Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI 2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»
26.05.06 – Б1.В.11.03 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.11.03 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-12.1 Знает правила, касающиеся спасательных средств (Международная конвенция по охране человеческой жизни на море)
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-12 Способен обеспечить безопасность и охрану судна, экипажа и пассажиров и эксплуатационное состояние спасательных средств и устройств, противопожарной системы и других систем безопасности
ПК-12.3 Знает организацию учений по оставлению судна
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-14.1 Умеет организовывать учения по оставлению судна
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-14 Способен обеспечить использование спасательных средств
ПК-14.2 Умеет обращаться со спасательными шлюпками, спасательными плотами и дежурными шлюпками, их спусковыми устройствами и приспособлениями
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-14 Способен обеспечить использование спасательных средств
ПК-14.3 Умеет обращаться с оборудованием спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок, включая радиооборудование спасательных средств, спутниковые АРБ, поисково-спасательные транспондеры, гидрокостюмы и теплозащитные средства
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

ПК-18 Способен обеспечить безопасность персонала и судна
ПК-18.3 Знает приёмы элементарной первой помощи
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
7
Учебные занятия с преподавателем, всего
30
30
В том числе: 
Лекционные занятия
14
14
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
40
40
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
7 семестр
 
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ И ПРИНЦИПЫ ВЫЖИВАНИЯ
 
Тема 1.1 Содержание курса. Аварийные ситуации и принципы выживания
Лекционные занятия:

Требования Правила VI/2 Конвенции ПДНВ и Раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ в отношении подготовки «Специалист по спасательным шлюпкам, спасательным плотам и дежурным шлюпкам, не являющимися скоростными дежурными шлюпками». Аварийные ситуации. Виды аварий (авария на море, серьезная авария, очень серьезная авария (катастрофа), инцидент на море).

Аварийные сигналы. Расписание по тревогам и инструкции на случай аварии. Описание сигналов судовых тревог, а также действия членов экипажа и пассажиров по этим сигналам.

Система управления безопасностью на судне. Основные принципы выживания. 

2
 
Раздел 2. КОМАНДОВАНИЕ СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКОЙ, СПАСАТЕЛЬНЫМ ПЛОТОМ, ДЕЖУРНОЙ ШЛЮПКОЙ ВО ВРЕМЯ И ПОСЛЕ СПУСКА
 
Тема 2.1 Конструкция спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Лекционные занятия:

Общие требования к коллективным спасательным средствам в соответствии с Кодексом LSA. Классификация коллективных спасательных средств. Основные требования к конструкции спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпов в соответствии с требованиями Кодексом LSA. Маркировка спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпов. 

1
 
Лекционные занятия:

Перечень снабжения спасательных плотов, спасательных шлюпок и дежурных шлюпок в соответствии с требованиями Кодекса LSA. Состав рациона пищи и питьевой воды в спасательной шлюпке или на спасательном плоту.

1
 
Тема 2.2 Снабжение спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов
Практические занятия:

Практическое занятие №1 Цель занятия: - знакомство с предметами снабжения спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок; - отработка навыков использования отдельных предметов снабжения спасательных шлюпок и плотов.

4
 
Тема 2.3 Судовые спусковые устройства. Приемы спуска и подъема спасательных шлюпок, плотов и дежурных шлюпок. Процедуры технического обслуживания 
Лекционные занятия:

Определение, классификация, конструкция и характеристики устройств, применяемых для спуска на воду и подъема спасательных шлюпок, спасательных плотов и дежурных шлюпок. Шлюпбалки. Плот-балки.

Подготовка и безопасный спуск на воду спасательной шлюпки и плота, быстрый отход от судна.

Опасности, связанные с использованием устройств отдачи гаков под нагрузкой.

Техника безопасности при эксплуатации судовых спусковых устройств.

Процедуры технического обслуживания спусковых устройств, спасательных и дежурных шлюпок, спасательных плотов. План-график технического обслуживания в соответствии с Кодексом LSA. 

1
 
Тема 2.4 Действия, предпринимаемые после оставления судна 
Лекционные занятия:

Принятие решения об оставлении судна.

Содержание Руководства по оставлению судна. Особенности действий экипажа по шлюпочной тревоге. Действия командира спасательного средства по шлюпочной тревоге. 

1
 
Тема 2.5 Командование коллективными спасательными средствами во время или после спуска
Практические занятия:

Практическое занятие №2 Цель занятия: отработка формирования профессиональных навыков использования надувного спасательного плота, открытой или закрытой спасательной шлюпки, дежурной шлюпки на воде. 

4
 
Раздел 3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКИ 
 
Тема 3.1 Требования Кодекса LSA к двигателю спасательной шлюпки
Лекционные занятия:

Устройство двигателя спасательной шлюпки. Пусковые характеристики двигателя. Требования Кодекса LSA предъявляемые к двигателям спасательной шлюпки. Запуск двигателя. Системы и устройства приводимые в действие от двигателя

1
 
Тема 3.2 Системы и устройства, связанные с работой двигателя.

