2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Составление электронных карт_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Составление электронных карт»
26.03.01 – Б1.В.28 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Составление электронных карт»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.28 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Составление электронных карт»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Составление электронных карт» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.Г. Амельченко
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Составление электронных карт»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- Назначение навигационных морских карт и карт внутренних водных путей,

- Содержание и оформление навигационных морских карт и карт внутренних водных путей.

Уметь:

- Работать с фондами и базами данных картографической информации.

- Работать с картографическими материалами дистанционного зондирования Земли.

Владеть:

- Навыками работы с программными средствами морской электронной картографии.

ОПК-1.1 Знает методы применения информационно-коммуникационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- Назначение навигационных морских карт и карт внутренних водных путей,

- Содержание и оформление навигационных морских карт и карт внутренних водных путей.

Уметь:

- Работать с фондами и базами данных картографической информации.

- Работать с картографическими материалами дистанционного зондирования Земли.

Владеть:

- Навыками работы с программными средствами морской электронной картографии.

ОПК-1.2 Умеет применять информационно-коммуникационные технологии для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
Знать:

- Назначение навигационных морских карт и карт внутренних водных путей,

- Содержание и оформление навигационных морских карт и карт внутренних водных путей.

Уметь:

- Работать с фондами и базами данных картографической информации.

- Работать с картографическими материалами дистанционного зондирования Земли.

Владеть:

- Навыками работы с программными средствами морской электронной картографии.

ОПК-1 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий
ОПК-1.3 Владеет навыками использования современных информационных технологий для решения стандартных задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса.

ПК-4.1 Знает методы работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.2 Умеет работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
Знать:

- звездное небо, основные созвездия, навигационные звезды;

- основы сферической и общей астрономии;

- теоретические основы определения места судна по небесным светилам с оценкой точности;

- устройство и умение работать с пеленгатором и астрономическими инструментами (секстаном, звездным глобусом и измерителями времени);

- методы определения поправки компаса различными методами; частные случаи мореходной астрономии.

Уметь:

- находить основные созвездия и использовать их для определения местоположения судна;

- выполнять выверки и регулировки секстана, определять поправку хронометра и компаса, пользоваться мореходными таблицами, морским астрономическим ежегодником;

- исправлять высоты светил.

Владеть:

- навыками работы с секстаном, звездным глобусом, пеленгатором, измерителями времени;

- теоретическими методами и практическими навыками определения поправки компаса.

ПК-4 Способен работать с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
ПК-4.3 Владеет навыками работы с фондами и базами данных гидрографической и картографической информации
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Составление электронных карт» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрография
 
- Иностранный язык
 
- Картография
 
- Высшая геодезия
 
- Информатика
 
- Топография
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
108
108
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
180
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. Морские электронные информационные системы и электронные навигационные карты 
 
Практические занятия:

Основные определения и понятия морской электронной картографии 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Растровые и векторные карты

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Нормативная база морских электронных навигационных карт 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Система классификации картографической информации: 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Назначение морских электронных карт и основные требования к ним 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Морские электронные информационные системы и электронные навигационные карты
Самостоятельная работа:

Понятия об электронных картах

Основные определения

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Геодезическая основа ЭК

Понятие о геодезической системе отсчета горизонтальных координат карты; Виды горизонтальных геодезических систем; Перевод данных карты из одного горизонтального датума в другой; Пути улучшения отсчета горизонтальных координат картографических объектов; Вертикальные геодезические датумы Совершенствование отсчета вертикальных координат. 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Проекции морских навигационных электронных карт

Нормальная проекция Меркатора; Поперечная меркаторская проекция

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Форматы данных электронных карт. 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Морские электронные информационные системы и электронные навигационные карты
Самостоятельная работа:

Разграфка ЭК 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 2. Геоинформационные системы
 
Практические занятия:

Масштаб, проекция и геодезическая основа морских  навигационных электронных карт

Ячейка морской навигационной электронной карты 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Основные этапы создания морских навигационных электронных карт: Технические и программные средства 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Основные этапы создания морских навигационных электронных карт: Редакционно - подготовительные работы 

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Составление Технического задания

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Компиляция карты

2
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Классификация электронных карт 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:Характеристика векторных карт

Состав данных векторных ЭК; Синтез векторных карт и технологии их производства; Официальные векторные карты; Другие виды векторных карт.

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Корректура карт ЭКДИС

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Особенности растровых электронных карт

Основные сведения о растровых картах; Официальные растровые карты для ЭКДИС;

Принцип корректуры растровых карт; Достоинства и ограничения растровых карт

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Геоинформационные системы
Самостоятельная работа:

Электронные каталоги карт и книг

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Раздел 3. Электронные гидрографические информационные системы
 
Практические занятия:

Контроль качества данных

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Публикация ячейки в Архиве

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Корректура морских электронных навигационных карт 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Практические занятия:

Переиздание ЭНК Новое издание ЭНК Отмена ЭНК 

4
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Компьютерные технологии оценки качества площадной съемки рельефа дна.

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Форматы электронных изображений и электронных навигационных карт

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Форматы файлов сбора и обработки данных съемки рельефа, используемых в ЭГИС. 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Международные требования к электронной картографии

-обзор электронных картографических навигационных систем: Электронная картографическая навигационно-информационная система (ECDIS) 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

-обзор электронных картографических навигационных систем: Электронная картографическая система (ECS) Растровая картографическая навигационная информационная система (RCDS) 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Международные организации, участвующие в организации развития ECDIS 

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Самостоятельная работа:

Стандарт S-57

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
Электронные гидрографические информационные системы
Самостоятельная работа:

Стандарт S-100

6
ОПК-1.1,ОПК-1.2,ОПК-1.3,ПК-4.1,ПК-4.2,ПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Составление электронных карт» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.