2024-2025_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_Психологические особенности управления на транспорте_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические особенности управления на транспорте»
23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические особенности управления на транспорте»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.27 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические особенности управления на транспорте»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Психологические особенности управления на транспорте» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Роженко А.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы организации социального взаимодействия, в т.ч. с учетом возрастных, гендерных особенностей

- современные технологии взаимодействия, с учетом основных закономерностей возрастного и индивидуального развития, социальных, этноконфессиональных и культурных различий, особенностей социализации личности

Уметь:

Владеть:

УК-3.1 Знает основные приемы, нормы и технологии межличностной и групповой коммуникации в социальном и деловом взаимодействии
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- организовывать и управлять ситуациями общения, сотрудничества, развивая активность, самостоятельность, инициативность, творческие способности участников социального взаимодействия

- создавать безопасную и психологически комфортную среду, защищая достоинство и интересы участников социального взаимодействия

Владеть:

УК-3.2 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, применять основные методы и нормы социального взаимодействия, обеспечивающие успешную работу в коллективе и для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами организации конструктивного социального взаимодействия

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.3 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы самоанализа и самооценки собственных сил и возможностей; способы самоанализа и самооценки собственных сил и стратегии личностного развития

Уметь:

- определять задачи саморазвития и профессионального роста, распределять их на долго-, средне- и краткосрочные с обоснованием их актуальности и определением необходимых ресурсов

Владеть:

- приемами целеполагания, планирования, реализации необходимых видов деятельности

УК-6.1 Знает основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
 
 
Знать:

- методы эффективного планирования времени

Уметь:

- планировать свою жизнедеятельность на период обучения в образовательной организации

Владеть:

- приемами оценки и самооценки результатов деятельности по решению профессиональных задач

УК-6.2 Умеет эффективно планировать, контролировать собственное время, а также методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
 
 
Знать:

- эффективные способы самообучения и критерии оценки успешности личности

Уметь:

- анализировать и оценивать собственные силы и возможности; выбирать конструктивные стратегии личностного развития на основе принципов образования и самообразования

Владеть:

- инструментами и методами управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, при достижении поставленных целей

УК-6 Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.3 Владеет методами управления собственным временем и технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний, умений и навыков, методиками саморазвития и самообразования в течение всей жизни
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-9.1 Знать виды физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах

Владеть:

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.2 Уметь оказывать безопасную транспортную услугу с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками использования базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах

УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.3 Владеть методами безопасной перевозки с учетом физических и психологических дефектов у взрослых и детей
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Психологические особенности управления на транспорте» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Философия
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Менеджмент
 
- Безопасность транспортного процесса
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы транспортной психологии 
 
Лекционные занятия:

Традиции отечественной психологии управления на транспорте

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Предмет психологии управления как психологические закономерности деятельности по реализации основных управленческих функций

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 1.1 Предмет, методы и задачи дисциплины
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Психологическая сущность управления на водном транспорте.

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Проблема человека в психологии 

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 1.2 Современные психологические концепции и теории развития личности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Раздел 2. Личность и ее потенциал в системе управления водным транспортом
 
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта 
Лекционные занятия:

Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента. Темперамент и характер.

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Задатки и способности. Виды способностей. Одаренность, талант. 

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 2.1 Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста водного транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация

6
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

1. Ощущения и восприятие как непосредственные источники познания окружающего мира

2. Память и мышление как высшие психические процессы рационального познания. 

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

1. Мышление и речь.

2. Воображение

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 2.2 Чувственное и рациональное познание в изучении личности 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

6
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Раздел 3. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике инженера водного транспорта
 
Лекционные занятия:

Теории лидерства в психологии (теория черт, поведенческая и ситуационная) и их приложение к управленческой деятельности.

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Разведение понятий лидер и руководитель. Подходы к исследованию стилей лидерства и управленческой деятельности.

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.1 Стиль и социально-психологические проблемы руководства  на водном транспорте 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Понятие циклов управленческого взаимодействия. Ситуационный подход к управленческому взаимодействию.

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Практические занятия:

Совместная деятельность и управленческое взаимодействие. Стресс в управленческом взаимодействии 

1
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.2 Психологические процессы в социальных группах и их влияние на профессиональную деятельность специалиста водного транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Лекционные занятия:

Проблема межличностных отношений и общения

2
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Практические занятия:

Источники и причины возникновения межличностных конфликтов 

4
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
Тема 3.3 Конфликты и пути их разрешения в профессиональной деятельности специалиста водного транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

14
УК-6.1,УК-6.2,УК-6.3,УК-9.1,УК-9.2,УК-9.3,УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психологические особенности управления на транспорте» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.Н. Абрамова Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2009. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47502.html  
 
2. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2005. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46359.html  
 
3. Харитонова Е.В. Психология социально-профессиональной востребованности личности [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2014. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32147.html  
 
4. Г. Б. Хасанова, Р. Р. Исхакова Психология управления трудовым коллективом [Электронный ресурс]:учебное пособие . - Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2012. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62253.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.Н. Абрамова Социальная психология труда. Теория и практика. Том 1 [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2010. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47572.html 
 
2. Я. Брукс Организационное поведение: индивидуумы, группы и организация:. - Дело и Сервис, 2008. - 
 
3. А.А. Алдашева Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии [Электронный ресурс]:. - Институт психологии РАН, 2015. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51961.html  
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.