ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые энергетические установки»
26.02.03 – Раздел 1.13 – 2023 г.
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые энергетические установки»
26.02.03 – Раздел 1.13 – 2023 г.
СТРАНИЦА СТАТУСА ДОКУМЕНТА
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
А.В. Ющенко
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые энергетические установки»
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Рабочая программа дисциплины «Судовые энергетические установки» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату
Получено положительное заключение
Составитель(и) программы:
Специалист по УМР УМУ Института
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые энергетические установки»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Знать:
- задачи в области устройства и принципа действияэлементов СЭУ.
Уметь:
- выбрать оптимальный способ решения задачи профессиональной деятельности; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач
Иметь практический опыт:
- решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
Знать:
- современные средства поиска, анализа информации и информационные технологии для изучения устройства и принципа действия энергетических установок.
Уметь:
- анализировать информацию, использовать стандартные компьютерные программы
Иметь практический опыт:
- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Знать:
- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения
Уметь:
- взаимодействовать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде
Иметь практический опыт:
- общения в команде в период обучения и практики
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
Знать:
- основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем управления и диагностики; устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем; эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем; основные принципы несения безопасной машинной вахты; типичные неисправности судовых энергетических установок
Уметь:
- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты
Иметь практический опыт:
- эксплуатации главных и вспомогательных двигателей
ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
Знать:
- способы личного выживания
Уметь:
Иметь практический опыт:
К 3.8 Вклад в безопасность персонала и судна
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 7 семестре.
Дисциплина «Судовые энергетические установки» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Теория и устройство судна
- Основы материаловедения и технология слесарных работ
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана:
- Производственная (по профилю специальности) практика
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
- Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 62 час.
Учебные занятия с преподавателем, всего
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация:
Общая трудоемкость дисциплины
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
Раздел 1. Судовые двигатели внутреннего сгорания
Лекция (урок):
Состав судовой энергетической установки (СЭУ). Классификация СЭУ. Судовой валопровод
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Самостоятельная работа:
Судовой валопровод. Закрепить изученный на занятии теоретический материал
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.1 Общее устройство и принцип действия судовых дизелей
Лекция (урок):
Общее устройство; основные понятия и определения; классификация; маркировка; способы осуществления рабочего цикла дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Конструктивные схемы остова; анкерные связи; фундаментная рама; рамовые подшипники; станина; рабочие цилиндры; крышки рабочих цилиндров.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 1. Изучение конструкции деталей остова судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей. Поршни; крейцкопф; шатуны; коленчатый вал.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.3 Механизм движения дизелей
Практическое занятие:
Практическая работа № 2. Изучение конструкции деталей механизма движения судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Конструктивные схемы механизма газораспределения судовых дизелей. Впускные, выпускные клапаны. Распределительные валы
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.4 Механизм газораспределения
Практическое занятие:
Практическая работа № 3. Изучение конструкции механизма газораспределения судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Назначение, состав и принцип действия агрегатов наддува и продувки судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.5 Агрегаты наддува и продувки судовых дизелей
Практическое занятие:
Практическая работа № 4. Изучение конструкции агрегатов наддува и продувки судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Топливо для судовых дизелей. Системы топливоподачи. Топливные насосы высокого давления. Форсунки
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.6 Топливные системы дизелей
Практическое занятие:
Практическая работа № 5. Изучение топливных систем и топливной аппаратуры судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Используемое масло. Циркуляционные системы смазки. Канализация масла внутри дизеля. Смазка цилиндров
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.7 Системы смазки дизелей
Практическое занятие:
Практическая работа № 6. Изучение систем смазки судовых дизелей.
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Охлаждающая вода. Проточные и замкнутые системы охлаждения судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.8 Изучение систем смазки судовых дизелей
Практическое занятие:
Практическая работа № 7. Изучение систем охлаждения судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Системы воздушного пуска судовых дизелей. Реверсирование судовых дизелей. Конструктивные схемы систем управления. Основы ДАУ судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Практическое занятие:
Практическая работа № 8. Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска судовых дизелей
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.9 Системы пуска и управления дизелей
Самостоятельная работа:
Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.10 Процессы рабочего цикла дизелей
Лекция (урок):
Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты. Процесс газообмена в 4-х и 2-х тактных дизелях. Процесс сжатия. Процесс смесеобразования. Процесс сгорания. Процесс расширения газов
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.11 Энерго-экономические показатели работы дизеля
Лекция (урок):
Энергетические и экономические показатели работы двигателя. Наддув судовых дизелей. Тепловой баланс дизеля. Утилизация тепловых потерь. Тепловая и механическая напряженность дизеля
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Основы кинематики КШМ, силы и моменты, действующие в КШМ. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 1.12 Динамика и уравновешенность дизеля
Самостоятельная работа:
Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания. Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Раздел 2. Судовые вспомогательные котельные и турбинные установки
Тема 2.1 Назначение, состав и принцип действия судовых вспомогательных и утилизационных котельных установок
Лекция (урок):
Судовые потребители пара. Состав судовых вспомогательных и утилизационных установок и принцип их действия; Классификация паровых котлов; характеристики и схемы основных типов судовых котлов
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Общая конструкция вспомогательных и утилизационных котлов; область их применения; назначение всех элементов. Системы судовых вспомогательных и утилизационных котлов
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.2 Конструкция судовых вспомогательных и утилизационных котлов и их элементов и систем
Практическое занятие:
Практическая работа № 9. Изучение конструкции основных типов вспомогательных и утилизационных котлов и их арматуры
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Лекция (урок):
Классификация турбин и область их применения; устройство и принцип действия турбин
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
Тема 2.3 Устройство, классификация и принцип действия паровых турбин
Самостоятельная работа:
Устройство, классификация и принцип действия паровых турбин. Закрепить изученный на занятии теоретический материал. Подготовка к защите практических работ
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые энергетические установки» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Осипов О. В., Воробьев Б. Н. Судовые дизельные двигатели [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО . - Лань, 2022. - – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book
2. Белоусов Е.В. Топливные системы современных дизельных, газодизельных и газовых транспортных двигателей внутреннего сгорания:Учебник. - Лань, 2022. -
3. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. -
4. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. -
6.2 Дополнительная литература
1. Беляев И.Г., Глотов Ю.Г., Семченко В.А. Дизельные автоматизированные установки морских судов:. - Транспорт, 1995. -
2. Ю.Г. Беляев, В.А. Семченко Судовые вспомогательные пароэнергетические установки и их эксплуатация:Учебник . - Транспорт, 1995. -
3. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок:. - Транспорт, 1995. -
4. Берке Е.В., Семченко В.А. Системы управления судовыми дизельными установками:Учебное пособие. - СКНЦ ВШ, 2006. -
5. Султанов А.М. Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. -
5. В.А. Зябров, Д.А. Попов, Р.Н. Романов Энергетические установки судов различных типов и назначения [Электронный ресурс]:Методические рекомендации для выполнения практических работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. - – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97333.html
6.2 Дополнительная литература
6. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97:. - , 1997. -
7. Емельянов П.С. Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - ГМА им .адм. С.О. Макарова, 2008. -
8. Сизых В.А. Судовые энергетические установки:Учебное пособие . - РКонсульт, 2003. -
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
Назначение
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
Тип продукта
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Наименование информационной технологии /программного продукта
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Номер специализированных аудиторий,
кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.
Перечень основного оборудования
Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.