Охлаждение двигателя. Зарядка батарей. Использование огнетушителя в случае возгорания двигателя

Лекционные занятия:

Системы водяного орошения (требования, состав, принцип работы).

Автономная система воздухоснабжения (требования, состав, принцип работы).

Зарядка батарей.

Охлаждение двигателя (воздушное, охлаждение пресной водой, охлаждение морской водой).

Принципы эффективного применения огнетушителя для ликвидации возгорания двигателя. 

1
 
Раздел 4. РУКОВОДСТВО ЛЮДЬМИ И УПРАВЛЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНОЙ ШЛЮПКОЙ И ПЛОТОМ ПОСЛЕ ОСТАВЛЕНИЯ

СУДНА

 
Тема 4.1 Управление спасательной шлюпкой и плотом при сильном волнении 
Лекционные занятия:

Действия, которые должны быть предприняты после оставления судна.

Действия в спасательном средстве с целью сохранения жизни. Постановка плавучего якоря. 

1
 
Тема 4.2 Распределение пищи и воды на спасательной шлюпке и в плоту
Лекционные занятия:

Организация питания и пополнение запасов пищи и воды. Состав рационов пищи и питьевой воды.

1
 
Тема 4.3 Выброс спасательных шлюпок и плотов на береговую отмель 
Лекционные занятия:

Намеренная посадка спасательных шлюпок и плотов на мель. Понятие прибой, волнение, подветренный берег, крутой, отлогий, скалистый берег.

Взаимодействие с береговой охраной около обитаемого берега. 

1
 
Лекционные занятия:

Гипотермия и ее виды. Способы защиты от переохлаждения. Алгоритмы действий для оказания помощи пострадавшим при гипотермии. 

2
 
Тема 4.4 Использование индивидуальных спасательных средств 
Практические занятия:

Практическое занятие №3 Цель занятия: формирование навыков использования защитной одежды, включая гидрокостюмы и теплозащитные средства (маркировка, размеры).

2
 
Тема 4.5 Управление коллективными спасательными средствами после оставления судна
Практические занятия:

Практическое занятие №4 Цель занятия: формирование профессиональных навыков использования дежурных шлюпок и моторных спасательных шлюпок для сбора спасательных плотов и спасания находящихся на них людей и людей, оказавшихся в воде. 

2
 
Раздел 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТРОЙСТВ, УКАЗЫВАЮЩИХ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЯ СВЯЗИ И СИГНАЛЬНОЙ

АППАРАТУРЫ 

 
Тема 5.1 Оборудование связи (УКВ радиостанции, аварийные радиобуи, радиолокационные ответчики и отражатели) 
Практические занятия:

Практическое занятие №5 Цель занятия: формирование навыков использования устройств, указывающие местонахождение, включая оборудование связи и сигнальную аппаратуру (принцип действия, условия активации).

1
 
Тема 5.2 Сигнальное оборудование 
Практические занятия:

Практическое занятие №6 Задача занятия: формирование навыков использования сигнальной аппаратуры. Использование светосигнального зеркала. Использование электрического фонаря.

1
 
Тема 5.3 Пиротехнические средства 
Практические занятия:

Практическое занятие №7 Задача занятия: формирование навыков использования пиротехнических средств. Отработка на макетах навыков использования парашютной ракеты, фальшфейера, дымовой шашки. 

1
 
Раздел 6. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ СПАСЕННЫМ
 
Лекционные занятия:

Аптечка первой помощи на плоту (шлюпке).

Расширенный набор медикаментов и хирургических материалов.

0,5
 
Тема 6.1 Использование аптечки первой помощи и техника приведения в сознание 
Практические занятия:

Практическое занятие №8 Цель занятия: формирование навыков использования аптечки первой помощи и приемов приведения в сознание.

Рассматривается состав аптечки первой помощи, предназначение каждого препарата. Отрабатываются приемы сердечно-легочной реанимации. 

0,5
 
Лекционные занятия:

Спасение жизни пострадавшего. Первоочередные действия. Оказание помощи спасенным утопающим. Оказание помощи при повреждениях, вызванных воздействием холода. Ознобления. Траншейная стопа.

Отморожения. Солнечные ожоги и перегрев тела. Обезвоживание.

0,5
 
Тема 6.2 Уход за людьми, получившими травмы, остановка кровотечения, вывод из шокового состояния 
Практические занятия:

Практическое занятие №9 Цель занятия: привитие навыков ухода за людьми, получившими травмы. Отрабатываются приемы остановки кровотечения, приемы вывода из шокового состояния. 

0,5
 
Самостоятельная работа:
40
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела A-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.