2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Безопасность жизнедеятельности_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
26.05.06 – Б1.О.17 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.17 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Безопасность жизнедеятельности»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Сафронникова Е.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций; основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения

Уметь:

- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;

- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях

Владеть:

- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;

- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности

УК-8.1 Выявляет возможные угрозы для жизни и здоровья человека, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;

- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения

Уметь:

- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;

- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях

Владеть:

- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;

- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.2 Понимает, как создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций
 
 
 
 
 
Знать:

- причины, признаки и последствия опасностей, способы защиты от чрезвычайных ситуаций;

- основы безопасности жизнедеятельности, телефоны служб спасения

Уметь:

- выявлять признаки, причины и условия возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оценивать вероятность возникновения потенциальной опасности для обучающегося и принимать меры по ее предупреждению в условиях образовательного учреждения;

- оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях

Владеть:

- методами прогнозирования возникновения опасных или чрезвычайных ситуаций;

- навыками поддержания безопасных условий жизнедеятельности

УК-8 Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.3 Демонстрирует приемы оказания первой помощи пострадавшему
 
 
 
 
 
 
Знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

Уметь:

- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений

Владеть:

- навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

Уметь:

- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений

Владеть:

- навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов

Уметь:

- проводить контроль параметров воздуха, шума, вибрации, электромагнитных, тепловых излучений

Владеть:

- навыками действий в аварийных и чрезвычайных ситуациях, оказания первой помощи пострадавшим

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 4 семестре.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Физика
 
- Математика
 
- Информатика
 
- Экология
 
- Химия
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Экономика
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
4
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
54
54
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
4 семестр
 
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения.
 
Тема 1 
Лекционные занятия:

Введение в безопасность. Основные понятия. Характеристика системы «Человек-среда обитания»

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие техносферы. Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа».

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Взаимодействие человека со средой обитания

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 2
Самостоятельная работа:

Судно, как производственная среда и как среда обитания. Морской порт, как производственная среда.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 3
Практические занятия:

Компоненты здорового образа жизни

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Безопасность, как одна из основных потребностей человека.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Формирование безопасной среды обитания.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4
Самостоятельная работа:

Экологическая, промышленная, производственная безопасности.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Транспортная и пожарная безопасность.

6
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика разновидностей систем безопасности.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Безопасность и устойчивое развитие.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Безопасность и демография. 

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 4
Самостоятельная работа:

Аксиомы безопасности жизнедеятельности.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Понятие «опасность» Классификация опасностей.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Причины проявления опасности. Опасность – как явление реального мира.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Правила поведения в опасной ситуации

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Классификация социальных опасностей

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Разработка и использование схемы эвакуации.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Характеристика опасностей и их источников.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Причинно-следственная зависимость при реализации опасности. Дерево опасностей.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 5
Самостоятельная работа:

Человек, как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах опасностей.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 6
Практические занятия:

Режимы функционирования РСЧС

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Риск. Теория Риска. Классификация риска.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Расчет приемлемого и неприемлемого риска

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Самостоятельная работа:

Вред, ущерб – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 7
Самостоятельная работа:

Современные уровни риска опасных событий.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Лекционные занятия:

Чрезвычайные ситуации – общие понятие, основные виды.

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Практические занятия:

Классификация ЧС по масштабу и тяжести последствий

2
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
Тема 8 
Самостоятельная работа:

Аудит и сертификация состояния безопасности.

3
УК-8.1,УК-8.2,УК-8.3,ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.