2023-2024_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI 1 Кодекса ПДНВ_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»
26.05.06 – Б1.В.11.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.11.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-12 Способен обеспечить безопасность и охрану судна, экипажа и пассажиров и эксплуатационное состояние спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
ПК-12.5 Владеет действиями по локализации последствий повреждения и спасанию судна после пожара, взрыва, столкновения или посадки на мель
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-17.1 Знает вопросы управления персоналом на судне и его подготовки
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-17 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-17.3 Умеет применять методы управления задачами и рабочей нагрузкой
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-18.1 Знает способы личного выживания
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-18.2 Знает способы предотвращения пожара и умеет бороться с огнём и тушить пожары
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-18.3 Знает приёмы элементарной первой помощи
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-18 Способен обеспечить безопасность персонала и судна
ПК-18.4 Знает меры личной безопасности и общественные обязанности
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-20.1 Знает порядок подготовки планов действий в чрезвычайных ситуациях для предприятия действий в случае аварии
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-20.2 Знает конструкцию судна, включая средства борьбы за живучесть
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-20.3 Знает методы и средства предотвращения, обнаружения и тушения пожара
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-20 Способен разрабатывать план действий в аварийных ситуациях и схемы по борьбе за живучесть судна, а также действовать в аварийных ситуациях
ПК-20.4 Знает функции и использование спасательных средств
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-28 Способен обеспечить технику безопасности
ПК-28.1 Знает технику безопасности и способен её обеспечить
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-29 Способен обеспечить выполнение требований по предотвращению загрязнения
ПК-29.1 Знает меры предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
56
56
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
24
24
Самостоятельная работа
14
14
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВВЕДЕНИЕ В КУРС 
 
Тема 1. Введение
Лекционные занятия:

Ознакомление с требованиями документов, регламентирующих подготовку моряков. Требования к членам экипажей в соответствии с СУБ и выполнение основных операций, связанных с обеспечением безопасности в соответствии с контрольными листами. 

1
 
Раздел 2. СПОСОБЫ ЛИЧНОГО ВЫЖИВАНИЯ
 
Тема 2.1 Возможные виды аварийных ситуаций, которые могут привести к необходимости оставления судна 
Лекционные занятия:

Авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария, инцидент (международный кодекс проведения расследований аварии и инцидентов на море). Виды чрезвычайных ситуаций, их последствия. Источники риска и опасностей на море. Определение и виды аварийных случаев и ситуаций. Столкновение, затопление, пожар (ПРАИМ- 2013). Необходимость быть готовыми к любым ЧАС. Потенциально возможные аварийные ситуации. Первоначальные и последующие действия в ЧАС. 

2
 
Лекционные занятия:

Требования МК СОЛАС-74 (Кодекса ЛСА) к индивидуальным и коллективным спасательным средствам. Содержание Кодекса ЛСА.

Основные требования Кодекса ЛСА к спасательному кругу, спасательному жилету, гидрокостюму, защитному костюму, теплозащитному средству.

Основные требования Кодекса ЛСА к спасательным плотам, спасательным шлюпкам, дежурным шлюпкам. Требования Кодекса ЛСА к спусковым устройствам. 

2
 
Тема 2.2 Типы спасательных средств на морских судах
Практические занятия:

Практическое занятие № 1 (тренажерный комплекс по выживанию на море). Использования индивидуальных спасательных средств

2
 
Лекционные занятия:

Средства приведения спасательной шлюпки в движение. Работа с оборудованием спасательных шлюпок и плотов. Оборудование спасательной шлюпки. Снабжение спасательной шлюпки.

Оборудование спасательных плотов (надувных) Назначение и использование аварийного радиобуя (АРБ) системы КОСПАС-САРСАТ.

Назначение и использование радиолокационного отражателя (транспондера) РЛО. Назначение и использование УКВ радиостанции.

Назначение и использование компаса, шлюпочной карты. Использование сигнальных средств в спасательной шлюпке (плоту) – парашютная ракета, фальшфейер, дымовая шашка, фонарь, гелиограф. 

