2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Техническое обеспечение безопасности морских судов_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническое обеспечение безопасности морских судов»
26.05.06 – Б1.В.04 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническое обеспечение безопасности морских судов»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.04 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническое обеспечение безопасности морских судов»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническое обеспечение безопасности морских судов» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническое обеспечение безопасности морских судов»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- историю развития морского фота, классификацию морских судов и районы плавания, которые связаны с безопасной эксплуатацией морских судов

Уметь:

- определять риски безопасной эксплуатации морских судов, включая возраст судов, главную установку  и вспомогательную установку

Владеть:

- правилами технической эксплуатации

ОПК-6.1 Знает общие принципы и алгоритмы оценки и управления риском
 
 
 
 
 
Знать:

- районы плавания в соответствии с РМРС

Уметь:

- оценивать техническое состояние судна

Владеть:

- навыками по борьбе за живучесть судна

ОПК-6.2 Умеет идентифицировать опасности, оценивать риск и принимать меры по управлению риском
 
 
 
 
 
Знать:

- районы плавания в соответствии с РМРС

Уметь:

- оценивать техническое состояние судна

Владеть:

- навыками по борьбе за живучесть судна

ОПК-6 Способен идентифицировать опасности, опасные ситуации и сценарии их развития, воспринимать и управлять рисками, поддерживать должный уровень владения ситуацией
ОПК-6.3 Владеет методикой принятия решений на основе оценки риска, поддержания должного уровня владения ситуацией
 
 
 
 
 
 
Знать:

- систему, план-графики, процедуры к подготовке межрейсовых переходов

Уметь:

- составлять заявку согласно ПТЭ, продумывать о наличии сменных составных частей

Владеть:

- согласно ПТЭ и управлять судовыми механизмами

ПК-17 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-17.6 Умеет разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Техническое обеспечение безопасности морских судов» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Организация и несение безопасной вахты в машинном отделении судов (вкл. подготовку на тренажере машинного отделения)
 
- Безопасность жизнедеятельности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Управление технической эксплуатацией морских судов
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Причины риска морского судоходства. Анализ статических данных о гибели судов. Размеры ущерба от аварийности флота 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 1. Статистика гибели судов мирового флота 
Самостоятельная работа:

Изучение «Правила классификации и постройки морских судов» (РСМРС). Составьте краткий конспект содержания разделов указанного документа.

3
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Безопасность эксплуатации судов как свойство морской транспортной системы Основные аспекты безопасной эксплуатации судна 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 2. Системный подход к обеспечению безопасной эксплуатации судов 
Самостоятельная работа:

Опишите виды освидетельствований и обязанности машинной команды и судоходной компании по обеспечению проведения освидетельствований.

Сравните виды освидетельствования с целью классификации и выполнения требований международных конвенций.

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 3. Факторы, влияющие на техническую безопасность судов 
Практические занятия:

Технические факторы. Эксплуатационные факторы: Влияние возраста судов на техническую безопасность, влияние условий внешней среды.

Субъективные факторы: влияние профессионального уровня судовых механиков на БЭС, влияние уровня трудовой дисциплины, психофизиологическое состояние членов экипажа 

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 3. Факторы, влияющие на техническую безопасность судов 
Самостоятельная работа:

Изучение «Правила расследования аварийных случаев с судами» ПРАС 90. Составьте краткий конспект указанных «Правил расследования аварийных случаев с судами» 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Технический надзор классификационного общества. Освидетельствование судов. Обеспечение проведения освидетельствований. Другие виды надзора: надзор судовладельца за техническим состоянием судов, надзор за противопожарным состоянием судов, надзор за санитарным состоянием судов, надзор за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 4. Надзор за судами
Самостоятельная работа:

Описать классификацию аварийных случаев с судами по видам, причинам, последствиям. В чем заключается участие Регистра РФ в расследовании аварийных случаев с судами. 

2
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 5. Классификация и расследование аварийных случаев с судами 
Практические занятия:

Основные определения. Виды и причины АС. Последствия аварийных случаев. Организация расследования аварийных случаев

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Исторический обзор международной регламентации мер по обеспечению безопасности мореплавания. Современная структура ИМО: Функции Ассамблеи, Совета, Комитетов, подкомитетов и секретариата ИМО, основополагающие документы ИМО по системе управления безопасностью в море 

1
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 6. Международное сотрудничество по обеспечению безопасности в море 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте главы II-2, ч.С пр. 46,48, 51 СОЛАС-74. «О мерах пожарной безопасности».

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Основное содержание глав МКУБ «Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования»: перечень учетных и отчетных документов; проведение инспекций через соответствующие промежутки времени; проверки, проводимые механиком-наставником (суперинтендантом); проверки в объеме внутреннего аудита.

МКУБ по внезапным отказам (раздел 10.3) Требования МКУБ по освидетельствованию СУБ компаний и судов (гл.13 МКУБ и п.4 гл. IX СОЛАС-74): общие положения об освидетельствовании компаний и судов по СУБ; понятие «признанной организации». Состав МАКО.

Виды освидетельствований компаний и судов по СУБ, первоначальное освидетельствование СУБ компаний, периодическое освидетельствование СУБ компаний, возобновляющее освидетельствование СУБ компаний, дополнительное освидетельствование СУБ компаний, первоначальное освидетельствование СУБ 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 7. Требования МКУБ в части технического обслуживания и ремонта 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Основные требования по конструкции судна м оборудования» Резолюции ИМО А-787(19)

«Процедуры контроля судов государством порта» 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Методология и назначение МК ПДМНВ 78/95

Структура МК ПДМНВ 78/95

Требования Конвенции в отношении машинной команды (раздел А-Ш/1): обязательные минимальные требования для дипломирования вахтенных механиков судов с традиционно обслуживаемым и периодически безвахтенного обслуживания машинным отделением. Подготовка на судне, требования компетентности, прибрежное плавание.

Компетентность, знания, понимание и профессионализм для функции: судовые механические установки на уровне эксплуатации. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 8. Требования МК ПДМНВ 78/95 в части подготовки судовых механизмов 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Требования к машинным помещениям». Резолюции ИМО А-787(19).

«Процедуры контроля судов государством порта» 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Требования Резолюции ИМО А-787 (19) «Процедуры контроля судов государством порта».

Требования к механикам Гл.2 Резолюции «Проверка государством» и гл.3 «Более детальное проведение». Требования к механикам.

Гл. 4 «Нарушения и задержания» 

10
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
Тема 9. Задачи механиков по выполнению требований контроля судов в портах 
Самостоятельная работа:

Изучите и законспектируйте «Парижский меморандум» о взаимопонимании по контролю судов государством порта.

Отразите его связь с Международными конвенциями. 

4
ОПК-6.1,ОПК-6.2,ОПК-6.3,ПК-17.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническое обеспечение безопасности морских судов» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.