ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Навигационное оборудование водных путей»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Навигационное оборудование водных путей»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
- основные тенденции и направления развития навигационного оборудования морей и внутренних водных путей для обеспечения безопасности плавания в акватории Мирового океана и на внутренних водных путях;
- методы навигационного оборудования, виды и общие принципы организации работы средств навигационного оборудования;
- особенности ориентирования и координирования с помощью зрительных средств навигационного оборудования при производстве гидрографических работ в различных водных акваториях;
- назначение и виды зрительных средств навигационного оборудования;
Уметь:
- определять работоспособность зрительных средств навигационного оборудования для производства гидрографических работ;
- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией, береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне
- основные тенденции и направления развития навигационного оборудования морей и внутренних водных путей для обеспечения безопасности плавания в акватории Мирового океана и на внутренних водных путях;
- методы навигационного оборудования, виды и общие принципы организации работы средств навигационного оборудования;
- особенности ориентирования и координирования с помощью зрительных средств навигационного оборудования при производстве гидрографических работ в различных водных акваториях;
- назначение и виды зрительных средств навигационного оборудования;
Уметь:
- определять работоспособность зрительных средств навигационного оборудования для производства гидрографических работ;
- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией, береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне
- основные тенденции и направления развития навигационного оборудования морей и внутренних водных путей для обеспечения безопасности плавания в акватории Мирового океана и на внутренних водных путях;
- методы навигационного оборудования, виды и общие принципы организации работы средств навигационного оборудования;
- особенности ориентирования и координирования с помощью зрительных средств навигационного оборудования при производстве гидрографических работ в различных водных акваториях;
- назначение и виды зрительных средств навигационного оборудования;
Уметь:
- определять работоспособность зрительных средств навигационного оборудования для производства гидрографических работ;
- осуществлять наблюдение за безопасной эксплуатацией, береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне
- назначение, основные понятия об устройстве и принципе действия маячных оптических систем;
- основные требования к источникам питания СНО и их классификацию;
- назначение и классификацию навигационных створов;
- классификацию и типовые проекты навигационных створных знаков;
- назначение и виды секторных навигационных огней;
- назначение плавучих предостерегательных знаков, классификацию и устройство буев и вех;
- правила по технике безопасности при обслуживании буев и вех;
- вид, цвет и характеристики системы плавучего огражденияв в водах Российской Федерации;
- основы технической эксплуатации СНО;
- основные положения о техническом обслуживании СНО и технической эксплуатации маячных сооружений;
- основные положения о видах ремонта и организации хранения СНО;
Уметь:
- использовать аппаратуру и устройства, устанавливаемые на береговых и плавучих зрительных средствах навигационного оборудования;
- выполнять требования по технике безопасности при использовании, ремонте и хранении аппаратуры и устройств, устанавливаемых на береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение, основные понятия об устройстве и принципе действия маячных оптических систем;
- основные требования к источникам питания СНО и их классификацию;
- назначение и классификацию навигационных створов;
- классификацию и типовые проекты навигационных створных знаков;
- назначение и виды секторных навигационных огней;
- назначение плавучих предостерегательных знаков, классификацию и устройство буев и вех;
- правила по технике безопасности при обслуживании буев и вех;
- вид, цвет и характеристики системы плавучего огражденияв в водах Российской Федерации;
- основы технической эксплуатации СНО;
- основные положения о техническом обслуживании СНО и технической эксплуатации маячных сооружений;
- основные положения о видах ремонта и организации хранения СНО;
Уметь:
- использовать аппаратуру и устройства, устанавливаемые на береговых и плавучих зрительных средствах навигационного оборудования;
- выполнять требования по технике безопасности при использовании, ремонте и хранении аппаратуры и устройств, устанавливаемых на береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение, основные понятия об устройстве и принципе действия маячных оптических систем;
- основные требования к источникам питания СНО и их классификацию;
- назначение и классификацию навигационных створов;
- классификацию и типовые проекты навигационных створных знаков;
- назначение и виды секторных навигационных огней;
- назначение плавучих предостерегательных знаков, классификацию и устройство буев и вех;
- правила по технике безопасности при обслуживании буев и вех;
- вид, цвет и характеристики системы плавучего огражденияв в водах Российской Федерации;
- основы технической эксплуатации СНО;
- основные положения о техническом обслуживании СНО и технической эксплуатации маячных сооружений;
- основные положения о видах ремонта и организации хранения СНО;
Уметь:
- использовать аппаратуру и устройства, устанавливаемые на береговых и плавучих зрительных средствах навигационного оборудования;
- выполнять требования по технике безопасности при использовании, ремонте и хранении аппаратуры и устройств, устанавливаемых на береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение и задачи проведения анализа навигационного оборудования;
- организацию, содержание и сроки контроля за действием СНО;
- содержание и порядок проектирования навигационного оборудования;
- основные понятия о применении новых технологий в развитии морского навигационного оборудования.
