2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Основы современного этикета_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.05.06 – Б1.О.35 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.35 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы современного этикета» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Герасимова О.А. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы современного этикета»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- понятие и основные теории культуры, закономерности культурного развития, особенности древних культур, специфику европейского развития и современной культуры, а также примеры артефактов рассматриваемых культур.

Уметь:

- выделять доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, оценивать достижения культуры и ее вклад в мировую культуру.

Владеть:

- навыками публичного изложения и обсуждения изучаемых проблем, диалогом как способом отношения к другим людям и культурам.

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.2 Демонстрирует понимание общего и особенного в развитии цивилизаций, религиозно-культурных отличий и ценностей локальных цивилизаций
 
 
 
 
 
 
Знать:

- исторический опыт сложных, критических и экстремальных социокультурных ситуаций;

Уметь:

- гибко реагировать на изменения и проявлять инициативу

Владеть:

- диалогом как способом разрядки негативных и чрезмерных переживаний.

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.3 Владеет методами управления людьми в сложных, критических и экстремальных условиях
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы современного этикета» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и навыки работы в команде
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Теория культуры 
 
Лекционные занятия:

1. Основы современного этикета как научная дисциплина

2. Предмет и методы культурологии

3. Историческое развитие представлений о культуре

4. Понятие и основные функции культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 1. Предмет и методы культурологии 
Практические занятия:

1. Основы современного этикета как научная дисциплина

2. Предмет и методы культурологии

3. Историческое развитие представлений о культуре

4. Понятие и основные функции культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 2. Современные культурологические теории 
Лекционные занятия:

1. Теория эволюции Г. Спенсера и Э. Тайлора

2. Концепция культуры Карла Маркса

3. Морфологическая концепция культуры О. Шпенглера

4. Концепция цивилизаций А. Тойнби

5. Психоаналитическая концепция культуры З. Фрейда

6. Игровая концепция культуры Й. Хейзинги 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 3. Динамика культурно- исторического процесса 
Лекционные занятия:

1. Механизмы культурных изменений.

2. Понятие и формы кросскультурнного взаимодействия. Понятие субкультура.

3. Периодизация культурно-исторического процесса

4. Общий алгоритм анализа культуры

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 3. Динамика культурно- исторического процесса 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Раздел 2. История культуры Древнего мира
 
Практические занятия:

1. Хронологические рамки и периодизация первобытной культуры

2. Особенности и артефакты первобытной культуры

3. Мифологическое мышление в первобытной культуре

4. Современные племена, сохранившие первобытную культуру. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 4. Первобытная культура 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подготовка докладов и презентаций. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Шумеро-аккадская культура

2. Культура Вавилона, Ассирии и Ирана 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 5. Культура Двуречья (Месопотамии) 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Хронология, ценности и артефакты культуры Египта.

Культура Древней Индии.

Культура Китая. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Хронология, ценности и артефакты культуры Египта.

Культура Древней Индии.

Культура Китая. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 6. Культура Древнего Египта, Индии и Китая 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Раздел 3. История и специфика западноевропе йской культуры 
 
Практические занятия:

1. Хронологические рамки и периодизация античной культуры.

2. Особенности Греческой культуры в крито-микенскую, гомеровскую, архаическую, классическую и эллинистическую эпоху.

3. Культура Древнего Рима.

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 7. Культура Античности 
Самостоятельная работа:

Подготовка презентаций к семинару.

Подготовка конспекта по вопросу «Особенности Греческой культуры в крито- микенскую, гомеровскую, архаическую, классическую и эллинистическую эпоху»

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 8. Особенности культуры европейского средневековья 
Лекционные занятия:

1. Пространство и время средневековой культуры. Основные этапы развития и ключевые исторические события, повлиявшие на нее.

2. Особенности и артефакты средневековой культуры

3. Рыцарская, куртуазная и городская культура средневековья

4. Архитектура средневековья до романского периода 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Культура Византийской империи.

Романский и готический стили средневековой культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 8. Особенности культуры европейского средневековья 
Самостоятельная работа:

Эссе «Основные достижения средневековой культуры» 

4
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Особенности культуры эпохи Возрождения.

Творчество Джотто, Микеланджело, Рафаэля, И.Босха, Леонардо да Винчи, А. Дюрера.

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 9. Европейская культура эпохи Возрождения 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций.

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 10. Европейская культура Нового времени 
Лекционные занятия:

1. Трансформация мировоззрения в Новое время (17-18 в.). Художественные стили эпохи Нового времени: классицизм, барокко, рококо. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Социально-исторические особенности эпохи 19 в.

2. Романтизм как направление европейской художественной культуры XIX в.

3. Критический реализм и принцип типического.

4. Импрессионизм и постимпрессионизм.

5. Символизм и декаденство  

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Социально-исторические особенности эпохи 19 в.

2. Романтизм как направление европейской художественной культуры XIX в.

3. Критический реализм и принцип типического.

4. Импрессионизм и постимпрессионизм.

5. Символизм и декаденство  

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 11. Основные направления европейской художественной культуры XIX в. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

Русская культура эпохи Киевской Руси Средневековая культура Московской Руси Русская культура в Новое время. Золотой и серебряный век русской культуры 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 12. Специфика русской культуры 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

3
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Особенности культуры 20-21 в.

2. Модернизм: его черты и основные течения (постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и др.)

3. Постмодернизм и его особенности. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Особенности культуры 20-21 в.

2. Модернизм: его черты и основные течения (постимпрессионизм, экспрессионизм, сюрреализм, кубизм, абстракционизм и др.)

3. Постмодернизм и его особенности. 

2
УК-5.2,ОПК-4.3
 
Тема 13. Актуальные проблемы культуры 20-21 века 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Подготовка презентаций. 

5
УК-5.2,ОПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы современного этикета» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.