ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 – ОП.11. – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 – ОП.11. – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы производственной деятельности на морских судах»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Основы производственной деятельности на морских судах» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- основные технологии производственной деятельности на морских судах;
- требования нормативно-правовых документов, регламентирующих производственную деятельность на морских судах
Уметь:
- анализировать профессиональные задачи, возникающие на морских судах, определять их характеристики и выбирать соответствующие методы и приемы их решения
Иметь практический опыт:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- современные информационные технологии и средства поиска, анализа и интерпретации информации, используемые в профессиональной деятельности на судах
Уметь:
- применять современные информационные технологии и инструменты для обработки и анализа данных, а также для повышения эффективности производственных процессов на судах
Иметь практический опыт:
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- методы повышения качества коммуникации в рамках коллектива и команды
- основные принципы организации и функционирования коллектива на морском судне
Уметь:
- эффективно коммуницировать и решать конфликты в коллективе
Иметь практический опыт:
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- основы морской экологии, включая загрязнение морских вод, проблемы воздействия судов на окружающую среду
Уметь:
- разрабатывать и внедрять программы по сохранению окружающей среды и ресурсосбережению на морском судне
Иметь практический опыт:
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
Знать:
- нормы и стандарты по производственной деятельности на морских судах, включая правила безопасности и защиты окружающей среды
- процедуры и требования к выполнению работ на морских судах, включая правила охраны труда и проверку квалификации персонала
Уметь:
- выполнять работы на морском судне в соответствии с требованиями качества, безопасности и эффективности, включая проверку квалификации персонала и соблюдение правил охраны труда
Иметь практический опыт:
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
Знать:
- нормативно-правовую базу, регулирующую предупреждение и предотвращение загрязнения водной среды
- процедуры и мероприятия по предотвращению загрязнения морской воды
Уметь:
- контролировать соблюдение мер по предотвращению загрязнения морской воды
Иметь практический опыт:
ПК 2.7. Организовывать и обеспечивать действия подчиненных членов экипажа судна по предупреждению и предотвращению загрязнения водной среды;
Знать:
- термины и определения, употребляемые на судне
Уметь:
- проводить процедуры ухода с вахты, несения и передачи вахты
Иметь практический опыт:
К 4.3 Содействие наблюдению и управлению безопасной вахтой
Знать:
- важность постоянного соблюдения правил техники безопасности
Уметь:
- соблюдать меры предосторожности, принимаемые до входа в закрытые помещения
Иметь практический опыт:
К 5.7 Соблюдение техники безопасности
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Основы производственной деятельности на морских судах» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Основы безопасности жизнедеятельности
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Организация судовых работ
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Основы производственной деятельности на морских судах
Тема 1. Морской транспорт как ведущее звено транспортной системы России
Лекция (урок):
Сфера деятельности морского транспорта, его место и роль в транспортной системе России. Показатели и измерители эффективности работы морского транспорта. Организационно-правовые формы предприятий морского транспорта. Планирование хозяйственной деятельности предприятий морского транспорта в условиях рыночной экономики. Бизнес-план. Транспортные тарифы. Формы оплаты труда. Понятие и виды зарплаты. Налогообложение предприятия морского транспорта. Декларация о доходах
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 2. Нормативно-правовые акты, регулирующие производственную деятельность на морских судах
Лекция (урок):
Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. Конвенция о труде в морском судоходстве 2006 г. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. Международная конвенция о спасании 1989 г.
Российские нормативно-правовые акты, регулирующие работу на морском судне.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 3. Государственное регулирование в сфере морского транспорта
Лекция (урок):
Министерство транспорта и его функции по управлению морским торговым флотом. Полномочия Росморречфлота. Морской регистр и его функции. Администрация морского порта и ее функции.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Трудовой кодекс РФ и иные нормативные акты трудового законодательства, регулирующие работу на борту судна. Права и обязанности работника и работодателя. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. Порядок выплаты заработной платы. Порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности. Право социальной защиты. Защита нарушенных трудовых прав.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 4. Правовое регулирование труда на борту судна
Практическое занятие:
Решение задач по порядку заполнения трудового договора, порядку выплаты зарплаты
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Лекция (урок):
1. Устав службы на морских судах 2018 г.
2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г.
3. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией и предотвращением загрязнения 1993 г.
