ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Препод., Таперечкина Ю.Н.
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;
- метод системного анализа
Уметь:
Владеть:
УК-1.1 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации; метод системного анализа
Знать:
Уметь:
- применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
Владеть:
УК-1.2 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
Знать:
Уметь:
Владеть:
- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;
- методикой системного подхода для решения поставленных задач
УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Владеет методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
Знать:
- экономическую географию водного транспорта;
- особенности морской транспортной системы;
- основные грузопотоки и направления морских перевозок;
- морские порты стран мира
Уметь:
Владеть:
ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.3 Знает экономическую географию водного транспорта; особенности морской транспортной системы; основные грузопотоки и направления морских перевозок; морские порты стран мира
Знать:
Уметь:
- применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем
Владеть:
ПК-3.5 Умеет применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем
Знать:
Уметь:
Владеть:
- навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута
ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.9 Владеет навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Единая транспортная система
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Организация транспортных услуг
- Оперативное управление логистическими системами
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Экономическая география как наука
Лекционные занятия:
Определение экономической географии. Цели и задачи науки.
Экономическая география транспорта как часть общего курса Экономической географии
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 1. Экономическая география – определение и цели науки
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Лекционные занятия:
Компоненты географического положения.
Геополитическое положение России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 2. Особенности географического положения России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Раздел 2. Характеристика природных ресурсов России
Лекционные занятия:
Природные факторы, влияющие на жизнь и хозяйственную деятельность человека в России.
Рельеф: равнины и горные массивы.
Климат и климатообразующие факторы: солнечная радиация, воздушные массы и рельеф
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 3. Природные условия и их влияние на развитие России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Лекционные занятия:
Полезные ископаемые.
Виды горных пород. Месторождения полезных ископаемых.
Водные ресуры: реки, озёра, моря, подземные воды.
Лесные ресурсы России и их многообразие.
Рекреационные ресурсы районов России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 4. Минеральные и водные ресурсы. Лесные и рекреационные ресурсы.
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Раздел 3. Население России
Лекционные занятия:
Субъекты федерации. Размещение населения России. Урбанизация и крупнейшие агломерации расселения жителей. Трудовые ресурсы.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 5. Политико-административное деление, население и трудовые ресурсы России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Раздел 4. Характеристика хозяйства России
Лекционные занятия:
Состав и структура хозяйства. Отрасли хозяйства. Факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 6. Общая характеристика хозяйства России
Самостоятельная работа:
Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 7. Топливно-энергетический комплекс России
Лекционные занятия:
Нефтегазовая промышленность.
Угольная промышленность.
Электроэнергетика.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение нефтегазовой промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение угольной промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение электроэнергетических предприятий
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 8. Металлургический и машиностроительный комплексы России.
Лекционные занятия:
Чёрная металлургия, цветная металлургия.
Машиностроение и его структура. Отрасли машиностроения.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение металлургического комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение машиностроительного комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 9. Химико-лесной комплекс России.
Лекционные занятия:
Отрасли химической промышленности: горно-химическая, основная химия, химия органического синтеза.
Отрасли лесной промышленности: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение химического комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение лесного комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 10. Агропромышленный комплекс, лёгкая и пищевая промышленность России.
Лекционные занятия:
Агропромышленный комплекс России.
Лёгкая и пищевая промышленность России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение агропромышленного комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Размещение предприятий лёгкой и пищевой промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Раздел 5. Транспортная система России
Тема 11. Характеристика транспортной системы России
Лекционные занятия:
Структура транспортной системы России. Виды транспорта и транспортные узлы.
Международные транспортные коридоры проходящие по территории Российской Федерации.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 12. Железнодорожный транспорт России
Лекционные занятия:
История развития железных дорог в России. ОАО «РЖД» и другие предприятия железнодорожного транспорта.
Структура грузооборота железных дорог в России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Железные дороги – филиалы АО «РЖД».
Их центры, протяжённость и значение для экономики регионов России.
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 13. Автомобильный транспорт России.
Лекционные занятия:
История развития автомобильного транспорта в России.
Основные автомагистрали Российской Федерации.
Структура грузооборота автомобильного транспорта России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Магистральные автодороги России, их протяжённость и значение для экономики регионов России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 14. Авиационный транспорт России.
Лекционные занятия:
История развития авиационного транспорта в России.
Основные аэропорты Российской Федерации.
Структура грузооборота авиационного транспорта России.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Аэропорты России и их значение для экономики регионов России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 15. Трубопроводный транспорт России.
Лекционные занятия:
Нефтепроводы и газопроводы: направления, протяжённость, грузооборот. Значение трубопроводного транспорта России в мировой экономике и геополитике.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 16. Речной транспорт России.
Лекционные занятия:
Единая глубоководная система европейской части России и речные бассейны Сибири и Дальнего Востока. Речные порты страны.
Структура грузоперевозок на речном транспорте.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Речные порты европейской и восточной части России, их значение для экономики регионов России.
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Тема 17. Морской транспорт России.
Лекционные занятия:
Морской транспорт и его значение в обеспечении внешней торговли России.
Морские порты России и их грузооборот.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Азово-Черноморский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Балтийский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Арктический морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Дальневосточный морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Раздел 6. География международных морских путей сообщения
Тема 18. Мировые морские пути.
Лекционные занятия:
Навигационно-географическая характеристика Атлантического, Тихого, Индийского и северного Ледовитого океанов.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Морские пути и судоходство в Средиземном море
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Морские пути и судоходство в Балтийском и Северном морях
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Морские пути и судоходство в Охотском, Японском, восточно-Китайском и Южно-Китайском морях
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Основные международные маршруты перевозок наливных, навалочных и контейнерных грузов
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Крупнейшие судоходные компании мира. Их специализация и состав флота.
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
Крупнейшие торговые порты мира. Их специализация и грузооборот.
Практические занятия:
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики:учебное пособие для вузов. - Феникс, 2000. -
6.2 Дополнительная литература
1. Экономическая география:учебное пособие для студентов вузов. - Феникс, 2001 . -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.