2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_Основы научных исследований_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы научных исследований»
26.05.06 – ФТД.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы научных исследований»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – ФТД.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы научных исследований»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы научных исследований» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Судовые энергетические установки, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Семергей С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы научных исследований»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- основы критического анализа информации и системного подхода к решению задач.

Уметь:

- выполнять критический анализ информации, обобщать результаты анализа для выработки стратегии действий с целью решения поставленной задачи

Владеть:

- навыками использования системного подхода для решения поставленных задач, навыками предложения способов их решения

УК-1.1 Выполняет критический анализ информации, обобщает результаты анализа для выработки стратегии действий с целью решения поставленной задачи
 
 
 
 
 
Знать:

- основы критического анализа информации и системного подхода к решению задач.

Уметь:

- выполнять критический анализ информации, обобщать результаты анализа для выработки стратегии действий с целью решения поставленной задачи

Владеть:

- навыками использования системного подхода для решения поставленных задач, навыками предложения способов их решения

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.2 Использует системный подход для решения поставленных задач. Предлагает способы их решения
 
 
 
 
 
 
Знать:

- способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных.

Уметь:

Владеть:

ОПК-3 Способен проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные
ОПК-3.1 Знает способы измерений, записи и хранения результатов наблюдений, методы обработки и представления экспериментальных данных
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы научных исследований» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Материаловедение и технология конструкционных материалов
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Диагностирование судовых тепловых двигателей
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Самостоятельная работа
18
18
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

Основные этапы развития науки.

Законы развития техники. Наука и её роль в деятельности человека. Знание и познание.

Процесс научного исследования.

Методы исследований.

Системный анализ как метод научных исследований.

Направление и этапы научного исследования. Работа с научной информацией. Электронные формы информационных ресурсов. 

6
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Методологические основы научного исследования. 
Самостоятельная работа:

Методологические основы научного исследования.

Основные этапы развития науки.

Законы развития техники. Наука и её роль в деятельности человека. Знание и познание.

Процесс научного исследования.

Методы исследований.

Системный анализ как метод научных исследований. Направление и этапы научного исследования. Работа с научной информацией. Электронные формы информационных ресурсов. 

6
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Теоретические исследования.
Лекционные занятия:

Цель и задачи теоретического исследования. Общенаучные методы и методы творческого мышления при теоретических исследованиях. Математические методы в исследованиях.

Классификация математических моделей. Этапы разработки математических моделей. 

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Теоретические исследования.
Самостоятельная работа:

Теоретические исследования. Цель и задачи теоретического исследования. Общенаучные методы и методы творческого мышления при теоретических исследованиях. Математические методы в исследованиях.

Классификация математических моделей. Этапы разработки математических моделей. 

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Лекционные занятия:

Научные статьи. Доклады и тезисы докладов. Виды объектов интеллектуальной собственности. Проведение патентных исследований.

Оформление заявки на предполагаемое изобретение. 

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Оформление результатов НИР. 
Самостоятельная работа:

Математические модели с детерминированными структурами.

Моделирование равновесных процессов. Моделирование неравновесных процессов.

Вычислительный эксперимент в задачах технологии машиностроения. Основы метода сеток. Схемы аппроксимации уравнения теплопроводности. Методы решения сеточных уравнений.

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Лекционные занятия:

Подготовка научных и научно- педагогических кадров. Уровни высшего образования, учёные степени и звания. Научно- исследовательская работа студентов (курсантов). 

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
Организация научных исследований. 
Самостоятельная работа:

Экспериментальные исследования. Методы экспериментальных исследований. Классификация, типы и задачи эксперимента.

Планирование эксперимента.

Основы теории подобия.

Применение теории подобия к задачам теплообмена. Примеры применения теории подобия.

Погрешности измерений. Типы измеряемых величин и погрешностей. Характеристики случайной погрешности.

Коэффициент Стьюдента.

Суммарная погрешность измерений. Погрешности косвенных измерений. Учёт погрешности окончательного результата. Метрологическое обеспечение эксперимента. 

4
УК-1.1,УК-1.2,ОПК-3.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы научных исследований» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронно-библиотечная система IPR BOOKS
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.