ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«История России»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История России»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
- историю развития исторической науки;
- методологию исторического познания;
Уметь:
- использовать на практике теорию и методы истории в различных видах профессиональной и социальной деятельности;
- выделять общее и особенное, делать выводы, выявлять причинно-следственные связи в историческом процессе, систематизировать и анализировать социальные факты;
- анализировать социально-политическую и научную литературу, определять проблему, обобщать, систематизировать исследовательский материал, формулировать и аргументировать свою точку зрения
Владеть:
- приемами самостоятельной работы, методами исторического исследования;
- методами сравнительного анализа;
- методами анализа текстов, навыками презентации, написания докладов, рефератов
- сущность, формы и функции исторического сознания;
- основные закономерности развития российского и мирового исторического процесса.
Уметь:
- использовать основные теоретические положения исторической науки при решении социальных и профессиональных задач;
- анализировать производственные отношения, в том числе в сфере морской деятельности, прогнозировать их развитие, связывать с историческими традициями, в том числе флотскими;
Владеть:
- навыками коллективной работы в малой группе;
- методы и источники изучения истории;
Уметь:
- формулировать и отстаивать свою точку зрения, аргументировать свою позицию, разрешать проблемные ситуации через достижение компромисса;
Владеть:
- методологией исследования исторического процесса;
часов
1. Предмет истории как науки.
2. Историческое сознание: сущность, формы и функции.
3. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.
4. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное
5. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.
Формирование древнерусской государственности.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIV-ХV вв.
2. Формирование централизованного российского государства.
3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв.
Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.
4. Кризис Московского царства.
Россия в эпоху Ивана Грозного и Смутного времени.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
2. Необходимость модернизации в России.
3. Реформы Петра I.
Особенности российской модернизации в ХVIII в.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Особенности экономического развития России в первой половине ХIХ в. Кризис крепостнической системы.
2. Российская империя во второй половине 19 века: реформы и контрреформы.
3. Становление индустриального общества в России в сравнении со странами Запада.
Русская идея в общественной мысли ХIХ века.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Противоречия модернизации в России в начале ХХ века.
2. Первая революция в России 1905-1907 гг.
3. Революция и реформа.
Революция 1905 года в России и реформы.
Россия в 1917 году: выбор исторического пути.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Внешняя политика советского государства накануне второй мировой и Великой Отечественной войны.
2. Начало Великой Отечественной войны.
3. Великая Отечественная война: ход военных действий, создание антифашистской коалиции.
Сталинский режим и общество в 30-е годы.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института. Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в послевоенные годы.
2. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
3. Осуществление политических и экономических реформ Хрущевым Н.С.
Геополитические изменения в мире в конце 40х – н. 60 гг.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института Самостоятельная работа в ЭК в СДО Института
1. Противоречия в социально- политическом и экономическом развитии советского общества.
2. Нарастание кризисных явлений в начале 80-х годов.
3. Внешняя политика СССР в геополитической обстановке середины 60-х – середины 80-х годов.
НТР и модернизация советской экономики в 50-80 годы ХХ века.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация.
Контактная внеаудиторная работа в ЭК в СДО Института
1. Россия в условиях нового государственного строя в 90-е годы.
2. Внешняя политика России в условиях новой геополитической ситуации 90-х годов.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.