2024-2025_26_05_06_65-23-12345-6217_plx_История России_Эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
26.05.06 – Б1.О.02 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История России»

Индекс:

(Файл)

26.05.06 – Б1.О.02 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История России»

Специальность
26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок
шифр и полное наименование
Квалификация
Инженер-механик
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «История России» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок (приказ Минобрнауки России от 15.03.2018 г. № 192)», учебного плана по специальности «26.05.06 Эксплуатация судовых энергетических установок», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Антонова Л.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История России»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- историю развития исторической науки;

- сущность, формы и функции исторического сознания;

- методы и источники изучения истории;

- методологию исторического познания;

- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.

Уметь:

- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;

- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;

- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Владеть:

- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;

- навыками коллективной работы в малой группе;

- методологией исследования исторического процесса;

- методами сравнительного анализа;

- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов

УК-5 Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Анализирует современное состояние общества на основе знания истории
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 1, 2 семестре.
Дисциплина «История России» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы Российской государственности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
1
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
116
54
62
В том числе: 
Лекционные занятия
36
18
18
Практические занятия
80
36
44
Самостоятельная работа
28
18
10
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
144
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
1 семестр
 
Раздел 1. Россия в контексте мировой истории (9-19 вв.)
 
Лекционные занятия:

1. Предмет истории как науки.

2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.

3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы. 

6
УК-5.1
 
Практические занятия:

Формирование древнерусской государственности. 

9
УК-5.1
 
Тема 1.1 Предмет истории как науки, формы исторического сознания 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

6
УК-5.1
 
Тема 1.2 Складывание централизованного российского государства 
Лекционные занятия:

1. Объединение русских земель вокруг Москвы в Х1У- ХУ вв.

2. Формирование централизованного российского государства.

3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв.

Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.

4. Кризис Московского царства. 

6
УК-5.1
 
Практические занятия:

Россия в эпоху Ивана Грозного и Смутного времени. 

9
УК-5.1
 
Тема 1.2 Складывание централизованного российского государства 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

4
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.

2. Необходимость модернизации в России.

3. Реформы Петра 1. 

3
УК-5.1
 
Практические занятия:

Особенности российской модернизации в ХVIII в. 

9
УК-5.1
 
Тема 1.3 Становление абсолютной монархии в России. Реформы Петра 1
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

4
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

1. Особенности экономического развития России в первой половине Х1Х в. Кризис крепостнической системы.

2. Российская империя во второй половине 19 века: реформы и контрреформы.

3. Становление индустриального общества в России в сравнении со странами Запада.

3
УК-5.1
 
Практические занятия:

Русская идея в общественной мысли Х1Х века. 

9
УК-5.1
 
Тема 1.4 Становление индустриального общества в России в Х1Х веке. Кризис крепостничества 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

4
УК-5.1
 
2 семестр
 
Раздел 2. Россия в современном мире
 
Лекционные занятия:

Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.

1. Противоречия модернизации в России в начале ХХ века.

2. Первая революция в России 1905-1907 гг.

3. Революция и реформа. 

4
УК-5.1
 
Практические занятия:

Революция 1905 года в России и реформы. 

10
УК-5.1
 
Тема 2.1 Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.
Практические занятия:

Россия в 1917 году: выбор исторического пути. 

10
УК-5.1
 
Тема 2.1 Россия в начале ХХ в. Противоречия модернизации.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

2
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны.

1. Внешняя политика советского государства накануне второй мировой и Великой Отечественной войны.

2. Начало Великой Отечественной войны.

3. Великая Отечественная война: ход военных действий, создание антифашистской коалиции.

4
УК-5.1
 
Практические занятия:

Сталинский режим и общество в 30-е годы.

8
УК-5.1
 
Тема 2.2 СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

2
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов.

1. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенные годы.

2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.

3. Осуществление политических и экономических реформ Хрущевым Н.С. 

4
УК-5.1
 
Практические занятия:

Геополитические изменения в мире в конце 40х – н. 60 гг. 

8
УК-5.1
 
Тема 2.3 СССР в конце 40-х – первой половине 60-х годов 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института

2
УК-5.1
 
Лекционные занятия:

1. Противоречия в социально-политическом и экономическом развитии советского общества.

2. Нарастание кризисных явлений в начале 80-х годов.

3. Внешняя политика СССР в геополитической обстановке середины 60-х – середины 80- х годов. 

4
УК-5.1
 
Практические занятия:

НТР и модернизация советской экономики в 50-80 годы ХХ века.

8
УК-5.1
 
Тема 2.4 Советское общество в середине 60-80- х годов. Нарастание кризисных явлений 
Самостоятельная работа:

- Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.

- Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института

- Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института 

4
УК-5.1
 
Тема 2.5 Россия в условиях нового государственного строя 
Лекционные занятия:

1. Россия в условиях нового государственного строя в 90-е годы.

2. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации 90- х годов. 

2
УК-5.1
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История России» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks 
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.