ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Зав. кафедрой:________________________
(ФИО)
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
Уметь:
Владеть:
часов
Требования Правила VI/2 Конвенции ПДНВ и Раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ в отношении подготовки «Специалист по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками». Аварийные ситуации. Виды аварий (авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария (катастрофа), инцидент на море).
Аварийные сигналы. Расписание по тревогам и инструкции на случай аварии. Описание сигналов судовых тревог, а также действия членов экипажа и пассажиров по этим сигналам.
Система управления безопасностью на судне. Основные принципы выживания.
Общие требования к коллективным спасательным средствам в соответствии с Кодексом LSA. Классификация коллективных спасательных средств. Основные требования к конструкции спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпов в соответствии с требованиями Кодексом LSA. Маркировка спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпов.
Перечень снабжения спасательных плотов, спасательных шлюпок и дежурных шлюпок в соответствии с требованиями Кодекса LSA. Состав рациона пищи и питьевой воды в спасательной шлюпке или на спасательном плоту.
Практическое занятие №1 Цель занятия: - знакомство с предметами снабжения спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок; - отработка навыков использования отдельных предметов снабжения спасательных шлюпок и плотов.
Определение, классификация, конструкция и характеристики устройств, применяемых для спуска на воду и подъема спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок. Шлюпбалки. Плот-балки.
Подготовка и безопасный спуск на воду спасательной шлюпки и плота, быстрый отход от судна.
Опасности, связанные с использованием устройств отдачи гаков под нагрузкой.
Техника безопасности при эксплуатации судовых спусковых устройств.
Процедуры технического обслуживания спусковых устройств, спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов. План-график технического обслуживания в соответствии с Кодексом LSA.
Принятие решения об оставлении судна.
Содержание Руководства по оставлению судна. Особенности действий экипажа по шлюпочной тревоге. Действия командира спасательного средства по шлюпочной тревоге.
Практическое занятие №2 Цель занятия: отработка формирования профессиональных навыков использования надувного спасательного плота, открытой или закрытой спасательной шлюпки, дежурной шлюпки на воде.
Устройство двигателя спасательной шлюпки. Пусковые характеристики двигателя. Требования Кодекса LSA предъявляемые к двигателям спасательной шлюпки. Запуск двигателя. Системы и устройства приводимые в действие от двигателя
Охлаждение двигателя. Зарядка батарей. Использование огнетушителя в случае возгорания двигателя
Системы водяного орошения (требования, состав, принцип работы).
Автономная система воздухоснабжения (требования, состав, принцип работы).
Зарядка батарей.
Охлаждение двигателя (воздушное, охлаждение пресной водой, охлаждение морской водой).
Принципы эффективного применения огнетушителя для ликвидации возгорания двигателя.
СУДНА
Действия, которые должны быть предприняты после оставления судна.
Действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни. Постановка плавучего якоря.
Организация питания и пополнение запасов пищи и воды. Состав рационов пищи и питьевой воды.
Намеренная посадка спасательных шлюпок и плотов на мель. Понятие прибой, волнение, подветренный берег, крутой, отлогий, скалистый берег.
Взаимодействие с береговой охраной около обитаемого берега.
Гипотермия и ее виды. Способы защиты от переохлаждения. Алгоритмы действий для оказания помощи пострадавшим при гипотермии.
Практическое занятие №3 Цель занятия: формирование навыков использования защитной одежды, включая гидрокостюмы и теплозащитные средства (маркировка, размеры).
Практическое занятие №4 Цель занятия: формирование профессиональных навыков использования дежурных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания находящихся на них людей и людей, оказавшихся в воде.
АППАРАТУРЫ
Практическое занятие №5 Цель занятия: формирование навыков использования устройств, указывающие местонахождение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру (принцип действия, условия активации).
Практическое занятие №6 Задача занятия: формирование навыков использования сигнальной аппаратуры. Использование светосигнального зеркала. Использование электрического фонаря.
Практическое занятие №7 Задача занятия: формирование навыков использования пиротехнических средств. Отработка на макетах навыков использования парашютной ракеты, фальшфейера, дымовой шашки.
Аптечка первой помощи на плоту (шлюпке).
Расширенный набор медикаментов и хирургических материалов.
Практическое занятие №8 Цель занятия: формирование навыков использования аптечки первой помощи и приемов приведения в сознание.
Рассматривается состав аптечки первой помощи, предназначение каждого препарата. Отрабатываются приемы сердечно-легочной реанимации.
Спасение жизни пострадавшего. Первоочередные действия. Оказание помощи спасенным утопающим. Оказание помощи при повреждениях, вызванных воздействием холода. Ознобления. Траншейная стопа.
Отморожения. Солнечные ожоги и перегрев тела. Обезвоживание.
Практическое занятие №9 Цель занятия: привитие навыков ухода за людьми, получившими травмы. Отрабатываются приемы остановки кровотечения, приемы вывода из шокового состояния.
специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.