2024-2025_23_03_01_62-24-1234-6217_plx_Единая транспортная система_Организация перевозок и управление на водном транспорте
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Единая транспортная система»
23.03.01 – Б1.О.07 – 2024 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Единая транспортная система»

Индекс:

(Файл)

23.03.01 – Б1.О.07 – 2024 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Единая транспортная система»

Специальность
23.03.01 Технология транспортных процессов
шифр и полное наименование
Квалификация
бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная, заочная
Год набора
2024 г.
Рабочая программа дисциплины «Единая транспортная система» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911)», учебного плана по специальности «23.03.01 Технология транспортных процессов», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Управление транспортными процессами, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Степеннова И.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Единая транспортная система»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

УК-1.1 Знает актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации; метод системного анализа
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.2 Умеет применять методики поиска, сбора и обработки информации; умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.3 Владеет методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ОПК-3.1 Знает существующие виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ОПК-3 Способен в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний;
ОПК-3.2 Умеет применить различные виды измерений и наблюдений; методы обработки и представления данных и результаты испытаний
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ОПК-3 Способен в сфере своей профессиональной деятельности проводить измерения и наблюдения, обрабатывать и представлять экспериментальные данные и результаты испытаний;
ОПК-3.3 Владеет методами проведения различных видов измерений и наблюдений; методов обработки и представления данных и результатов испытаний
 
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- рименять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ПК-7.5 Знает технологическую документацию; правила обработки транспортных средств в порту; нормы и нормативы обработки сухогрузных судов, вагонов, автотранспорта
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.6 Знает функции транспорта в системе государства; основы транспортного процесса; задачи и принципы управления транспортом в условиях рыночных отношений; структуру транспортной системы России; показатели, характеризующие работу транспорта и факторы их определяющие; технико-экономические особенности различных видов транспорта, их преимущества и недостатки, сферы рационального использования
 
 
 
 
 
Знать:

- актуальные российские и зарубежные источники информации, методики поиска, сбора и обработки информации;

- метод системного анализа

Уметь:

- применять методики поиска, сбора и обработки информации;

- умеет осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из разных источников и применять системный подход для решения поставленных задач

Владеть:

- методами поиска, сбора, обработки, критического анализа и синтеза информации;

- методикой системного подхода для решения поставленных задач

ПК-7 Способен к организации рационального взаимодействия различных видов транспорта в единой транспортной системе
ПК-7.10 Умеет самостоятельно приобретать новые знания по теории единой транспортной системы и практике ее совершенствования и развития в условиях развития рыночных отношений; творчески использовать теоретические знания по данной дисциплине в процессе последующего обучения в соответствии с учебным планом подготовки специалистов
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в обязательную часть учебного плана и изучается на 1 курсе в 2 семестре.
Дисциплина «Единая транспортная система» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Основы Российской государственности
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Транспортная логистика
 
- Управление деятельностью судоходной компании
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
2
Учебные занятия с преподавателем, всего
26
26
В том числе: 
Лекционные занятия
12
12
Практические занятия
14
14
Самостоятельная работа
64
64
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
Общая трудоемкость дисциплины
108
108
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
2 семестр
 
Раздел 1. 
 
Лекционные занятия:

1.1. Транспорт и его составляющие

1.2. Единая транспортная система

1.3. Транспортный рынок

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

1.4. Структурно – функциональная характеристика транспорта

1.5. Факторы использования различных видов транспорта 

0,5
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

1.6. Отличительные особенности транспорта как отрасли

1.7. Технико-экономические особенности транспорта

1.8. Сферы использования различных видов транспорта 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Алгоритм выбора оптимального вида транспорта для перевозки грузов 

2
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Понятие о транспорте
Самостоятельная работа:

Систематизация и анализ пройденного материала.

Практическое задание № 1 на тему Алгоритм выбора оптимального вида транспорта для перевозки грузов 

10
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Раздел 2. 
 