2
 
Тема 2.3 Оборудование и снабжение спасательных шлюпок и плотов
Практические занятия:

Практическое занятие № 2 (тренажерный комплекс по выживанию на море). Цель занятия - формирование и оценка навыков по использованию оборудования, устройств и снабжения спасательных шлюпок и плотов. 

4
 
Тема 2.4 Действия членов экипажа при оставлении судна. 
Лекционные занятия:

Действия по сигналу «Шлюпочная тревога», при следовании к местонахождению шлюпок и плотов. Организация посадки в спасательные средства. Спуск спасательной шлюпки. Спуск спасательных плотов. Оказание помощи человеку за бортом. Отход от судна.

Судовые подготовки и учения. 

2
 
Тема 2.5 Организация жизни на воде и в спасательных средствах.

Основные опасности, угрожающие оставшимся в живых людям 

Лекционные занятия:

Первичные действия после оставления судна. Действия командира спасательного средства. Важность держаться вместе – подать концы друг другу. Ориентировки и наблюдение в море. Внутренние и внешние вахты.

Распорядок жизни на спасательном средстве. Организация питания и пополнение запасов пищи и воды. Оказание медицинской помощи и борьба за жизнь человека в спасательном средстве. Выживание в море – психологический аспект выживаемости, гипотермии, высокие температуры, недостаток воды и пищи, опасные морские животные, рыбы, птицы. 

2
 
Раздел 3. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И БОРЬБА С ПОЖАРОМ
 
Тема 3.1 Возможные виды пожарной опасности на судах 
Лекционные занятия:

Определение пожара, теория пожара – пожарный треугольник и пожарный тетраэдр. Типы и источники воспламенения. Причины пожаров и их последствия. Опасности при пожаре. Распространение пламени на судне.

Необходимость постоянной бдительности. Классификация пожаров.

Характеристики применяемых огнетушащих веществ (достоинства – недостатки). 

2
 
Лекционные занятия:

Конструктивная противопожарная защита (требования Главы II-2 СОЛАС-74). Комплекс противопожарной защиты судов. Конструктивная защита. Основные конструктивные принципы пожаротушения. Перекрытия класса A, B и C. Противопожарные двери, горловины закрытий, пользование ими. Активная противопожарная защита. Системы сигнализации обнаружения пожара и дыма. Организационно-технические и предупредительные мероприятия. 

3
 
Тема 3.2 Комплекс противопожарной защиты судов
Практические занятия:

Практическое занятие № 3 (Тренажерный комплекс «Пожарный полигон») Формирование навыков применения противопожарного оборудования в части использования различных типов огнетушителей, тушения пожара с помощью воды, пены, порошка, а также знания противопожарного снабжения. 

2
 
Тема 3.3 Организация борьбы с пожаром на судах 
Лекционные занятия:

Аварийная партия для борьбы с пожаром на судах. Действия членов аварийной партии при борьбе с пожаром. Место сбора. Порядок подачи сигналов пожарной тревоги (на переходе, в порту). Взаимодействия с другими силами и средствами при борьбе с пожаром. 

2
 
Тема 3.4 Использование противопожарного оборудования и снабжения
Лекционные занятия:

Типовой стандарт действий экипажа при пожаре, методы борьбы с пожаром, снаряжение пожарного. Использование дыхательных аппаратов в ходе борьбы с пожаром, действия по спасанию в задымленном помещении. 

2
 
Тема 3.5 Борьба с огнем и тушение пожара
Практические занятия:

Практическое занятие № 4 (Тренажерный комплекс «Пожарный полигон»). Применение противопожарного оборудования (использовать различные типы огнетушителей, тушить пожары с помощью воды, пены, порошка); входить и проходить через помещение, в которое была введена высокократная пена, со спасательным леером, но без дыхательного аппарата); использовать автономно-дыхательные аппараты и снаряжение пожарного; спасать человека в задымленных помещениях с использованием автономно-дыхательных аппаратов. 

