2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Сопротивление материалов_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Сопротивление материалов»
26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Сопротивление материалов»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.11.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Сопротивление материалов»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Сопротивление материалов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., А.В. Громаков
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Сопротивление материалов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные задачи, понятия и законы сопротивления материалов

Уметь:

- применять основные формулы сопротивления материалов; предвидеть и объяснять явления, в основе которых лежат законы сопротивления материалов

Владеть:

- методикой расчетов на прочность, жесткость и устойчивость

ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- методы построения эпюр, составления расчетных схем и моделей

Уметь:

- определять напряжения в элементах судовых механизмов

Владеть:

- методикой определения характеристик конструкционных материалов

ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- явления, возникающие в механизмах при эксплуатационно- технологической деятельности

Уметь:

- выбирать наиболее подходящие материалы конструкций и узлов машин и рационально их использовать

Владеть:

- методами проектных и проверочных расчетов элементов судовых механизмов;

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы борьбы с негативными процессами, возникающими в элементах судовых механизмов

Уметь:

- работать со справочной литературой, техническими стандартами, выполнять расчёты конструкций и узлов машин

Владеть:

- способами измерения параметров, определяющих безопасность элементов конструкции;

ПК-08 Способен осуществлять эксплуатацию, наблюдение, оценку работы и поддержание безопасности двигательной установки и вспомогательных механизмов
ПК-08.2 Имеет теоретические знания по механике и гидромеханике
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Сопротивление материалов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Детали машин и основы конструирования
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые котельные и паропроизводящие установки
 
- Судовые турбомашины
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
54
54
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
36
36
Самостоятельная работа
63
63
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
144
144
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Понятие о напряженном состоянии тела. Растяжение – сжатие
 
Лекционные занятия:

Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 1. Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях
Практические занятия:

Введение. Метод сечений. Понятие о напряжениях и деформациях.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Растяжение и сжатие прямого бруса.

Формулы для напряжений и деформаций.

Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 
Практические занятия:

Растяжение и сжатие прямого бруса.

Формулы для напряжений и деформаций.

Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 2. Растяжение и сжатие прямого бруса. Формулы для напряжений и деформаций. Построение эпюр внутренних силовых факторов, напряжений, перемещений 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при растяжении-сжатии

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 3. Механические свойства материалов при растяжении и сжатии. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчет статически неопределимой стержневой системы при растяжении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 2. Геометрические характеристики плоских сечений. Кручение
 
Лекционные занятия:

Полярные моменты инерции, сопротивления сечений

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 4. Полярные моменты инерции, сопротивления сечений
Практические занятия:

Полярные моменты инерции, сопротивления сечений

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 5. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на прочность
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 6. Кручение валов круглого, кольцевого сечений. Расчеты на жесткость.
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: расчеты на прочность при кручении: расчеты на жесткость при кручении

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Раздел 3. Изгиб. Сложное напряженное состояние
 
Лекционные занятия:

Изгиб. Сложное напряженное состояние

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 7. Изгиб. Сложное напряженное состояние
Практические занятия:

Изгиб. Сложное напряженное состояние

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Изгиб балок.

Эпюры внутренних силовых факторов

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Изгиб балок.

Эпюры внутренних силовых факторов

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 8. Изгиб балок. Эпюры внутренних силовых факторов
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: правила построения эпюр ВСФ при изгибе

12
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Лекционные занятия:

Изгиб балок.

Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Практические занятия:

Изгиб балок.

Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
Тема 9. Изгиб балок. Расчеты на прочность по нормальным и касательным напряжениям 
Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим занятиям, выполнение расчетно-графической работы по разделам: подбор сечения при плоском изгибе, исходя из условия прочности 

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3,ПК-08.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Сопротивление материалов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.