2024-2025_26_03_01_62-23-1234-6217_plx_Основы современного этикета_Гидрографическое обеспечение мореплавания и морских инженерных изысканий
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы современного этикета»
26.03.01 – ФТД.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Индекс:

(Файл)

26.03.01 – ФТД.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы современного этикета»

Специальность
26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
шифр и полное наименование
Квалификация
Бакалавр
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Основы современного этикета» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 21)», учебного плана по специальности «26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Английский язык и гуманитарные дисциплины, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Герасимова О.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании кафедры ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Зав. кафедрой:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы специалитета (бакалавриата), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы современного этикета»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Код и наименование индикатора достижения компетенции
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-3.1 Знает основные приемы и нормы социального взаимодействия
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-3.2 Знает основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии.
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-3.3 Умеет устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-3.4 Умеет применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды.
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.5 Владеет простейшими методами и приемами социального взаимодействия и работы в команде.
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Владеть:

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.4 Владеет навыками общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к факультативным дисциплинам и изучается на 3 курсе в 5 семестре.
Дисциплина «Основы современного этикета» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Русский язык и культура речи
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Лидерство и основы управления судовым экипажем
 
- Психологические основы управления судовым экипажем
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
Учебные занятия с преподавателем, всего
14
14
В том числе: 
Лекционные занятия
2
2
Практические занятия
12
12
Самостоятельная работа
22
22
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
За
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Этикет как социокультурный феномен
 
Лекционные занятия:

Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Этика как явление духовной культуры личности. Этикет как морально-нравственное поведение человека.

Нормы этикета и его особенности. Функции и виды этикета. 

0,5
 
Тема 1. Этика и этикет как явления культуры.
Практические занятия:

Культура поведения и этикет. Взаимосвязь и различие понятий «этика» и «этикет». Этика как явление духовной культуры личности. Этикет как морально-нравственное поведение человека.

Нормы этикета и его особенности. Функции и виды этикета. 

1
 
Тема 2. История развития этикета.
Лекционные занятия:

Возникновение этикета.

Этикет в эпоху античности и Средневековья. Этикет в сословном обществе.

Этикет Нового времени XVII – XVIII вв.

Эволюция понятия “Джентльмен”. Этикет XIX века. Историко-культурные условия развития этикета в России. 

0,5
 
Практические занятия:

Особенности национального этикета в странах Западной Европы. Этикет в странах Восточной Азии.

Североамереканская культура. Этикет народов Северного Кавказа. 

1
 
Тема 3. Национально-культурные особенности этикета. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация 

8
 
Раздел 2. Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях 
 
Лекционные занятия:

Знакомство, обращение, представление, рукопожатие. Культура поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на отдыхе, в театре, в кино, на выставке, в музее). Культура общения в семье.

Гостевой этикет (мы в гостях, гости у нас, уход из гостей, внезапные гости).

Подарки и цветы.

Застольный этикет. Культура поведения в кафе, ресторане. Автомобиль и пешеходный переход. 

0,5
 
Практические занятия:

Знакомство, обращение, представление, рукопожатие. Культура поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, на отдыхе, в театре, в кино, на выставке, в музее). Культура общения в семье.

Гостевой этикет (мы в гостях, гости у нас, уход из гостей, внезапные гости).

Подарки и цветы.

Застольный этикет. Культура поведения в кафе, ресторане. Автомобиль и пешеходный переход. 

1
 
Тема 4. Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация.

Практическое задание № 1 на тему: Этикет в повседневной жизни и в особых ситуациях 

6
 
Раздел 3. Деловой этикет
 
Лекционные занятия:

Понятие и сущность культуры делового общения. Этика делового общения «по вертикали». Принципы и нормы отношений «по вертикали». Этика делового общения «по горизонтали».

Принципы и нормы отношений «по горизонтали».

Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект, дружба между сотрудниками.

Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников. Культура поведения при трудоустройстве: поиск работы, резюме, собеседование. 

0,5
 
Тема 5. Особенности служебного этикета в деловом общении. 
Практические занятия:

Понятие и сущность культуры делового общения. Этика делового общения «по вертикали». Принципы и нормы отношений «по вертикали». Этика делового общения «по горизонтали».

Принципы и нормы отношений «по горизонтали».

Проблема деловых и межличностных отношений на работе: гендерный аспект, дружба между сотрудниками.

Соблюдение этикетных форм в ситуации увольнения сотрудников. Культура поведения при трудоустройстве: поиск работы, резюме, собеседование. 

3
 
Тема 6. Имидж делового человека 
Практические занятия:

Основные компоненты имиджа, роль этикета в формирование имиджа человека, одежда делового мужчины и деловой женщины, деловой дресс-код.

Визитная карточка 

1
 
Тема 7. Деловой речевой этикет.
Практические занятия:

Основные принципы успешного речевого взаимодействия. Беседа как вид делового взаимодействия.

Деловое совещание. Этика и этикет деловых переговоров: подготовка к переговорам, начало переговоров, техника ведения деловых переговоров. Критика и комплименты в деловом общении.

Культура делового общения по телефону.

Этикет эпистолярного жанра в деловой и личной переписке: нормы и правила деловой переписки, деловые письма, интернет-этикет (Netiquette) 

1
 
Практические занятия:

Виды приемов, подготовка и проведение приемов, рассадка гостей за столом, характеристика приемов, правила поведения за столом; рассадка в автомашинах, презентации 

1
 
Тема 8. Этикет деловых приемов и презентаций. 
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинарам: подбор материала, его анализ и систематизация Практическое задание № 2 на тему: Личное резюме.

Практическое задание № 3 на тему: Деловое письмо

4
 
Раздел 4. Этика и культура конфликтных взаимодействий 
 
Практические занятия:

Конфликт: понятие, виды, структура, причины возникновения.

Функциональные и дисфункциональные последствия конфликтов. Методы управления конфликтами. Стили поведения в конфликте.

Типы конфликтных личностей. Правила поведения в конфликте.

3
 
Тема 9. Этика и культура поведения в конфликте.
Самостоятельная работа:

Подготовка к семинару: подбор материала, его анализ и систематизация 

4
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы современного этикета» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Электронная библиотечная система IPRBooks
http://www.iprbookshop.ru 
 
8 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Наименование

специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий,

тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.