4. Свидетельство об управлении безопасной эксплуатацией.
5. СУБ компании-судовладельца, ее задачи.
6. Основы построения СУБ судна, обязанности капитана судна в рамках СУБ.
7. Документы СУБ судна.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 5. Требования российских нормативных правовых актов по организации службы на морских судах. Система управления безопасностью судна
Самостоятельная работа:
Цель: ознакомиться с основами системы проверок СУБ компаний и судов
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Распределение экипажа по службам в соответствии с Уставом службы на морских судах 2018 г. Уровни ответственности членов экипажа судна в соответствии с ПДНВ-78/95. Правовое положение капитана судна. Требования к жилым помещениям для экипажа. Организация вахтенной службы. Флаги и вымпелы судна. Международный свод сигналов
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Практическое занятие:
Решение задач по расчету рабочего времени членов экипажа морского судна.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 6. Требования к экипажу судна. Флаги и вымпелы судна
Самостоятельная работа:
Цель:
1. Изучить порядок прохождения учебной службы на учебных и учебно-производственных судах.
2. Ознакомиться с полномочиями помощника капитана по учебной части
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Судовое заведование. Порядок пользования судовыми помещениями. Действия, запрещенные на судне. Распорядок дня на судне. Пользование судовыми шлюпками. Общие правила безопасности на судне. Правила безопасности при проведении отдельных видов работ.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 7. Правила поведения на судне
Самостоятельная работа:
Цель:
1. Ознакомиться с порядком поддержания надлежащего санитарного состояния судна.
2. Ознакомиться с правилами приема пищи
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Лекция (урок):
Организация работы по охране труда на судне. Нормативно-правовые акты, регулирующие охрану труда на судне. Обязанности судовладельца, капитана судна и лица, ответственного за охрану труда на судне. Ответственность за нарушение требований охраны труда и техники безопасности. Производственный травматизм на судне
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Практическое занятие:
Решение задач.
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
Тема 8. Основные положения законодательства РФ по охране труда и технике безопасности
Самостоятельная работа:
Цель: получить представление о профессиональных заболеваниях моряков и их профилактике
К 4.3,К 5.7,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 07.,ОК 09.,ПК 2.7.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Основы производственной деятельности на морских судах» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Скаридов А.С. Правовое обеспечение профессиональной деятельности. Морское право [Электронный ресурс]:Учебник для среднего профессионального образования. - Юрайт, 2019. - – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/pravovoe-obespechenie-professionalnoy-deyatelnosti-morskoe-pravo-437693
2. Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74/78):Нормативный правовой акт. - , . -
3. Международная конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несении вахты 1978 г. (ПДМНВ-78/95) с поправками от 2010 г.:Нормативный правовой акт. - , . -
4. Международные правила предупреждения столкновения судов в море 1972 г. (МППСС-72):Нормативный правовой акт. - , . -
5. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73/78):Нормативный правовой акт. - , . -
6. Международная конвенция о грузовой марке 1966 г.:Нормативный правовой акт. - , . -
7. Конвенция МОТ 2006 г. «О труде в морском судоходстве»:Нормативный правовой акт. - , . -
8. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ:Нормативный правовой акт. - , . -
9. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ:Нормативный правовой акт. - , . -
10. Закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»:Нормативный правовой акт. - , . -
11. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, утв. Приказом Минтранса от 20.09.2016 № 268:Нормативный правовой акт. - , . -
12. Устав службы на судах морского флота РФ 2018 г., утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 г. № 224:Нормативный правовой акт. - , . -
6.2 Дополнительная литература
1. Г.Г. Иванов Правовое регулирование морского судоходства в РФ:Учебник. - , 2010. -
2. Торский В.Г., Топалов В.П. Управление судовыми экипажами (издание 2-е, исправленное и дополненное):. - Астропринт, 2011. -
3. Г.Г. Иванов Комментарий к Кодексу торгового мореплавания РФ:. - , 2001. -
4. Анищенко Н.В. Организация и оплата труда плавсостава морских судов:. - МГА им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, . -
5. Костыря Е.В., Топалов В.П., Позолотин Л.А., Торский В.Г. Лидерство в судовом экипаже. Liadship: учебное пособие:Учебное пособие. - Астропринт, 2011. -
6. Анищенко Н.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях морского транспорта:. - Феникс, 2006. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.