ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сопротивление материалов»
26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сопротивление материалов»
26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сопротивление материалов»
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Рабочая программа дисциплины «Сопротивление материалов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Сопротивление материалов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
Знать:
- основные задачи, понятия и законы сопротивления материалов
Уметь:
- применять основные формулы сопротивления материалов; предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежат законы сопротивления материалов
Владеть:
- методикой расчетов на прочность, жесткость и устойчивость
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
- методы построения эпюр, составления расчетных схем и моделей
Уметь:
- определять напряжения в элементах судовых механизмов
Владеть:
- методикой определения характеристик конструкционных материалов
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
Знать:
- явления, возникающие в механизмах при эксплуатационно- технологической деятельности
Уметь:
- выбирать наиболее подходящие материалы конструкций и узлов машин и рационально их использовать
Владеть:
- методами проектных и проверочных расчетов элементов судовых механизмов;
ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
Знать:
- методы борьбы с негативными процессами, возникающими в элементах судовых механизмов
Уметь:
- работать со справочной литературой, техническими стандартами, выполнять расчёты конструкций и узлов машин
Владеть:
- способами измерения параметров, определяющих безопасность элементов конструкции;
ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Сопротивление материалов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Детали машин и основы конструирования
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Понятие о напряженном состоянии тела. Растяжение – сжатие
Лекционные занятия:
Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 1. Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях
Практические занятия:
Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Растяжение и сжатие прямого бруса.
Формулы для напряжений и деформаций.
Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений
Практические занятия:
Растяжение и сжатие прямого бруса.
Формулы для напряжений и деформаций.
Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при растяжении-сжатии
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Практические занятия:
Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 3. Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчет статически неопределимой стержневой системы при растяжении
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Раздел 2. Геометрические характеристики плоских сечений. Кручение
Лекционные занятия:
Полярные моменты инерции, сопротивления сечений
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 4. Полярные моменты инерции, сопротивления сечений
Практические занятия:
Полярные моменты инерции, сопротивления сечений
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Практические занятия:
Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 5. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Практические занятия:
Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 6. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении: расчеты на жесткость при кручении
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Раздел 3. Изгиб. Сложное напряженное состояние
Лекционные занятия:
Изгиб. Сложное напряженное состояние
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 7. Изгиб. Сложное напряженное состояние
Практические занятия:
Изгиб. Сложное напряженное состояние
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Изгиб балок.
Эпюры внутренних силовых факторов
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Практические занятия:
Изгиб балок.
Эпюры внутренних силовых факторов
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 8. Изгиб балок. Эпюры внутренних силовых факторов
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: правила построения эпюр ВСФ при изгибе
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Лекционные занятия:
Изгиб балок.
Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Практические занятия:
Изгиб балок.
Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
Тема 9. Изгиб балок. Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: подбор сечения при плоском изгибе, исходя из условия прочности
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Сопротивление материалов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.