ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Основы судовождения»
(Файл)
А.В. Ющенко
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы судовождения»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
- способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Уметь:
- выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Иметь практический опыт:
- выбора и применения способов решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
- алгоритм использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
Уметь:
- использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
Иметь практический опыт:
- использования современных средств поиска, анализа и интерпретации информации, и информационных технологий для выполнения задач профессиональной деятельности;
- принципы эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;
Уметь:
- эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Иметь практический опыт:
- эффективной работы и взаимодействия в коллективе и команде;
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
Уметь:
- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
Иметь практический опыт:
- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;
- определения поправки компаса;
- определения направлений и расстояний на картах;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
Уметь:
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
Иметь практический опыт:
- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;
- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- назначение навигационных приборов, систем курсоуказания и ориентирования;
Уметь:
- использовать магнитные компасы;
- определять компасный курс, курсовой угол, брать пеленг;
Иметь практический опыт:
- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;
- определения поправки компасов;
- основные понятия и определения навигации;
- средства навигационного оборудования и ограждений;
- устройство гидрометеорологических приборов, используемых на судах;
- принципы определение направления, земной магнетизм и его элементы, назначение, устройство, принцип действия магнитного компаса;
- девиацию магнитного компаса, порядок пользования таблицей остаточной девиации, общую поправку компаса;
- роль человеческого фактора;
Уметь:
- определять координаты пунктов прихода, разность широт и разность долгот, дальность видимости ориентиров;
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки
- определять гидрометеорологические элементы в результате наблюдений;
Иметь практический опыт:
- приведения элементов земного магнетизма к фактическому году плавания;
- определения поправки компаса;
- определения направлений и расстояний на картах;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
- вид и значение плавучих предостерегающих знаков ограждения;
- классификацию навигационных опасностей, условные обозначения навигационных опасностей на навигационной карте;
- термины и определения, употребляемые на судне;
Уметь:
- вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой;
- использовать информацию, получаемую от навигационного оборудования, для несения безопасной ходовой навигационной вахты;
Иметь практический опыт:
- понимания и выполнения команд и общения с вахтенным помощником по вопросам, связанным с обязанностями по несению вахты;
- назначение, устройство и принципы действия магнитных и гирокомпасов;
- назначение и принцип работы авторулевого;
- назначение, классификацию и принцип работы лагов;
Уметь:
- решать задачи на перевод и исправления курсов и пеленгов;
- ориентироваться в опасностях и особенностях района при плавании вблизи берега и в узкостях;
- определять поправки гиро- и магнитных компасов, с использованием наземных ориентиров, и учитывать такие поправки;
- определения направлений и расстояний на картах;
Иметь практический опыт:
- удержания судна на заданном курсе с помощью руля по компасу, береговым и плавучим навигационным знакам;
- перехода с автоматического управления рулем на ручное и наоборот, а также переходить на аварийное управление рулем;
- методы использования гиро- и магнитных компасов
Уметь:
- проводить переход с автоматического управления рулем на ручное и наоборот
Иметь практический опыт:
- обязанности, связанные с ведением наблюдения, включая сообщения о приблизительном направлении на звуковой сигнал, огонь или другой объект в градусах или четвертях
Уметь:
- ориентироваться в звуковых сигналах, визуальных знаках и объектах
Иметь практический опыт:
- термины и определения, употребляемые на судне
Уметь:
- проводить процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты
Иметь практический опыт:
часов
Задачи и сущность науки судовождения, понятие о геоиде, земном эллипсоиде и земном шаре; полюса, меридианы, экватор, параллели; понятие о морской навигационной карте; задачи, решаемые на морских навигационных картах
Географическая система координат. Разность широт, разность долгот
Практическая работа № 1. «Вычисление разности широт, разности долгот, координат портов отхода и прихода судна»
Решение задач на вычисление разности широт, разности долгот, координат пунктов отхода и прихода судна. Выполнение домашнего задания (РГР) № 1.
Единицы измерения длины - морская миля, кабельтов; единица измерения скорости - узел; единицы измерения глубины моря и высоты предметов - метры, футы, морские сажени, размерность единиц, таблицы соотношения между единицами
Дальность видимого горизонта и дальность видимости огней и предметов в море
Определение направлений в море. Румбовая, четвертная и круговая системы, их применение, переход от одной системы к другой. Соотношение между курсом судна, пеленгом и курсовым углом на ориентир
Магнитное поле Земли, магнитные полюса, магнитный меридиан, магнитное склонение; обозначение магнитного склонения на морских навигационных картах, изменение магнитного склонения, приведение склонения к году плавания; магнитные аномалии и бури; магнитные курсы и пеленги, зависимость между магнитными и истинными направлениями
Практическая работа № 2. «Решение задач по приведению магнитного склонения к году плавания»
Решение задач на приведение магнитного склонения к году плавания. Выполнение домашнего задания (РГР) № 2.
Магнетизм судового железа; магнитное поле судна, компасный меридиан, девиация магнитного компаса, понятие об уничтожении девиации; определение остаточной девиации, таблицы девиации, компасные курсы и пеленги; зависимость между компасными и магнитными направлениями
Необходимость перехода от истинных направлений к компасным, и от компасных к истинным; зависимость между истинным и компасным направлениями; общая поправка магнитного компаса; порядок перехода от компасных направлений к истинным (исправление) и от истинных направлений к компасным (перевод)
Практическая работа № 3. «Решение задач на перевод направлений и исправление направлений»
Решение задач на перевод и исправление направлений. Выполнение домашнего задания (РГР) № 3.
Назначение магнитных компасов, устройство 127-мм магнитного компаса; устройство магнитного компаса с оптической передачей показаний "КМО-Т", гирокомпас, его назначение, основные узлы, принцип работы, преимущества и недостатки гирокомпаса по сравнению с магнитным компасом; авторулевой, назначение и принцип работы, перевод автоматического управления рулем на ручное и обратно
Назначение лагов, общие данные и принцип действия; определение скорости пройденного судном расстояния с помощью лага (снятие отсчетов)
Назначение и устройство ручного лота, разбивка лотлиня, меры безопасности при работе с ручным лотом, измерение глубины ручным лотом, уход за лотом; эхолот (назначение, принцип действия, снятие отсчетов)
Терминология прибрежных районов плавания и навигационных опасностей; постоянные и временные навигационные опасности, условные обозначения навигационных опасностей на морской карте. Системы ограждения опасностей
Назначение и классификация средств навигационного оборудования (СНО). Береговые средства навигационного оборудования (СНО). Плавучие средства навигационного оборудования (СНО). Радиолокационные отражатели и радиолокационные маяки-ответчики. Радиотехнические, звукосигнальные и гидроакустические СНО, их классификация и характеристика
Основы навигационной гидрометеорологии, гидрометеорологические приборы и инструменты (назначение, принцип действия)
Алгоритм производства гидрометеонаблюдений. Гидрометеорологические параметры и приборы, которыми они измеряются.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
комп. класс
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.