2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Теоретические основы электротехники_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теоретические основы электротехники»
26.05.06 – Б1.О.19 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.19 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теоретические основы электротехники»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы электротехники» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Меньшенин С.Е.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теоретические основы электротехники»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, технико-экономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- излагать, систематизировать базовую общепрофессиональную информацию;

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- навыками вывода из эксплуатации всех электрических установок до начала работы по их ремонту;

- навыками использования современных информационных технологий, управления информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности;

- использования сетевых компьютерных технологий, баз данных и пакетов прикладных программ в своей предметной области

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.1 Знает основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств;

- производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.2 Умеет применять основы естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью
 
 
 
 
 
Знать:

- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации, обеспечивающие единство измерений;

- принципы государственного метрологического контроля и надзора, требования международной системы стандартизации;

- основные разделы электротехники и электроники, электрические измерения и приборы, микропроцессорные средства измерения;

- судовые электроэнергетические системы, электроприводы, гребные электрические установки, судовые системы контроля, связи, управления и сигнализации;

- назначение, состав, основные виды судовых электроустановок, техникоэкономические показатели, системы, обслуживающие судовые энергоустановки;

- основы автоматизации управления судовыми техническими средствами, свойства, настройку систем автоматического регулирования.

Уметь:

- соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;

- осуществлять техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования судовой энергетической установки и вспомогательных механизмов;

- использовать контрольно-измерительную аппаратуру;

- производить измерения электрических величин, включать электротехнические приборы, аппараты, машины, управлять ими, контролировать их эффективную и безопасную работу;

- обеспечивать контроль рабочих параметров судовых энергетических средств; производить переход от дистанционного автоматического к местному управлению всеми элементами судовых энергетических установок.

Владеть:

- навыками выбора измерительного и испытательного оборудования при эксплуатации и ремонте судового оборудования и систем;

- методами расчета электротехнических и электронных устройств, электрических и магнитных цепей с использованием пакетов прикладных программ;

- методами и средствами обеспечения надежности и работоспособности элементов системы электронного управления;

- методами ремонта и обслуживания судовых

ОПК-2 Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, аналитические методы в профессиональной деятельности
ОПК-2.3 Владеет навыками применения основ естественнонаучных и общеинженерных дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью
 
электроустановок;

- принципами настройки систем автоматического регулирования.

 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Теоретические основы электротехники» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Информатика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Электрооборудование судов
 
- Электронные и микропроцессорные средства судовых систем управления
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока. Электрические и магнитные поля
 
Тема 1.1 
Лекционные занятия:

Введение. Электрические цепи постоянного тока. Начальные сведения

об электрическом токе.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрический ток.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.2
Практические занятия:

Знакомство с программой Electronics Workbench. Исследование элементов

электрической цепи

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрическая цепь

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.3
Практические занятия:

Расчет цепей постоянного тока 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.4
Лекционные занятия:

Расчет электрических цепей постоянного тока.

3
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.5
Лекционные занятия:

Нелинейные электрические цепи постоянного тока.

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Практические занятия:

Переходные процессы в цепях с одним накопителем энергии

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Электрическое поле. 

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.6
Практические занятия:

Переходные процессы в цепях с двумя накопителями энергии

2
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.7 
Лекционные занятия:

Магнитное поле

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.8 
Лекционные занятия:

Магнитные цепи

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.9
Лекционные занятия:

Электромагнитная индукция

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 2. Электрические цепи переменного тока. Трехфазные и нелинейные электрические цепи переменного тока. Переходные процессы в электрических цепях
 
Тема 1.10
Лекционные занятия:

Начальные сведения о переменном токе. Электрические цепи переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Лекционные занятия:

Элементы и параметры электрических цепей переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.11
Практические занятия:

Исследование резонансных цепей 

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.12
Лекционные занятия:

Расчет электрических цепей переменного тока с помощью векторных

диаграмм. Символический метод расчета электрических цепей переменного тока.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.13
Лекционные занятия:

Электрические цепи с взаимной индуктивностью.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.14 
Лекционные занятия:

Резонанс в электрических цепях

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.15
Лекционные занятия:

Трехфазные цепи при соединении нагрузки звездой

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.16
Лекционные занятия:

Трехфазные цепи при соединении нагрузки треугольником

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.17
Лекционные занятия:

Вращающееся магнитное поле

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.18
Лекционные занятия:

Электрические цепи с несинусоидальными периодическими напряжениями и токами

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.19
Лекционные занятия:

Нелинейные электрические цепи переменного тока

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.20
Лекционные занятия:

Переходные процессы в электрических цепях

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.21
Лекционные занятия:

Электрические цепи с распределенными параметрами

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Раздел 3. Электрические измерения. Электроизмерительные приборы и их погрешности
 
Лекционные занятия:

Электрические измерения. Электроизмерительные приборы и их погрешности

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.22
Практические занятия:

Методика проведения измерений с помощью инструментария Electronics Workbench

4
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.23
Лекционные занятия:

Системы электроизмерительных приборов

1
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Тема 1.24
Лекционные занятия:

Электрические измерения неэлектрических величин.

0,5
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
Самостоятельная работа:
36
ОПК-2.1,ОПК-2.2,ОПК-2.3
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теоретические основы электротехники» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.