2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Диагностирование судовых тепловых двигателей_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Диагностирование судовых тепловых двигателей»
26.05.06 – Б1.В.20 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Диагностирование судовых тепловых двигателей»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.В.20 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Диагностирование судовых тепловых двигателей»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Диагностирование судовых тепловых двигателей» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Маслов А.С.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Диагностирование судовых тепловых двигателей»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- правильную диагностику и определение неисправностей косвенными методами

Уметь:

- анализировать и делать выводы на основе показаний контрольно измерительных приборов

Владеть:

- эксплуатировать местные и дистанционные КИП для анализа работы механизмов

ПК-11 Способен осуществлять обнаружение и выявление причин неисправной работы механизмов и устранение неисправностей
ПК-11.2 Способен выполнять проверку и настройку оборудования и неразрушающий контроль
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в часть образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений и изучается на 5 курсе в 10 семестре.
Дисциплина «Диагностирование судовых тепловых двигателей» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
- Международные конвенции и кодексы
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания
 
- Технология использования топлива, масел и воды в СЭУ
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Организация и несение безопасной вахты в машинном отделении судов (вкл. подготовку на тренажере машинного отделения)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
10
Учебные занятия с преподавателем, всего
45
45
В том числе: 
Лекционные занятия
15
15
Практические занятия
30
30
Самостоятельная работа
27
27
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
10 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

История развития, общие принципы работы ДВС.

Идеальные циклы. Краткая история создания, современное состояние, оценка перспектив и направлений развития ДВС.

Принцип действия ДВС, основные понятия. Классификация и маркировка ДВС. Анализ идеальных циклов ДВС. Идеальный цикл комбинированного двигателя 

2
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Расчет рабочего цикла

4
ПК-11.2
 
Тема 1. История развития, общие принципы работы ДВС. Идеальные циклы 
Самостоятельная работа:

Характеристики систем газообмена и наддува. Гидравлические характеристики продувочно-выпускного тракта. Характеристики систем механического наддува. Характеристики систем газотурбинного и комбинированного наддува 

7
ПК-11.2
 
Тема 2. Рабочие процессы дизелей 
Лекционные занятия:

Рабочие процессы дизелей. Процесс наполнения. Процесс сжатия. Смесеобразование в цилиндре дизеля. Процесс сгорания топлива в цилиндре дизеля. Расчет процесса сгорания.

Процесс расширения 

2
ПК-11.2
 
Тема 3. Процессы газообмена 
Лекционные занятия:

Процессы газообмена. Характер протекания газообмена в 4-х и 2- тактных дизелях. Анализ систем газообмена по диаграммам время сечения. Расчет процесса газообмена 

2
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Определение индикаторных и эффективных показателей рабочего 

2
ПК-11.2
 
Тема 3. Процессы газообмена 
Самостоятельная работа:

Характеристики систем топливоподачи. Статические характеристики топливной аппаратуры. Динамические характеристики топливной аппаратуры. Скоростные характеристики топливной аппаратуры. Диагностические характеристики топливной аппаратуры

7
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя. Тепловой баланс судового дизеля и его составляющие. Индикаторная и эффективная мощность двигателя. Определение среднего индикаторного давления. Коэффициенты полезного действия и их взаимосвязь. Удельные расходы топлива 

2
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Расчет газообмена

4
ПК-11.2
 
Тема 4. Индикаторные и эффективные показатели работы двигателя 
Самостоятельная работа:

Режимы работы судовых дизелей.

Неустановившиеся режимы работы. Установившиеся режимы работы. Режимы обкатки судовых ДВС. Испытания судовых ДВС 

7
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Наддув судовых дизелей Классификация, общая характеристика способов наддува. Принципы использования энергии газа в ГТН Обеспечение баланса мощности турбины и компрессора в комбинированном двигателе. Анализ основных схем наддува судовых ДВС 

1
ПК-11.2
 
Практические занятия:

Расчет наддува

4
ПК-11.2
 
Тема 5. Наддув судовых дизелей 
Самостоятельная работа:

Обслуживание судового дизеля. Программы обслуживания судового дизеля. Ежедневное обслуживание двигателя. Обслуживание системы дренажа масла из сальников штоков. Проверка и регулировка лубрикаторов цилиндровой смазки 

6
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Теплонапряженность судовых дизелей. Понятие тепловой напряженности, параметры, ее определяющие. Зависимость параметров тепловой напряженности от конструктивных и эксплуатационных факторов. Расчетная оценка тепловой напряженности 

1
ПК-11.2
 
Тема 6. Теплонапряженность судовых дизелей
Практические занятия:

Расчет тепловой напряженности цилиндра

4
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Процессы топливоподачи в СДВС. Назначение, классификация, схемы работы систем топливоподачи в судовых дизелях. Параметры топливоподачи и факторы, их определяющие. Расчет процесса топливоподачи

1
ПК-11.2
 
Тема 7. Процессы топливоподачи в СДВС 
Практические занятия:

Расчеты динамики двигателя

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Динамика двигателя. Силы, определяющие механическую напряженность двигателя. Оценка механической напряженности в условиях эксплуатации. Расчетное определение сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме. Оценка условий работы подшипников коленчатого вала

1
ПК-11.2
 
Тема 8. Динамика двигателя. Уравновешенность двигателя. Характеристики двигателя 
Практические занятия:

Анализ уравновешенности многоцилиндрового двигателя 

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Уравновешенность двигателя Понятие уравновешенности.

Действие неуравновешенного двигателя на фундамент и корпус судна Определение результирующих сил инерции многоцилиндрового двигателя Определение результирующих моментов от сил инерции многоцилиндрового двигателя Анализ уравновешенности кривошипных систем судовых двигателей

1
ПК-11.2
 
Тема 9. Режимы работы СДВС. Анализ конструкций СДВС 
Практические занятия:

Расчеты прочности основных деталей дизеля 

4
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Расчеты прочности основных деталей двигателя. Расчет коленчатого вала Расчет шатуна. Расчет шатунного болта, поршневого кольца, анкерной связи и крепежа цилиндра 

1
ПК-11.2
 
Тема 10. Расчеты прочности основных деталей двигателя 
Практические занятия:

Определение фаз газораспределения и топливоподачи 4-тактного дизеля 

2
ПК-11.2
 
Лекционные занятия:

Характеристики работы судовых дизелей. Понятие режима работы и характеристики двигателя. Нагрузочные характеристики. Внешние характеристики. Винтовые характеристики. Ограничительные характеристики 

1
ПК-11.2
 
Тема 11. Характеристики систем газообмена и наддува. 
Практические занятия:

Газообмен в 2-тактных дизелях. Определение располагаемого время-сечения 

2
ПК-11.2
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Диагностирование судовых тепловых двигателей» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.