2023-2024_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания»
26.03.01 – Б1.В.25 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – Б1.В.25 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., С.И.Фелицин
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные положения нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне.

Уметь:

- использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне;

- работать с режимными пособиями по загрязнению водных и воздушных бассейнов при выполнении гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива;

- ведения документации на первичном уровне;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.1 Знает содержание технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне.

Уметь:

- использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне;

- работать с режимными пособиями по загрязнению водных и воздушных бассейнов при выполнении гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива;

- ведения документации на первичном уровне;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ОПК-6.2 Умеет разрабатывать техническую документацию, связанную с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные положения нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне.

Уметь:

- использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в области производства экологических экспертиз, морского метеорологического обслуживания, исследования морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне;

- работать с режимными пособиями по загрязнению водных и воздушных бассейнов при выполнении гидрографических работ;

Владеть:

- навыками организации работы коллектива;

- ведения документации на первичном уровне;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ОПК-6 Способен участвовать в разработке технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
ОПК-6.3 Владеет навыками разработки технической документации, связанной с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от средств измерений, при гидрографическом обеспечении  деятельности портов и проведении  инженерных изысканий, производить наблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки параметров измеренных характеристик, производить наблюдения и калибровку средств измерений в целях обеспечения безопасности судоходства и выполнения гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения рабочей и отчётной  документации;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ПК-3.1 Знает методы выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от средств измерений, при гидрографическом обеспечении  деятельности портов и проведении  инженерных изысканий, производить наблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки параметров измеренных характеристик, производить наблюдения и калибровку средств измерений в целях обеспечения безопасности судоходства и выполнения гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения рабочей и отчётной  документации;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.2 Умеет выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
Знать:

- положения профессиональной культурой безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности

Уметь:

- использовать и истолковывать информацию, получаемую от средств измерений, при гидрографическом обеспечении  деятельности портов и проведении  инженерных изысканий, производить наблюдения и составлять соответствующие отчеты, использовать компьютерные технологии для обработки параметров измеренных характеристик, производить наблюдения и калибровку средств измерений в целях обеспечения безопасности судоходства и выполнения гидрографических работ.

Владеть:

- навыками организации работы коллектива, ведения рабочей и отчётной  документации;

- приемами и методами математической обработки больших массивов данных.

ПК-3 Способен выполнять поверки, калибровки, тарирование и техническое обслуживание гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
ПК-3.3 Владеет навыками выполнения поверок, калибровок, тарирования и технического обслуживания гидрографических приборов, средств для определения геодезических координат и средств навигационного оборудования в соответствии с эксплуатационной документацией и требованиями нормативных документов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2, 3 курсе в 4, 5 семестре.
Дисциплина «Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Гидрография
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
- Метрология, стандартизация, сертификация
 
- Уровни моря и морские течения
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Гидрографические информационные системы
 
- Организация и управление гидрографическими работами
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
20
20
В том числе: 
Лекционные занятия
16
8
8
Практические занятия
24
12
12
Самостоятельная работа
104
34
70
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
180
72
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Влияние экологических процессов на гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерных изысканий. 
 
Тема 1. Стандарты качества воды и воздуха
Лекционные занятия:

1. Основные понятия об экологии.

2. Нормирование качества воды и атмосферного воздуха.

3. Экологический мониторинг. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2. Процессы загрязнения контактных зон Океана. 
Лекционные занятия:

1. Основные понятия о загрязнении природной среды.

2. Основные факторы загрязнения Мирового океана.

3. Загрязнение Мирового океана материковыми стоками. 

0,5
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3. Трансформация загрязнений в море 
Лекционные занятия:

1. Антропогенная нагрузка на Мировой океан.

2. Нефтяные углеводороды в океане.

3. Проблемы нефтяных загрязнений Мирового океана. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Физические основы рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосфере.

2. Воздействие загрязнений окружающей среды на экосистемы и здоровье человека. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 4. Влияние загрязнений экосистемы и здоровье человека. Экологические экспертизы
Лекционные занятия:

1. Виды аварийных ситуаций и определение мощности аварийного выброса.

2. Основные понятия и особенности проведения экологических экспертиз.

3. Структура экспертиз. Научно-технический отчёт и экспертное заключение. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 4. Влияние загрязнений экосистемы и здоровье человека. Экологические экспертизы
Практические занятия:

Производство экологических экспертиз.

1. Материалы для экспертизы. Аспекты и основные группы анализируемой экспертизы.

2. Рецензия на экологическую экспертизу. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 2. Основы морского метеорологического обслуживания 
 
Тема 1. Использование морской метеорологическая информации в производстве морского метеорологического обслуживания
Лекционные занятия:

1. Задачи морских гидрологических прогнозов и информаций.

2. Гидрометеорологическое обеспечение морского флота.

3. Основные понятия о совместной технической комиссии ВМО/МОК по океанографии и морской метеорологии (СКОММ). 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Современные классификации опасных природных процессов.

