2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_История транспорта России_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История транспорта России»
26.05.06 – Б1.О.33 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История транспорта России»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.33 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История транспорта России»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «История транспорта России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История транспорта России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основные этапы развития транспорта России в контексте мирового исторического развития

- специфику исторической базы истории отечественного транспорта

- терминологию истории отечественного транспорта

- эволюцию развития хозяйства, экономики, промышленности и техники в России

- об основных исторических событиях и процессах отраслевой истории

Уметь:

- анализировать современное состояние общества на основе знания истории

- объяснить роль и значение истории отечественного транспорта в системе научных знаний;

- пользоваться научной литературой по предмету;

- анализировать и оценивать события и процессы из истории развития транспорта

- уважительно относиться к историческому наследию

Владеть:

- историческими методами исследования (сравнение, анализ, сравнительно-исторический метод)

- навыками использования исторического наследия и традиций транспортной отрасли в процессе социокультурного и профессионального общения

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Анализирует современное состояние общества на основе знания истории
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «История транспорта России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История России
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Введение в специальность. Основные элементы СЭУ и их назначение
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Практические занятия
18
18
Самостоятельная работа
36
36
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Появление и развитие транспорта: от истоков вплоть до XVIII века. Эволюция видов транспорта в XIX веке. Современное развитие транспортной системы

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

Появление и развитие транспорта: от истоков вплоть до XVIII века. Эволюция видов транспорта в XIX веке. Современное развитие транспортной системы

2
УК-5.1
 
Тема 1. Истоки развития транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

4
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

История городского транспорта. История развития городского транспорта: появление трамвая, автобуса, троллейбуса. Метрополитен: история создания и развитие современного метрополитена в России. Развитие городской сети общественного транспорта и ее перспективы

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

История городского транспорта. История развития городского транспорта: появление трамвая, автобуса, троллейбуса. Метрополитен: история создания и развитие современного метрополитена в России. Развитие городской сети общественного транспорта и ее перспективы

2
УК-5.1
 
Тема 2. История городского транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

4
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

Зарождение отечественного воздушного флота на рубеже XIX-XX вв. Создание и развитие гражданской авиации как отрасли народного хозяйства страны. Развитие гражданской авиации в 30-е годы XX в. Гражданский воздушный флот в Отечественной войне (1941-1945 гг.). Отечественная гражданская авиация в послевоенный период. Техническое переоснащение и подготовка кадров гражданской авиации России. Воздушный транспорт и гражданская авиация России на рубеже веков и XXI века: основные направления развития воздушного транспорта.

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

Зарождение отечественного воздушного флота на рубеже XIX-XX вв. Создание и развитие гражданской авиации как отрасли народного хозяйства страны. Развитие гражданской авиации в 30-е годы XX в. Гражданский воздушный флот в Отечественной войне (1941-1945 гг.). Отечественная гражданская авиация в послевоенный период. Техническое переоснащение и подготовка кадров гражданской авиации России. Воздушный транспорт и гражданская авиация России на рубеже веков и XXI века: основные направления развития воздушного транспорта.

2
УК-5.1
 
Тема 3. История гражданской авиации
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

5
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

Дорожное строительство и автомобильный транспорт России. Образование в автомобильно-дорожной отрасли.

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

Дорожное строительство и автомобильный транспорт России. Образование в автомобильно-дорожной отрасли.

2
УК-5.1
 
Тема 4. История дорожной отрасли и автомобилестроения
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

4
УК-5.1
 
Тема 5. История развития железнодорожного транспорта
Лекционные занятия:

Строительство первых железных дорог в России и появление железнодорожного транспорта Развитие железнодорожного транспорта России во второй половине XIX в. Великий Сибирский путь Железнодорожный транспорт в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Отечественный Железнодорожный транспорт в 1917-1930-е гг. Развитие железнодорожного транспорта в СССР. Железнодорожный транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Развитие железнодорожного транспорта СССР в 1946-1990 гг. Байкало-Амурская магистраль. Железнодорожный транспорт на рубеже веков

и XXI века: структурная реформа на железнодорожном транспорте; развитие высокоскоростного движения в России; роль железнодорожного транспорта в инновационном развитии экономики страны.

4
УК-5.1
 
Практические занятия:

Строительство первых железных дорог в России и появление железнодорожного транспорта Развитие железнодорожного транспорта России во второй половине XIX в. Великий Сибирский путь Железнодорожный транспорт в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) Отечественный Железнодорожный транспорт в 1917-1930-е гг. Развитие железнодорожного транспорта в СССР. Железнодорожный транспорт СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Развитие железнодорожного транспорта СССР в 1946-1990 гг. Байкало-Амурская магистраль. Железнодорожный транспорт на рубеже веков

и XXI века: структурная реформа на железнодорожном транспорте; развитие высокоскоростного движения в России; роль железнодорожного транспорта в инновационном развитии экономики страны.

4
УК-5.1
 
Тема 5. История развития железнодорожного транспорта
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

6
УК-5.1
 
Тема 6. Морской транспорт России
Лекционные занятия:

Зарождение и развитие русского торгового мореплавания в эпоху парусного флота Торговый флот и XIX - начала XX вв. Морской транспорт СССР. Современное состояние и перспективы развития морского транспорта.

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

Зарождение и развитие русского торгового мореплавания в эпоху парусного флота Торговый флот и XIX - начала XX вв. Морской транспорт СССР. Современное состояние и перспективы развития морского транспорта.

2
УК-5.1
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и

систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

5
УК-5.1
 
Тема 7. История развития речного (внутреннего водного) транспорта России
Лекционные занятия:

Внутренний водный транспорт Древней и Средневековой Руси. Речной транспорт России в период начала по 50-ые годы XIX в. Развитие отечественного речного транспорта со второй половины XX в. по настоящее время. Современное состояние и перспективы развития речного транспорта РФ.

2
УК-5.1
 
Практические занятия:

Внутренний водный транспорт Древней и Средневековой Руси. Речной транспорт России в период начала по 50-ые годы XIX в. Развитие отечественного речного транспорта со второй половины XX в. по настоящее время. Современное состояние и перспективы развития речного транспорта РФ.

4
УК-5.1
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и

систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

4
УК-5.1
 
Тема 8. Заключение (взаимодействие всех видов транспорта).
Лекционные занятия:

Создание трубопроводного транспорта. Использование в транспорте монорельса. Строительство пересадочных узлов в больших мегаполисах. Создание новых материалов строительства дорог. Скоростные поезда. Воздушное такси

2
УК-5.1
 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарским занятиям: подбор материала, его анализ и

систематизация; Подготовка презентаций, докладов и рефератов

4
УК-5.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История транспорта России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.