4
 
Раздел 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 
 
Лекционные занятия:

Анатомия человека и функции организма. Оценка помощи, в которой нуждается пострадавший и угрозы собственной безопасности. Неотложные меры, которые должны быть предприняты в чрезвычайных ситуациях: положение пострадавшего, способы приведения в сознание, оказание первой помощи при кровотечениях, необходимые меры для выведения из шокового состояния и в случаях ожогов, оказание помощи пострадавшему и его транспортировка, наложение повязок и использование материалов из аптечки первой помощи.

2
 
Тема 4.1 Элементарная первая помощь
Практические занятия:

Практическое занятие № 5 в классе медицинской подготовки. Формирование навыков применения способов приведения в сознание, правильного обращения с пострадавшим, остановки кровотечения, выведения из шока, оказания помощи в случае ожогов, поражения электрическим током, транспортировки пострадавшего, пользования материалами аптечки первой помощи. 

4
 
Раздел 5. ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ 
 
Тема 5.1 Готовность к действию в чрезвычайных ситуациях
Лекционные занятия:

Выполнение действий при авариях. Потенциально возможные аварийные ситуации и первоначальные действия по ним. Готовность к аварийным ситуациям. Судовой план действий в ЧАС.

2
 
Лекционные занятия:

Основные критерии непотопляемости судна. Погрузка судна, влияние размещения груза на остойчивость. Влияние свободных поверхностей на остойчивость при затоплении грузовых и жилых помещений.

Предпринимаемые меры по обеспечению непотопляемости. Типовые стандарты действий экипажа при поступлении воды (при столкновении, посадке судна на мель). Назначение аварийного снабжения. 

2
 
Тема 5.2. Борьба за непотопляемость 
Практические занятия:

Практическое занятие № 6 (тренажер по борьбе с водой). Формирование практического использования аварийного снабжения. Постановка пластыря, цементного ящика, заделка малых пробоин с использованием жесткого пластыря, раздвижного упора, струбцин, клиньев.

Исправление повреждений трубопровода (установка хомутов). 

2
 
Тема 5.3 Соблюдение техники безопасности 
Лекционные занятия:

Важность постоянного выполнения требований техники безопасности.

Устройства безопасности и защиты, имеющиеся на судах, для защиты от потенциальных опасностей (спецодежда, снаряжение). Правила техники безопасности при работе с механизмами, на высоте, за бортом, в закрытых помещениях. Меры безопасности, предпринимаемые до входа в закрытые помещения. 

2
 
Тема 5.3 Соблюдение техники безопасности 
Практические занятия:

Практическое занятие № 7 направлено на закрепление понимания важности выполнения требований техники безопасности и проверку усвоения лекционного материала. 

2
 
Лекционные занятия:

Виды загрязнения с судов и их влияние на окружающую среду.

Воздействия судоходства на морскую окружающую среду и последствия эксплуатационного или случайного загрязнения морской окружающей среды (З-6-1). Категории мусора (Приложение V МК МАРПОЛ). 

2
 
Тема 5.4 Предотвращение загрязнения окружающей среды
Практические занятия:

Практическое занятие № 8 направлено на закрепление понимания важности выполнения требований МК МАРПОЛ по предотвращению загрязнения с судов и проверку усвоения лекционного материала.

2
 
Лекционные занятия:

Политика компании и членов экипажа в содействие установлению эффективного общения на судне. Стандартные фразы ИМО для общения на море. Межнациональные отношения и пути их разрешения. Основные причины конфликтов, трений, различного рода предубеждений между представителями разных национальностей. Этноцентризм. 

2
 
Тема 5.5 Взаимоотношения между людьми на судне
Практические занятия:

Практическое занятие № 9. Тест для самопроверки с неограниченным количеством повторения до достижения результата (100%), посвящено повторению и закреплению материала раздела 5.  

2
 
Самостоятельная работа:
14
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка в соответствии с требованиями пункта 4 раздела A-VI/1 Кодекса ПДНВ» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.