Уметь:
- производить расчёт величин параметров береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
- работать со специализированной литературой при подготовке и производстве гидрографических работ и обработке их результатов.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение и задачи проведения анализа навигационного оборудования;
- организацию, содержание и сроки контроля за действием СНО;
- содержание и порядок проектирования навигационного оборудования;
- основные понятия о применении новых технологий в развитии морского навигационного оборудования.
Уметь:
- производить расчёт величин параметров береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
- работать со специализированной литературой при подготовке и производстве гидрографических работ и обработке их результатов.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
- назначение и задачи проведения анализа навигационного оборудования;
- организацию, содержание и сроки контроля за действием СНО;
- содержание и порядок проектирования навигационного оборудования;
- основные понятия о применении новых технологий в развитии морского навигационного оборудования.
Уметь:
- производить расчёт величин параметров береговых и плавучих зрительных средств навигационного оборудования;
- работать со специализированной литературой при подготовке и производстве гидрографических работ и обработке их результатов.
Владеть:
- навыками организации работы коллектива, ведения документации на первичном уровне.
часов
Краткая история развития навигационного оборудования морей нашей Родины.
Назначение и задачи навигационного оборудования морей и внутренних водных путей. Методы навигационного оборудования. Виды СНО.
Общие принципы организации работы СНО.
Назначение и виды зрительных СНО. Назначение, основные понятия об устройстве и принципе действия маячных оптических систем. Маячные линзы. Маячные источники света. Морские маячные лампы накаливания. Газоразрядные лампы. Ацетиленовые горелки.
Маячные светофильтры. Расчет силы света цветного огня.
Маячные светооптические и проблесковые аппараты.
Основные требования к источникам питания СНО и их классификация.
Назначение и классификация навигационных створов.
Линейный створ и его основные элементы. Боковое уклонение.
Чувствительность створа.
Вывод основной формулы линейного створа. Назначение знаков навигационных створов и их основные части.
Классификация и типовые проекты навигационных створных знаков. Принцип действия и особенности использования лазерных и телевизионных створов.
Назначение и виды секторных навигационных огней.
Элементы секторного огня.
Безопасный и опасный сектор.
Исходные данные для расчёта секторного огня. Дальность видимости секторного огня.
Разбивка и проверка секторных огней на местности.
Назначение плавучих предостерегательных знаков.
Классификация и устройство
буев. Классификация и устройство вех. Основные технические данные буёв, вех и их якорных устройств.
Организация технического обслуживания, ремонта и хранения буев и вех. Хранение буев и якорных устройств на берегу. Правила по технике безопасности при обслуживании буев и вех.
Проекты судов и катеров для обслуживания СНО. Система плавучего огражденияв в водах РФ. Система МАМС,региона А.
Виды, цвет и характеристики плавучих предостерегательных знаков. Латеральные знаки.
Кардинальные знаки. Знаки отдельных опасностей малых размеров. Осевые знаки (знаки безопасного прохода). Знаки специального назначения
Техническая эксплуатация СНО. Основы техники безопасности при работе со светооптическими аппаратами и источниками питания СНО.
Содержание эксплуатации СНО. Бесперебойность действия СНО. Контроль эксплуатации СНО.
Техническое обслуживание СНО. Техническая эксплуатация маячных сооружений. Эксплуатация маячных башен и навигационных знаков.
Эксплуатация фонарных сооружений. Эксплуатация гидротехнических сооружений.
Эксплуатация маячно- технических зданий. Виды ремонта СНО. Организация хранения СНО.
Назначение и задачи проведения анализа навигационного оборудования.
Исходные данные для анализа навигационного оборудования.
Масштабы карт для проведения анализа навигационного оборудования.
Контроль за действием СНО.
Организация. содержание и сроки контроля за действием СНО. Основные обязанности должностных лиц по контролю эксплуатации, обеспечения постоянной готовности и технического состояния СНО.
Содержание и порядок проектирования навигационного оборудования.
Выбор видов проектируемых СНО. Размещение проектируемых СНО и определение их дальности действия. Выбор места строительства и состава оборудования проектируемых СНО. Требования, предъявляемые к выбору места для строительства зрительных СНО.
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. Развитие морского навигационного оборудования.
Новые технологии. Новые проекты средств навигационного оборудования районов плавания. Развитие навигационного оборудования внутренних водных путей.
Новые технологии. Новые синтетические материалы для летних и зимних буёв.
Интегрированная система автономного электропитания светооптических аппаратов для ППЗ.
Основные нормативные документы по навигационному оборудованию морей внутренних водных путей.
Расчёт силы света маячных светооптических аппаратов.
Расчёт оптической дальности видимости средств навигационного оборудования.
Расчёт основных элементов линейного навигационного створа.
Секторные навигационные огни.
Расчёт секторного навигационного огня.
Варианты расстановки плавучих предостерегательных знаков системы МАМС регион А в водах Российской Федерации.
Расстановка плавучих предостерегательных знаков при ограждении навигационных опасностей.
Расчёт суммарной емкости источников питания для обеспечения автономной работы электрофицированных СНО на заданный срок.
Расчёт коэффициента исправности действия средств навигационного оборудования.
Расчёт ширины охранных зон средств навигационного оборудования.
Расчёт навигационной безопасности плавания.
Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.