ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Экология»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Экология»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
- основные закономерности функционирования биосферы, классификацию негативных факторов среды обитания, воздействующих на профессиональную деятельность человека
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- давать оценку экологической ситуации, анализировать экологические проблемы, проводить контроль параметров негативных воздействий;
- применять средства защиты от негативных воздействий окружающей среды;
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- навыками в разработке мероприятий по повышению безопасности, экологичности экономической эффективности управления транспортными перевозками;
- способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы; процедурами по борьбе с загрязнением.
часов
Предмет, задачи, разделы экологии.
Биосфера - возникновение, развитие, функции, энергетика. Учение В.И.Вернадского.
Экосистемы – определение, классификация. Структуры, характеристики и закономерности функционирования экосистем, их изменчивость и стабильность.
Сукцессии. Принципы функционирования природных экосистем.
Окружающая среда и научно-технический прогресс. Экология популяций
Экосистемы-элементы биосферы.
Особенности экосистемы «мировой океан».
Среды обитания и экологические факторы. Адаптация, закон толерантности. Лимитирующие факторы, коэволюция видов.
Биосфера и человек: Структура, основные функции и свойства биосферы.
Учение о биосфере В.И. Вернадского.
Экологические факторы. Роль человека в биосфере. Пищевые отношения, непищевые отношения. Законы взаимоотношения организмов и среды.
Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю
Химическое, физическое и биологическое загрязнение окружающей среды.
Экстремальные воздействия на биосферу.
Экологические кризисы и катастрофы.
Морское судно как источник загрязнения окружающей среды. Характерные виды загрязнений моря с судов.Образование судовых отходов и загрязнений (сточные воды, бытовой и производственный мусор). Нефть и нефтесодержащие сбросы.
Экологические кризисы, катастрофы и мера их опасности. Особенности современного экологического кризиса.
Проблемы роста народонаселения, урбанизации, взаимоотношения «бедных» и «богатых» стран и их влияние на изменение природной среды.
Влияние среды обитания на здоровье человека, особенности экосистемы человека.
Экология и здоровье человека.
Изучение конспекта, учебной литературы, написание конспектов и рефератов, подготовка к практическим занятиям и контролю
Основные загрязнители атмосферного воздуха. Нормативы качества атмосферы.
Последствия загрязнения атмосферы с судов. Борьба с шумом и вибрацией.
Основные загрязнители почв. Нормативы качества почвы.
Способы предотвращения загрязнения почв и методы очистки
Охрана атмосферы
Охрана литосферы
Показатели качества воды и их контроль, технологии и средства защиты гидросферы. Значение мирового океана и предотвращение его загрязнения.
Химические, физически и биологические загрязнители. Загрязнение нефтью и ее влияние на гидросферу.
Предотвращение загрязнения моря с судов. Основные международные конвенции по охране морской среды.
МАРПОЛ 73/78.
Экологические принципы рационального использования природных ресурсов.
Материальные и энергетические ресурсы.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.