специализированных плав. средствах;

Уметь:

- определять работоспособность оборудования для производства гидрографических работ;

- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией оборудования для производства гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-2 Способен работать с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов.
ПК-2.3 Владеет навыками работы с гидрографическими приборами, инструментами, средствами для определения координат, средствами навигационного оборудования и программными средствами гидрографического и картографического назначения в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности жизнедеятельности на гидрографических  судах и катерах;

- переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- индивидуальные и коллективные средства спасения; основы судовой организации на гидрографических  судах и катерах.

Уметь:

- использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- использовать индивидуальные и коллективные средства спасения;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности жизнедеятельности на гидрографических  судах и катерах;

- переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- индивидуальные и коллективные средства спасения; основы судовой организации на гидрографических  судах и катерах.

Уметь:

- использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- использовать индивидуальные и коллективные средства спасения;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- требования по безопасности жизнедеятельности на гидрографических  судах и катерах;

- переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- индивидуальные и коллективные средства спасения; основы судовой организации на гидрографических  судах и катерах.

Уметь:

- использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и средства борьбы с водой;

- использовать индивидуальные и коллективные средства спасения;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация гидрографических судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Информационные технологии
 
- Информатика
 
- Физика
 
- Экология
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания
 
- Управление судном
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
12
12
В том числе: 
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
60
60
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Понятие о гидрографическом судне
Практические занятия:

Классификация и основные тактико-технические элементы гидрографических судов. Теоретический чертеж корпуса судна.

Главные размерения судна.

Соотношение главных размеров и коэффициенты теоретического чертежа.

Посадка судна.

Кривые элементов теоретического чертежа.

Масштаб Бонжана. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Требования, предъявляемые к корпусу судна 
Практические занятия:

Понятие о прочности корпуса судна. Запас прочности судна.

Общая прочность судна.

Характеристика внешних сил действующих на судно.

Материалы, применяемые в судостроении. Группы судостроительных материалов.

Виды профильной стали.

Основные положения по эксплуатации стального корпуса судна. Виды коррозии металлов. Эксплуатация корпуса судна. Организация контроля за состоянием корпуса судная.

Ответственность должностных лиц. Системы набора корпуса судна. Судовые перекрытия.

Конструкция корпуса судна по поперечной системе набора.

Конструкция корпуса судна по продольной системе набора. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Общесудовые устройства и системы 
Практические занятия:

Общие сведения о корабельных системах, классификация системы.

Основные группы общекорабельных систем Принципы построения корабельных систем Общие сведения о корабельных устройствах.

Рулевое устройство. Якорное устройство. Швартовное устройство.

Буксирное устройство. Катерное и шлюпочное устройство.

Грузовое устройство.

Устройство успокоения бортовой качки.

Леерное устройство. Тентовое устройство. Устройство для приема и передачи топлива и грузов на ходу. Спасательные средства. Состав и принцип действия судовых х устройств. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Обеспечение живучести судна 
Практические занятия:

Основные понятия и определения живучести судна.

Элементы живучести судна и их обеспечение, условия и цели борьбы за  живучесть.

Элементы живучести судна и их обеспечение. Условия и цели борьбы за живучесть судна.

Принципы организации борьбы за живучесть судна. Тактика борьбы за живучесть судна.

Аварийно – спасательное имущество, его размещение и использование.

Состав АСИ по борьбе с водой.

Аварийное имущество и средства борьбы с пожаром.

Аварийное имущество для заделки повреждений трубопроводов и электрокабелей.

Индивидуальные и коллективные спасательные средства. Основные направления конструктивной защиты судов. Средства конструктивной защиты судна.

Конструктивные мероприятия защиты судна.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практически занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация. 

20
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 2. 
 
Остойчивость судна
Практические занятия:

Начальная остойчивость судна.

Поперечная остойчивость судна. Продольная остойчивость судна. Моменты остойчивости формы и веса.

Меры начальной остойчивости.

Коэффициент начальной остойчивости. Понятие об остойчивости судна при больших углах наклонения. Диаграмма статической остойчивости.

Диаграмма динамической остойчивости. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Энергетические установки гидрографических судов 
Практические занятия:

Типы энергетических установок, их размещение на судне и требования, предъявляемые к ним. Состав энергетической установки судна. Размещение энергетических установок на судах. Тактические элементы энергетической установки судов.

Принципиальные схемы энергетических установок.

Составные части и принцип действия ядерной энергетической установки.

Составные части и принцип действия котлотурбинной энергетической установки.

Составные части и принцип действия газотурбинной энергетической установки.

Составные части и принцип действия дизельной энергетической установки.

Основные режимы энергетических установок.

Ступени переднего и заднего хода. Обеспечение скорости хода СЭУ ГС базового проекта. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Понятие о судне 
Практические занятия:

Изменение средней осадки судна от приема и расходования грузов.

Определение нагрузки корабля в процессе эксплуатации.

Изменение водоизмещения и средней осадки судна от изменения объемного веса забортной воды. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Расположение технических средств и помещений на гидрографическом судне 
Практические занятия:

Расположение технических средств на судне. Расположение навигационно- гидрографических средств на судне. Расположение помещений на судне.

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практически занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация. 

20
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 3. 
 
Основные типы гидрографических судов для изучения Мирового океана
Практические занятия:

Назначение, устройство и основные ТТД/ТТХ : ГС пр. 852 типа « Адмирал Владимирский», ГС пр. 862 типа «Створ», ГС пр. 861 типа. «Челекен», МГС пр. 872, МГС пр. 870.

Перспективные проекты гидрографических судов. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Основные типы гидрографических судов  и катеров для изучения прибрежных районов Мирового океана.
Практические занятия:

Назначение, устройство и основные ТТД/ТТХ : БГК пр. 1896, БГК пр. 572,  МГК пр.727, 1403, 16830, 13901, БГК пр. 199 20, ГС пр. 19910 типа «Вайгач». Перспективные проекты гидрографических судов и катеров. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Виды и типы гидрографических приборов и устройств для изучения открытых районов Мирового океана 
Практические занятия:

Многолучевые эхолоты.

Однолучевые эхолоты.

Многолучевые гидролокаторные системы.

Профилографы. Датчики скорости звука. Гидрофоны.

Морские магнитометры.

Морские гравиметры...

Волнографы. Измерители скорости течения. Альтиметры.

Зонды для измерения параметров воды.

Инерциальные навигационные системы.

Гидрометеорологическая аппаратура и приборы. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Виды и типы гидрографических приборов и устройств для изучения прибрежных районов Мирового океана 
Практические занятия:

Многолучевые эхолоты.

Однолучевые эхолоты.

Многолучевые гидролокаторные системы.

Профилографы. Датчики скорости звука. Гидрофоны.

Измерители уровня моря.

Волнографы. Измерители скорости течения. Альтиметры.

Зонды для измерения параметров воды.

Инерциальные навигационные системы.

Гидрометеорологическая аппаратура и приборы. 

1
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практически занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация. 

20
ПК-1.1,ПК-1.2,ПК-1.3,ПК-2.1,ПК-2.2,ПК-2.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация гидрографических судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.