ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Философия»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Философия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол № от г.
- основы истории философии
Уметь:
- формулировать и оценивать свою мировоззренческую позицию
Владеть:
- основными категориями философии
- основные этапы и закономерности исторического развития общества
Уметь:
- анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества
Владеть:
- способностями к определению своей гражданской позиции
- особенности культурных различий европейской и восточной культуры
Уметь:
- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Владеть:
- знаниями о происхождении толерантности, навыками толерантности.
часов
1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.
2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.
3. Структура и функции философии. Философские школы и течения.
1. Возникновение философии. Философия как мировоззрение и как наука.
2. Социокультурные типы философии. Вопросы и предмет философии.
3. Структура и функции философии.
4. Викторина-диспут по теме занятия.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Философия Древней Индии. Веданта. Йога.
2. Буддизм как система самосовершенствования человека.
3. Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм.
1. Идеи о Брахмане и Атмане в индийской философии. Веданта
2. Буддизм о преодолении желаний.
3. Йога и ее разновидности.
4. Конфуцианство о небесном порядке вещей и «благородном муже».
5. Даосизм и его значение.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Софисты и Сократ.
2. Учение Платона об идеях и душе.
3. Онтология и политика Аристотеля.
4. Философские школы поздней античности: стоики, эпикурейцы, скептики
1. Сократ и софисты: майевтика против релятивизма.
2. Идеализм Платона
3. Аристотель
4. Эпикурейцы, стоики, скептики, киники: поиски счастья.
Контрольная работа № 1
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
1. Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.
2. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
3. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
4. Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.
2. Философия Г. В. Ф. Гегеля.
3. Философия Людвига Фейербаха.
1. Основные идеи и представители Просвещения. Философия Просвещения и Великая французская революция.
2. Критическая философия И. Канта и анализ познавательных способностей человека.
3. Философия Г. В. Ф. Гегеля.
4. Философия Людвига Фейербаха.
Контрольная работа № 2.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.
2. Позитивизм и прагматизм.
3. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше.
1. Философия К. Маркса: понимание человека, теория отчуждения, материалистическое понимание истории.
2. Деятельность и общение как факторы развития личности. Загорский эксперимент.
3. Теория праздного класса Т. Веблена
4. Позитивизм и прагматизм.
5. Иррационализм 19 в: Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Бергсон.
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Неопозитивизм (логический позитивизм Л. Витгенштейна, «Венский кружок» и др.).
2. Философия бессознательного. Фрейдизм и неофрейдизм: К.Г. Юнг, В.
Райх, Э. Фромм.
3. Экзистенциальная философия о кризисе человека в современном мире и путях его преодоления.
1. Биография и философия В. Франкла
2. Философия Э. Фромма
3. Экзистенциализм Ж- П. Сартра
4. Философия А. Камю
5. Философские взгляды А. Маслоу. Дефицитарные и бытийные потребности.
Самоактуализация.
6. Позитивизм и его эволюция
Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация
1. Принцип и навык проактивности как базовый принцип личной эффективности
2. Принцип и навык целеполагания
3. Принцип и навык планирования
4. Принцип и навык коммуникации в стиле «выигрыш»-«выигрыш»
5. Принцип и навык эмпатии
6. Принцип и навык синергии
7. Принцип и навык самообновления «затачивайте пилу»
Контрольная работа № 3.
Подготовка к зачету
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.