2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Эксплуатация судовых энергетических установок_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Эксплуатация судовых энергетических установок»
26.05.06 – Б1.В.08 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.08 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эксплуатация судовых энергетических установок»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Пешков М.В. 
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Эксплуатация судовых энергетических установок»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы эксплуатации судовых энергетических установок;

- взаимодействие систем и оборудование судовых энергетических установок;

- особенности эксплуатации  СЭУ;

- основы контроля технического состояния оборудования СЭУ

Уметь:

- анализировать взаимодействие элементов СЭУ;

- анализировать режимы работы и обслуживание элементов СЭУ;

- анализировать результаты контроля и предполагаемый ремонт элементов СЭУ.

Владеть:

- необходимыми навыками инженера механика эксплуатации судового оборудования

ПК-06.12 Знает базовую конфигурацию и принципы работы систем управления различных методологий и их характеристики
 
 
 
 
 
Знать:

- основы эксплуатации судовых энергетических установок;

- взаимодействие систем и оборудование судовых энергетических установок;

- особенности эксплуатации  СЭУ;

- основы контроля технического состояния оборудования СЭУ

Уметь:

- анализировать взаимодействие элементов СЭУ;

- анализировать режимы работы и обслуживание элементов СЭУ;

- анализировать результаты контроля и предполагаемый ремонт элементов СЭУ.

Владеть:

- необходимыми навыками инженера механика эксплуатации судового оборудования

ПК-06 Способен осуществлять эксплуатацию электрооборудования, электронной аппаратуры и систем управления
ПК-06.13 Знает базовую конфигурацию, принципы работы и характеристики пропорционально-интегрально-дифференциального (ПИД) регулирования и связанных с ним системных устройств для управления процессом
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основы эксплуатации судовых энергетических установок;

- взаимодействие систем и оборудование судовых энергетических установок;

- особенности эксплуатации  СЭУ;

- основы контроля технического состояния оборудования СЭУ

Уметь:

- анализировать взаимодействие элементов СЭУ;

- анализировать режимы работы и обслуживание элементов СЭУ;

- анализировать результаты контроля и предполагаемый ремонт элементов СЭУ.

Владеть:

- необходимыми навыками инженера механика эксплуатации судового оборудования

ПК-17 Способен применять навыки руководителя и умение работать в команде
ПК-17.6 Умеет разрабатывать и выполнять стандартные эксплуатационные процедуры, и контролировать их выполнение
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 6 курсе в 11 семестре.
Дисциплина «Эксплуатация судовых энергетических установок» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и устройства
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
11
Учебные занятия с преподавателем, всего
40
40
В том числе: 
Лекционные занятия
10
10
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
41
41
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
КП
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
11 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Назначение и состав СЭУ.

Маркировка и основные понятия. Основные характеристики эксплуатационных качеств СЭУ. Управление и регулирование 

1
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 1. Назначение
Практические занятия:

Строительная стоимость и эксплуатационные расходы. Маневренные и реверсивные качества. 

6
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Топливные системы.

Влияние качества топлива на процесс горения.

Бункеровочные операции.

Масляные системы.

Системы охлаждения.

Паровые системы.

Системы сжатого воздуха. 

2
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Режимы работы главного двигателя и гребного винта при реверсировании и циркуляции судна.

Работа главного двигателя и гребного винта при парциальном режиме.

6
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 2. Системы 
Самостоятельная работа:

Основные определения СЭУ. Классификация ДВС. Маркировка дизелей и основные понятия. 

8
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 3. Особенности эксплуатации 
Лекционные занятия:

Особенности эксплуатации судовых дизелей. Особенности эксплуатации ПТУ.

Особенности эксплуатации ГТУ 

2
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 3. Особенности эксплуатации 
Самостоятельная работа:

Особенности эксплуатации судовых дизельных энергетических установок. Ввод в действие ДЭУ. Вывод ДЭУ из действия Обслуживание ДЭУ при работе на переходных режимах. Пути повышения эффективности судовых дизельных энергетических установок. 

9
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Взаимодействие элементов ПК при эксплуатации. Режимы работы ГД и ГВ при плавании в штормовую погоду, узкостях, на мелководье, во льдах. 

2
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Особенности эксплуатации судовых паротурбинных энергетических установок.

Подготовка операции и пуск в действие элементов ПТУ. Вывод из действия. 

6
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 4. Взаимодействие элементов 
Самостоятельная работа:

Особенности эксплуатации газотурбинных энергетических установок.

Коррозия и эрозия проточных частей элементов ГТУ при эксплуатации. 

8
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Рулевые и подруливающие устройства. Судовой валопровод. Дейдвудные устройства.

1
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Практические занятия:

Влияние внешних факторов машинного отделения. Методы и технологические средства предотвращения загрязнения водной и воздушной среды вредными выбросами СДУ. 

6
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 5. Рулевые устройства, валопровод
Самостоятельная работа:

Контроль технического состояния и эксплуатационная надежность оборудования судовых энергетических установок. Основные повреждения деталей дизелей, происходящих при пуске и прогреве дизеля.

8
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Лекционные занятия:

Влияние внешних факторов МО. Звуковая вибрация и шум. Методы борьбы. Предотвращение загрязнения вредными выбросами. 

2
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 6. Внешние факторы 
Самостоятельная работа:

Системы судовых энергетических установок.

Бункеровочные операции. 

8
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
Тема 7. Надежность и контроль 
Практические занятия:

Эксплуатационная надежность и контроль тех. состояния оборудования СЭУ 

6
ПК-06.12,ПК-06.13,ПК-17.6
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Эксплуатация судовых энергетических установок» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.