2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Психологические основы управления судовым экипажем_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психологические основы управления судовым экипажем»
26.05.06 – ФТД.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические основы управления судовым экипажем»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – ФТД.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психологические основы управления судовым экипажем»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Психологические основы управления судовым экипажем» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Роженко А.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- индивидуально-психологические особенности личности

- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна

Уметь:

- распознать характерные признаки и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу транспортной безопасности

- давать психологическую характеристику личности, собственного психического состояния

Владеть:

- первичными психологическими знаниями необходимыми для понимания личности

УК-3.1 Умеет организовать команду для достижения поставленной цели
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем

Уметь:

- оценивать межличностные отношения;

- ориентироваться в основных направлениях развития психологии

Владеть:

- простейшими приемами психической саморегуляции;

УК-3.2 Определяет стратегию сотрудничества для достижения поставленной цели, применяя убеждение, принуждение, стимулирование
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические основы управленческой деятельности судовым экипажем

Уметь:

- оценивать межличностные отношения и практически использовать основные категории и понятия психологической науки

Владеть:

- методами регламентирования организации труда

УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.3 Взаимодействует с другими членами команды для достижения поставленной задачи
 
 
 
 
 
 
Знать:

- психологические способы разрешения конфликтных ситуаций на борту судна

Уметь:

- применять теоретические законы в повседневной практике общения

Владеть:

- распознаванием характерных признаков и манеры поведения людей, которые могут создать угрозу, затрагивающую обеспечение транспортной безопасности

ОПК-4 Способен адаптироваться к изменяющимся условиям судовой деятельности, устанавливая приоритеты для достижения цели с учетом ограничения времени
ОПК-4.3 Владеет методами управления людьми в сложных, критических и экстремальных условиях
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Психологические основы управления судовым экипажем» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и навыки работы в команде
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
8
8
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. Теоретические основы психологии управления
 
Лекционные занятия:

1. Взаимосвязь психологии со смежными науками.

2. Задачи и методы психологии управления.

3. Проблема человека в психологии управления (анализ основных категорий психологии). 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум.

Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция Подготовка докладов по изученной теме 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 1. Предмет, методы и задачи дисциплины «Психологические основы управления судовым экипажем» 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 2. Личность и ее потенциал в системе управления судовым экипаже 
 
Лекционные занятия:

1. Темперамент. Теории темперамента. Свойства и типы темперамента.

Темперамент и характер.

2. Задатки и способности.

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 2. Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста морского транспорта 
Практические занятия:

Психологический практикум Тестирование с целью выявления типа темперамента Тестирование по теме с целью выявления акцентуаций характера (по Леонарду) 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 2. Темперамент и характер в трудовой деятельности специалиста морского транспорта 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

1. Психогенные факторы, психологический дискомфорт и психологические перегрузки, воздействующие на моряков на борту судна и их последствия.

2. Депривация, групповая изоляция, публичность существования, нарушение биологических ритмов, десинхроноз и т.д.

3. Психологическая усталость. Факторы (причины) усталости и ее последствия. Основные направления борьбы по предотвращению и уменьшению усталости плавсостава в условиях рейса. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 3. Усталость в условиях рейса и методы ее преодоления 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 3. Межличностное общение в управлении судовым экипажем
 
Лекционные занятия:

1. Модель коммуникативного процесса.

2. Виды коммуникации

3. Роль коммуникаций в системе управления

4. Коммуникативные сети 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум «Специфика коммуникативного процесса в сфере морского транспорта». Тестовые вопросы по теме лекционного материала 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 4. Общение и управленческая деятельность: психологическая характеристика 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 4. Мотивация и стимулирование труда специалиста морского транспорта: психологические аспекты 
 
Лекционные занятия:

1. Теории процесса мотивации

2. Виды, типы и уровни мотивации 3. Уровни мотивации 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 5. Психология применения средств стимулирования в профессиональной деятельности специалиста морского транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 5. Конфликт в морском коллективе 
 
Лекционные занятия:

1. Психологические средства управления конфликтами в организации

2. Основные стили поведения при конфликте.

3. Правила поведения в разрешении конфликтной ситуации. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 6. Структура, динамика и управление конфликтом 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 6. Психологические феномены группового поведения
 
Лекционные занятия:

1 Определение малой группы и ее границы.

Классификация групп.

2. Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

3. Феномен группового давления и конформизма.

4. Групповая сплочённость. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 7. Групповые феномены. Исследования феноменов групповых процессов в психологии. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Лекционные занятия:

1. Феномен группового лидерства.

2. Соотношение понятий лидерство и руководство.

Теории лидерства. Общее и различия в лидерстве и руководстве.

3. Основные функции руководящей деятельности.

4. Типы управленческих функций.

5. Стили руководства.

6. Особенности лидерства и руководства в морских экипажах. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 8. Психология лидерства и руководства 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 9. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. 
Практические занятия:

1. Социально-психологические феномены стихийного поведения неорганизованных групп. Толпа, как социально-психологический феномен.

2. Психологические механизмы поведения толпы и особенности психологического взаимодействия людей в экстремальной ситуации.

3. Паника и ее психологические характеристики. Профилактика массовой паники на борту судна и меры по ее ликвидации.

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 9. Психологические феномены группового поведения в экстремальной ситуации. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация, подготовка докладов. 

2
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Раздел 7. Социально-психологические основы принятия управленческих решений 
 
Лекционные занятия:

1. Основные этапы процесса принятия решения.

2. Социально-психологические исследования процесса принятия решения

3. Психологические аспекты управленческого решения. 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Практические занятия:

Психологический практикум. Деловая игра «Кораблекрушение». Тестовые вопросы по теме лекционного материала лекция 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
Тема 10. Психологические особенности процесса принятия управленческих решений
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация 

1
УК-3.1,УК-3.2,УК-3.3,ОПК-4.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психологические основы управления судовым экипажем» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.