2024-2025_23_03_01_62-23-1234-6217_plx_География водных путей_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«География водных путей»
23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.В.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«География водных путей»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «География водных путей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Таперечкина Ю.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «География водных путей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

Владеть:

УК-1.1 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации; метод системного анализа
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

УК-1.2 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

-  методикой системного подхода для решения поставленных задач

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Владеет методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
Знать:

- экономическую географию водного транспорта;

- особенности морской транспортной системы;

- основные грузопотоки и направления морских перевозок;

- морские порты стран мира

Уметь:

Владеть:

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.3 Знает экономическую географию водного транспорта; особенности морской транспортной системы; основные грузопотоки и направления морских перевозок; морские порты стран мира
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

- применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем

Владеть:

ПК-3.5 Умеет применять методы комплексного расчета экономической эффективности функционирующих и проектируемых сложных транспортных систем
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

- навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута

ПК-3 Способен к выполнению анализа состояния транспортной обеспеченности городов и регионов, прогнозированию развития региональных и межрегиональных транспортных систем, определению потребности в развитии транспортной сети, подвижном составе, организации и технологии перевозок
ПК-3.9 Владеет навыками использования навигационных морских пособий, выбора безопасного маршрута
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «География водных путей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Единая транспортная система
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Организация транспортных услуг
 
- Оперативное управление логистическими системами
 
- Основы транспортного экспедирования и агентирования
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
28
28
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
80
80
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. Экономическая география как наука
 
Лекционные занятия:

Определение экономической географии. Цели и задачи науки.

Экономическая география транспорта как часть общего курса Экономической географии

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 1. Экономическая география – определение и цели науки
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Лекционные занятия:

Компоненты географического положения.

Геополитическое положение России.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 2. Особенности географического положения России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 2. Характеристика природных ресурсов России
 
Лекционные занятия:

Природные факторы, влияющие на жизнь и хозяйственную деятельность человека в России.

Рельеф: равнины и горные массивы.

Климат и климатообразующие факторы: солнечная радиация, воздушные массы и рельеф

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 3. Природные условия и их влияние на развитие России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Лекционные занятия:

Полезные ископаемые.

Виды горных пород. Месторождения полезных ископаемых.

Водные ресуры: реки, озёра, моря, подземные воды.

Лесные ресурсы России и их многообразие.

Рекреационные ресурсы районов России.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 4. Минеральные и водные ресурсы. Лесные и рекреационные ресурсы.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 3. Население России
 
Лекционные занятия:

Субъекты федерации. Размещение населения России. Урбанизация и крупнейшие агломерации расселения жителей. Трудовые ресурсы.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 5. Политико-административное деление, население и трудовые ресурсы России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

14
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 4. Характеристика хозяйства России
 
Лекционные занятия:

Состав и структура хозяйства. Отрасли хозяйства. Факторы, влияющие на размещение отраслей хозяйства.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 6. Общая характеристика хозяйства России
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подборка материала, его анализ и систематизация, выполнение заданий для самостоятельной работы 

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 7. Топливно-энергетический комплекс России
Лекционные занятия:

Нефтегазовая промышленность.

Угольная промышленность.

Электроэнергетика.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение нефтегазовой промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение угольной промышленности и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение электроэнергетических предприятий 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами

0,74
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 8. Металлургический и машиностроительный комплексы России.
Лекционные занятия:

Чёрная металлургия, цветная металлургия.

Машиностроение и его структура. Отрасли машиностроения.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение металлургического комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение машиностроительного комплекса и формирование основных грузопотоков
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 9. Химико-лесной комплекс России. 
Лекционные занятия:

Отрасли химической промышленности: горно-химическая, основная химия, химия органического синтеза.

Отрасли лесной промышленности: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение химического комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение лесного комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 10. Агропромышленный комплекс, лёгкая и пищевая промышленность России. 
Лекционные занятия:

Агропромышленный комплекс России.

Лёгкая и пищевая промышленность России. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение агропромышленного комплекса и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Размещение предприятий лёгкой и пищевой промышленности и формирование основных грузопотоков 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 5. Транспортная система России
 
Тема 11. Характеристика транспортной системы России
Лекционные занятия:

Структура транспортной системы России. Виды транспорта и транспортные узлы.

Международные транспортные коридоры проходящие по территории Российской Федерации. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 12. Железнодорожный транспорт России
Лекционные занятия:

История развития железных дорог в России. ОАО «РЖД» и другие предприятия железнодорожного транспорта.

Структура грузооборота железных дорог в России. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Железные дороги – филиалы АО «РЖД».

Их центры, протяжённость и значение для экономики регионов России.

Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 13. Автомобильный транспорт России.
Лекционные занятия:

История развития автомобильного транспорта в России.

Основные автомагистрали Российской Федерации.

Структура грузооборота автомобильного транспорта России. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Магистральные автодороги России, их протяжённость и значение для экономики регионов России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 14. Авиационный транспорт России. 
Лекционные занятия:

История развития авиационного транспорта в России.

Основные аэропорты Российской Федерации.

Структура грузооборота авиационного транспорта России. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Аэропорты России и их значение для экономики регионов России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 15. Трубопроводный транспорт России. 
Лекционные занятия:

Нефтепроводы и газопроводы: направления, протяжённость, грузооборот. Значение трубопроводного транспорта России в мировой экономике и геополитике. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 16. Речной транспорт России. 
Лекционные занятия:

Единая глубоководная система европейской части России и речные бассейны Сибири и Дальнего Востока. Речные порты страны.

Структура грузоперевозок на речном транспорте. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Речные порты европейской и восточной части России, их значение для экономики регионов России. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Тема 17. Морской транспорт России. 
Лекционные занятия:

Морской транспорт и его значение в обеспечении внешней торговли России.

Морские порты России и их грузооборот.

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Азово-Черноморский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,75
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Балтийский морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,76
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Арктический морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Дальневосточный морской бассейн. Его значение для экономики регионов и России 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Раздел 6. География международных морских путей сообщения
 
Тема 18. Мировые морские пути.
Лекционные занятия:

Навигационно-географическая характеристика Атлантического, Тихого, Индийского и северного Ледовитого океанов. 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Средиземном море 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Балтийском и Северном морях
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами. 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Морские пути и судоходство в Охотском, Японском, восточно-Китайском и Южно-Китайском морях
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Основные международные маршруты перевозок наливных, навалочных и контейнерных грузов 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Крупнейшие судоходные компании мира. Их специализация и состав флота. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
Крупнейшие торговые порты мира. Их специализация и грузооборот. 
Практические занятия:

Доклады студентов по теме занятия. Работа с атласами и контурными картами.

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ПК-3.3,ПК-3.5,ПК-3.9
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «География водных путей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: Основы теории и практики:учебное пособие для вузов. - Феникс, 2000. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Экономическая география:учебное пособие для студентов вузов. - Феникс, 2001 . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.