ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
 
 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
 
«Предотвращение столкновений судов»
 
26.05.05 – Б1.В.03 – 2019 г.
 
 
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Предотвращение столкновений судов»
 
26.05.05 – Б1.В.03 – 2019 г.
 
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА
 
 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
 
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 
«Предотвращение столкновений судов»
 
шифр и полное наименование
 
	Рабочая программа дисциплины «Предотвращение столкновений судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.05 Судовождение (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 191)», учебного плана по специальности «26.05.05 Судовождение», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
	Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовождение и гидрография, протокол №  от  г.
 
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
 
Получено положительное заключение 
 
 
Составитель(и) программы:
 
 
 
Специалист по УМР УМУ Института
 
 
 
 
Место хранения экземпляра
 
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
 
Облачное хранилище данных
 
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
 
Проверка / Изменение №___
 
Дата проверки / внесения изменения
 
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
 
Провел проверку / Учел изменение
 
 
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
 
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Предотвращение столкновений судов»:
 
Код и наименование компетенции
 
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.1 Знает содержание, применение и цели Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов 
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям 
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.2 Умеет применять основные принципы несения ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.3 Умеет использовать пути движения в соответствии с Общими положениями об установлении путей движения судов
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
 
ПК-03.4 Умеет использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов 
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.5 Знает технику судовождения при отсутствии видимости
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов 
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации 
 
ПК-03.6 Знает использование системы передачи сообщений согласно общим принципам систем судовых сообщений и процедурам СУДС
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов Уметь: Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.7 Умеет нести, передавать и уходить с вахты в соответствии с принятыми принципами и процедурами
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.8 Умеет постоянно вести надлежащее наблюдение таким образом, который соответствует принятым принципам и процедурам
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
 
ПК-03.9 Знает огни, знаки и звуковые сигналы, которые соответствуют требованиям, содержащимся в Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года с поправками, и умеет их правильно опознавать
 
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям 
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации 
 
ПК-03.10 Умеет с необходимой частотой и полнотой, соответствующим принятым принципам и процедурам, вести наблюдение за судопотоком, судном и окружающей средой
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям 
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.11 Умеет надлежащим образом фиксировать действия, имеющие отношение к плаванию судна
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям 
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03.12 Умеет определить ответственность за безопасность плавания, включая периоды, когда капитан находится на мостике и когда осуществляется лоцманская проводка
 
 
 
 
 
 
Знать:
- Правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72), огни и знаки судов, звуковые сигналя судов
Уметь:
- Использовать правила на практике, применительно к навигационным условиям 
Владеть:
- Методами решения навигационных задач применительно к ситуации
 
ПК-03 Способен организовать несение вахты в соответствии с установленными процедурами
 
ПК-03.13 Знает принципы управления личным составом на мостике
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
 
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 4, 5 курсе в 7, 8, 10 семестре.
 
Дисциплина «Предотвращение столкновений судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
 
 
- Оценка риска в мореплавании
 
 
- Маневрирование и управление судном
 
 
- Расследование аварий и инцидентов на море
 
 
- Теория и устройство судна
 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
 
- Поиск и спасание на море
 
 
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
 
Общая трудоемкость дисциплины составляет 216 час.
 
 
 
Учебные занятия с преподавателем, всего
 
Консультации (групповые), всего
 
Промежуточная аттестация: 
 
Общая трудоемкость дисциплины
 
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
 
Наименование разделов и тем дисциплины
 
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
 
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
 
 
Раздел 1. Общие положения 
 
 
Лекционные занятия:
Концепция решения задачи предотвращения столкновений судов
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Обоснование необходимости Правил 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Нормативная база
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Современные средства предупреждения столкновений 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 2. Особенности решения задач безопасного расхождения в соответствии с МППСС-72
 
 
Лекционные занятия:
Структура МППСС-72
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Организация наблюдения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Оценка опасности столкновения 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Принципы расчета безопасной скорости 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Выбор действий для предупреждения столкновений
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Стесненные условия маневрирования
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Плавание в разных условиях видимости
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Ситуация сближения судов, идущих прямо друг на друга 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Курсы судов пересекаются
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Кто и когда уступает дорогу
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Сложности обгона
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Статус судна согласно МППСС-72 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Ограниченная видимость
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Огни, знаки и звуковые сигналы судов, предусмотренные Правилами
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Руководство по единому применению некоторых правил МППСС-72
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Приложения к МППСС-72
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 3. Закономерности сближения судов 
 
