ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
- о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие, о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- пользоваться научной и справочной литературой, грамотно обобщить, проанализировать и изложить в адекватной к восприятию форме специальную информацию о химических процессах, происходящих при эксплуатации судовых энергетических установок, при коррозии различного оборудования и способах защиты его, химических свойствах перевозимых грузов и др.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методиками использования различных приборов и оборудования, методами физико-химических исследований, химического эксперимента;
- способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
- методы, приборы и технологию экспериментирования при решении химических задач с использованием пакетов программ для записи и хранения результатов наблюдений, информационные технологии, используемые в химии, математические методы обработки и представления результатов, порядок составления отчетов по исследовательской деятельности.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- выбирать оптимальные методы исследования и диагностики требуемых свойств, анализировать экспериментальные результаты, сопоставлять их с известными аналогами, обрабатывать результаты эксперимента, используя стандартное оборудование, приборы и материалы
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками проведения типовых экспериментов по исследованию материалов и процессов на стандартном оборудовании в лаборатории и на производстве.
часов
Предмет химии. Классификация веществ. Квантово-механическая модель атома – квантовые числа, принципы Паули, Хунда, Клечковского. Электронные формулы атомов. Взаимосвязь химических свойств элементов с их электронным строением.
Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Энергия ионизации, сродство к электрону и электроотрицательность элементов; изменение их по периодам и группам.
Основные свойства классов неорганических соединений
Свойства и способы получения оксидов, кислот, оснований, солей.
Реакционная способность атомов.
Основные типы и характеристики химической связи. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей.
Строение и свойства простейших молекул. Основные типы межмолекулярного взаимодействия: водородные и ван-дер-ваальсовы связи.
Комплементарность теорий химической связи.
Электронные формулы атомов.
Типы химической связи.
Составление схем строения простейших молекул
Химическая кинетика. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций и факторы, влияющие на скорость реакции. Закон действия масс. Константа скорости. Энергия активации. Химическое и фазовое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Принцип Ле-Шателье. Катализаторы, гомогенный и гетерогенный катализ.
Химическая кинетика и равновесие.
Скорость химических реакций.
Химическое равновесие. Катализ.
Теории кислот и оснований.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Степень окисления элементов и правила ее определения. Окислительно-восстановительные свойства веществ. Методы составления уравнений ОВР. Влияние среды на протекание ОВР.
Окислительно-восстановительные реакции
Составление уравнений ОВР методом полуреакций.
Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к практическим, лабораторным работам и контролю.
Классификация дисперсных систем. Общие свойства растворов, способы выражения концентрации растворов. Растворы неэлектролитов и электролитов.
Законы Рауля, осмос. Теория электролитической диссоциации.
Степень и константа электролитической диссоциации.
Условия протекания реакций в растворах электролитов, молекулярные и ионные уравнения.
Приготовление растворов заданной концентрации.
Ионные реакции в растворах электролитов. Водородный показатель. Гидролиз солей.
Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды.
Водородный показатель. Гидролиз солей. Химический состав морской воды. Основы водоподготовки.
Понятие о коллоидных растворах.
Определение жесткости воды
Уникальные свойства воды.
Водоподготовка. Опреснение воды.
Образование двойного электрического слоя на границе металл-раствор. Электродные потенциалы металлов.
Гальванические элементы, электродвижущая сила и ее измерение. Стандартный водородный электрод, определение стандартных электродных потенциалов, ряд напряжений металлов. Уравнение Нернста. Концентрационные гальванические элементы.
Батарейки. Аккумуляторы.
Общие и электрохимические свойства металлов
Гальванические элементы.
Аккумуляторы.
Электролиз. Последовательность электродных процессов.
Электролиз с растворимыми и нерастворимыми анодами. Законы Фарадея для электролиза. Выход металла по току. Классификация коррозионных процессов.
Химическая и электрохимическая коррозия. Методы защиты от коррозии металлов и сплавов
Электролиз
Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии
Полимеры и олигомеры.
Классификация и методы получения. Структура, химические и физико-химические свойства полимерных материалов, применяемых в судостроении.
Полимерные материалы
Конспекты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к лабораторным работам и контролю.
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.