ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Математика, естественнонаучные и общепрофессиональные дисциплины, протокол № от г.
- о веществе как одном из видов движущейся материи, о путях, механизмах и способах превращения одних веществ в другие и основные законы химии, связанные с профессиональной деятельностью.
Уметь:
Владеть:
Уметь:
- грамотно проанализировать, обобщить, изложить и использовать специальную информацию о химических веществах, процессах, законах химии, связанных с профессиональной деятельностью.
Владеть:
Уметь:
Владеть:
- методиками использования различных приборов и оборудования, методами физико-химических исследований, химического эксперимента, способностью оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы.
часов
Предмет химии. Классификация веществ.
Квантово-механическая модель атома – квантовые числа, принципы Паули, Хунда, Клечковского. Электронные формулы атомов. Взаимосвязь химических свойств элементов с их электронным строением. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Энергия ионизации, сродство к электрону и электроотрицательность элементов; изменение их по периодам и группам.
Основные свойства классов неорганических соединений
Реакционная способность атомов.
Основные типы и характеристики химической связи. Метод валентных связей, понятие о методе молекулярных орбиталей. Строение и свойства простейших молекул. Основные типы межмолекулярного взаимодействия: водородные и ван-дер-ваальсовы связи.
Комплементарность теорий химической связи.
Химическая кинетика. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций и факторы, влияющие на скорость реакции.
Закон действия масс. Константа скорости.
Энергия активации. Химическое и фазовое равновесие в гомогенных и гетерогенных системах. Принцип Ле-Шателье. Катализаторы, гомогенный и гетерогенный катализ.
Химическая кинетика и равновесие.
Теории кислот и оснований.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Степень окисления элементов и правила ее определения.
Окислительно-восстановительные свойства веществ. Методы составления уравнений ОВР. Влияние среды на протекание ОВР.
Окислительно-восстановительные реакции
Конспекты, рефераты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к практическим, лабораторным работам и контролю.
Классификация дисперсных систем.
Общие свойства растворов, способы выражения концентрации растворов.
Растворы неэлектролитов и электролитов.
Законы Рауля, осмос. Теория электролитической диссоциации. Степень и константа электролитической диссоциации. Условия протекания реакций в растворах электролитов, молекулярные и ионные уравнения.
Приготовление растворов заданной концентрации.
Ионные реакции в растворах электролитов. Водородный показатель.
Гидролиз солей.
Электролитическая диссоциация воды.
Ионное произведение воды. Водородный показатель. Гидролиз солей. Химический состав морской воды. Основы водоподготовки. Понятие о коллоидных растворах.
Жесткость воды и способы её устранения
Образование двойного электрического слоя на границе металл-раствор.
Электродные потенциалы металлов.
Гальванические элементы, электродвижущая сила и ее измерение.
Стандартный водородный электрод, определение стандартных электродных потенциалов, ряд напряжений металлов.
Уравнение Нернста. Концентрационные гальванические элементы. Батарейки.
Аккумуляторы.
Общие и электрохимические свойства металлов
Электролиз. Последовательность электродных процессов. Электролиз с растворимыми и нерастворимыми анодами. Законы Фарадея для электролиза. Выход металла по току.
Классификация коррозионных процессов.
Химическая и электрохимическая коррозия. Методы защиты от коррозии металлов и сплавов
Электролиз
Коррозия металлов. Защита металлов от коррозии
Полимеры и олигомеры. Классификация и методы получения. Структура, химические и физико-химические свойства полимерных материалов, применяемых в судостроении.
Конспекты, рефераты, выполнение индивидуальных заданий, подготовка к практическим, лабораторным работам и контролю.
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.