 
Лекционные занятия:
Принцип относительного движения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Прокладка относительного движения судов
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Определения параметров движения встречных судов
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Виртуально определение параметров сближения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 4. Оценка ситуации
 
 
Лекционные занятия:
Оценка риска столкновения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Классификация целей по степени их опасности
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Оценка расхождения с учетом требований МППСС-72
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 5. Выбор маневра расхождения
 
 
Лекционные занятия:
Принцип оценки необходимости маневра 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Маневр изменением курса и скорости
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
Лекционные занятия:
Учет инерции нашего судна
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Принципы контроля расхождения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 6. Технические средства предупреждения столкновений 
 
 
Лекционные занятия:
Система САРП АИС 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
ЭКНИС СУДС 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Перспективы решения проблемы безопасного расхождения судов
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 7. Особенности решения задач безопасного расхождения в соответствии с МППСС-72
 
 
Практические занятия:
МППСС-72. Общие положения. (Правила 1-3)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
МППСС-72. Плавание судов при любых условиях (Правила 4-10) 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
МППСС-72. Плавание судов, находящихся на виду друг у друг (Правила 11-18)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
МППСС-72. Плавание судов при ограниченной видимости. Огни и знаки (Правила 19-31)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
МППСС-72. Звуковые и световые сигналы. Руководство, Приложения (Правила 32-38)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 8. Закономерности движения судов
 
 
Прокладка относительного движения судов на маневренном планшете
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение курса и скорости других судов) 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Маневр изменением курса
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Прокладка относительного движения судов на маневренном планшете
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Маневр изменением скорости, комбинированный маневр)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 9. Оценка ситуации сближения судов
 
 
Оценка риска столкновения по данным радиолокационной прокладки
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение курса и скорости других судов)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Оценка риска столкновения 
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Определение маневра другого судна)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 10. Выбор маневра расхождения
 
 
Практические занятия:
Выбор маневра для расхождения с другими судами (Истинная прокладка) 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Учет инерции нашего судна 
 
Практические занятия:
Учет инерции нашего судна при изменении курса (Определение точки поворота на прежний курс) 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Учет инерции нашего судна при маневре скоростью 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Принципы контроля расхождения 
 
Практические занятия:
Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (режим ЛИД) 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Раздел 11. Технические средства для предупреждения расхождения
 
 
Виртуальная оценка ситуации сближения в относительном движении 
 
Практические занятия:
Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (режим ЛОД)
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
 
 
Лекционные занятия:
Концепция решения задачи предотвращения столкновений судов в море 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Методика решения задачи предотвращения столкновения 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Обоснование необходимости Правил для предотвращения столкновений судов, история их создания 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Разбор аварии при нарушении правил МППСС
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Нормативная база по предотвращению столкновений
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Национальные требования
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
КТМ,Применение с точки зрения БМ
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Современные средства, используемые для предупреждения столкновений судов 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
Лекционные занятия:
Структура МППСС
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Организация наблюдения
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Оценка опасности столкновения.
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Принципы расчета безопасной скорости
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
Лекционные занятия:
Плавание судов на виду друг у друга 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Лекционные занятия:
Огни и знаки Звуковые и световые сигналы
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Выбор действий для предупреждения столкновений 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Стесненные условия плавания
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
 
Практические занятия:
Плавание в разных условиях видимости
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Сближение на противоположных курсах
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Курсы судов пересекаются
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Кто и когда уступает дорогу
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Сложности обгона
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Статус судна согласно МППСС-72
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Особенности расхождений в ограниченную видимость
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
 
 
Практические занятия:
МППСС-72 с комментариями
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
Практические занятия:
Проверка соответствия положениям конвенции
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
ПК-03.1,ПК-03.2,ПК-03.3,ПК-03.4,ПК-03.5,ПК-03.6,ПК-03.7,ПК-03.8,ПК-03.9,ПК-03.10,ПК-03.11,ПК-03.12,ПК-03.13
 
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
 
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Предотвращение столкновений судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
 
Наименование информационного ресурса
 
Ссылка на информационный ресурс
 
 
Электронная библиотечная система IPRBooks
 
http://www.iprbookshop.ru 
 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
 
Наименование
специализированных аудиторий, 
кабинетов, лабораторий,
тренажеров и пр.
 
Перечень основного оборудования
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
 
	Образовательные технологии	Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС). 
	Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
	
	Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
	Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
	
	Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
	Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
	Практические занятия предполагают решение практических заданий.
	В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
	
	Рекомендации по организации самостоятельной работы
	Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
	Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
	При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.