2. Критерии опасных гидрометеорологических явлений. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Расчёт опасных метеорологических явлений и их критериев.

1. Расчёткритериев опасных метеорологических явлений в области ветровой нагрузки, температуры, атмосферных явлений.

2. Расчёткритериев опасных метеорологических явлений в области осадков, ледовых процессов. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2. Опасные гидрометеорологические явления в прибрежных зонах
Практические занятия:

Расчёт опасных гидрологических явлений и их критериев.

1. Расчёткритериев  опасных метеорологических явлений в области ветровой нагрузки, температуры воды и  волнения.

2. Расчёткритериев опасных метеорологических явлений в области сгонно-нагонных явлений, опасных течений, ледовых процессов и обледенения судов. 

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3. Климатические факторы надёжности морских сооружений
Лекционные занятия:

1. Гидрометеорологические параметры, учитываемые при проектировании и влияющие на эксплуатацию сооружений.

2. Гидрометеорологические критерии безопасности жизнедеятельности при производстве работ на Арктическом шельфе. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Основные понятия о метеорологических морских бюллетенях.

2. Организация гидрометеорологических наблюдений на судах. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 4. Метеорологические морские бюллетени для портов и инженерных сооружений
Практические занятия:

Составление морских метеорологических бюллетеней.

1. Предупреждения об опасных гидрометеорологических явлениях. Составление штормовых предупреждений.

2. Порядок составления и выпуска морских гидрометеорологических прогнозов. 

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:
34
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 семестр
 
Раздел 3. Актуальные процессы в береговой зоне моря. Морские порты и морские каналы. 
 
Тема 1. Береговая зона моря 
Лекционные занятия:

1. Основные понятия о береговой зоне моря.

2. Состав береговой зоны моря (океана). Типы берегов. Классификация морских берегов. Основные понятия о морской абразии и аккумуляции. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Общее понятие о морских портах.

2. Общее понятие о морских каналах 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Расчёт пропускной способности канала.

1. Расчёт числа судопроходов по каналу, среднесуточного судооборота, среднего времени занятости канала.

2. Расчёт средней продолжительности проводки одного судна каравана по каналу. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

Расчёт глубины морского канала

1. Расчёт навигационной глубины и суммы навигационных запасов.

2. Расчёт навигационной глубины канала на прямолинейном участке и поворотном колене. Определение коэффициента заносимости. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2. Морские порты и морские каналы 
Практические занятия:

Расчёт ширины морского канала

1. Расчёт проектной ширины канала, ширины маневренной полосы.

2. Расчёт расчётной скорости течения. Коэффициенты учитывающие скорость движения, парусность и водоизмещение судна. Коэффициент скорости ветра. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Раздел 4. Исследование морских течений, уровней воды и волнения в прибрежной мелководной зоне. 
 
Лекционные занятия:

1. Ветровые волны и волны зыби, трансформация волн.Параметры ветрового волнения. Условия волнообразования.

2. Расчетные волны и расчетные штормы. Расчетные параметры волн.

Методика измерения элементов волн.

3. Воздействие волн на гидротехнические сооружения. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

1. Прогнозирование параметров скорости ветра.

2. Прогнозирование параметров ветрового волнения 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1. Исследование волнения в прибрежной мелководной зоне
Практические занятия:

Прогнозирование параметров температуры воздуха и верхних слоёв воды.

1. Прогнозирование параметров температуры воздуха.

2. Прогнозирование параметров верхних слоёв воды. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 1. Исследование волнения в прибрежной мелководной зоне
Практические занятия:

Расчёт нагрузок от стоячей волны на сооружения вертикального профиля.

1. Расчет сооружений на воздействие стоячих волн со стороны открытой акватории. Давление стоячих волн на вертикальную стену со стороны открытой акватории.

2. Давление дифрагированных волн на вертикальную стену со стороны огражденной акватории. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Характеристики и задачи исследования уровенных поверхностей моря.

2. Связь между уровнями в двух пунктах. Уравнение регрессии.

Вычисление среднего уровня.

3. Исследование сгонно-нагонных колебаний уровня моря. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Практические занятия:

1. Методика расчёт высот уровней моря различной обеспеченности.

2. Взаимосвязь повторяемости и обеспеченности навигационных уровней. 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 2. Исследования уровенных поверхностей моря
Практические занятия:

1. Анализ структуры Мирового океана и его рельефа дна.

2. Колебательные процессы в Мировом океане и анализ циркуляции морских течений. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Тема 3. Исследование течений
Лекционные занятия:

1. Задачи изучения и характеристики течений при изыскательских работах.

2. Производство наблюдений за течениями и их обработка. Характеристика приборов и оборудования.

3. Типичные схемы проведения исследования течений. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
Самостоятельная работа:
70
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-3.1,ПК-3.2,ПК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Гидрографическое обеспечение деятельности портов и инженерные изыскания» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.