Транспортная техника
Лекционные занятия:

2.1. Классификация транспортных средств

2.2. Состав транспортного средства 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

2.3. Техническая характеристика транспортного средства.

2.4. Транспортно- технологические комплексы 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Расчет вариантов использования различных видов транспорта для перевозки грузов 

2
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Транспортная техника
Самостоятельная работа:

Систематизация и анализ пройденного материала.

Практическое задание № 2 на тему Расчет вариантов использования различных видов транспорта для перевозки грузов 

10
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Раздел 3. 
 
Лекционные занятия:

3.1. Транспортное пространство

3.2. Планирование транспортных потоков и перевозок

3.3. Управление движением транспортных потоков

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

3.4. Перевозочный процесс

З.5. Сущность смешанных перевозок

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Определение пропускной способности на перевалочном пункте

2
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Транспортные потоки и перевозки
Самостоятельная работа:

Систематизация и анализ пройденного материала.

Практическое задание № 3 на тему Определение пропускной способности на перевалочном пункте

10
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Раздел 4. 
 
Лекционные занятия:

4.1. Группы показателей работы транспорта

4.2. Основные показатели работы транспорта

4.3. Показатели транспортной обеспеченности и доступности

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

4.4. Показатели качества пассажирских перевозок

4.5. Показатели качества грузовых перевозок

4.6. Показатели экономической безопасности функционирования транспорта

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Технико-экономические и эксплуатационные показатели водного транспорта

2
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Показатели работы транспорта
Самостоятельная работа:

Систематизация и анализ пройденного материала.

Практическое задание № 4 на тему Технико-экономические и эксплуатационные показатели водного транспорта

10
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Раздел 5. 
 
Лекционные занятия:

5.1. Задачи управления транспортом

5.2. Организация управления транспортной системой

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Принципы управления транспортом в современных условиях 
Лекционные занятия:

5.3. Взаимодействие и конкуренция видов транспорта

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Коллоквиум

2
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Принципы управления транспортом в современных условиях 
Самостоятельная работа:

Подготовка к коллоквиуму: подбор материала, его анализ и систематизация

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Раздел 6. 
 
Лекционные занятия:

6.1. Место транспорта России в мировой транспортной системе 

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Лекционные занятия:

6.2. Перспективы развития транспорта России

1
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Практические занятия:

Коллоквиум

4
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
Современное состояние и перспективы развития транспорта России
Самостоятельная работа:

Подготовка к коллоквиуму: подбор материала, его анализ и систематизация 

12
УК-1.1,УК-1.2,УК-1.3,ОПК-3.1,ОПК-3.2,ОПК-3.3,ПК-7.5,ПК-7.6,ПК-7.10
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Единая транспортная система» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В.М. Воронцов Внутренние водные пути России:. - По Волге, 2003. - 
 
2. Кодекс внутреннего водного транспорта:. - Транспорт, 2001. - 
 
3. Л.В. Багрова Речной транспорт (Общий курс):учебник для студентов институтов водного транспорта. - Транспорт, 1993. - 
 
4. Н.А.Троицкая Транспортные коридоры России для международного сообщения:. - АСМАП, 2000. - 
 
5. О.И. Щукин Единая транспортная система:конспект лекций. - Изд-во ГМА им. адм. С.О Макарова, 2007. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.В. Дегтярёв, В.М. Селезнёв, Р.Д. Фролов Водные пути:учебное пособие. - Транспорт, 1989. - 
 
2. В.В.Попов Развитие и безопасность южных портов России:учебное пособие. - РКонсульт, 2003. - 
 
3. В.А. Прокофьев, Т.А. Вепринская Управление работой морского флота:учебник. - ГМА им. адм. С.О.Макарова, 2010. - 
 
4. А.М. Рыбников Сооружение портов и транспортных терминалов и их техническая эксплуатация:учебное пособие. - МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2008. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.