2024-2025_26_02_03_52_23_12345-6217_plx_Техническая эксплуатация судовых энергетических установок
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»
26.02.03 – Раздел 1.14 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.14 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Индекс:

(Файл)

26.02.03 – Раздел 1.14 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»

Специальность
26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)
шифр и полное наименование
Квалификация
Старший техник-судоводитель с правом эксплуатации судовых энергетических установок
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель) (приказ Минобрнауки России от 02.12.2020 г. № 691)», учебного плана по специальности «26.02.03 СУДОВОЖДЕНИЕ (старший техник-судоводитель)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения при эксплуатации СЭУ

Уметь:

- выбрать оптимальный режим работы СЭУ; демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.

Иметь практический опыт:

- выборе режимов работы СЭУ и решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска, анализа информации и информационные технологии для изучения эксплуатации  энергетических установок

Уметь:

- передавать и принимать информацию, использовать стандартные компьютерные программы

Иметь практический опыт:

- использования средства поиска, анализа и интерпретации информации

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения

Уметь:

- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде

Иметь практический опыт:

- общения в команде в период обучения и практики

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей; типичные неисправности судовых энергетических установок и способы их устранений; меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки; обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки

Уметь:

- обслуживать судовые механические системы и их системы управления;

- эксплуатировать судовые главные энергетические установки и их системы управления;

- вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы и процедуры несения машинной вахты;

- осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, контролировать безопасность и надежность работы силовой установки

Иметь практический опыт:

- в эксплуатации главных и вспомогательных двигателей

ПК 1.3. Эксплуатировать судовые энергетические установки;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 3.8 Вклад в безопасность персонала и судна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Судовые энергетические установки
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Производственная (по профилю специальности) практика
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Автоматика судовых механизмов и контрольно-измерительная аппаратура
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 63 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
48
48
В том числе: 
Лекционные занятия
32
32
Практические занятия
16
16
Самостоятельная работа
15
15
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
63
63
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Эксплуатация судовых двигателей внутреннего сгорания
 
Лекция (урок):

1. Эксплуатационные параметры и показатели дизеля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

2. Контроль и регулировка параметров рабочего

процесса

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 1. Контроль параметров рабочего цикла дизеля

4
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

3. Индицирование дизеля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

4. Индикаторные диаграммы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 2. Обработка индикаторных диаграмм

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

5. Нагрузочные характеристики

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Лекция (урок):

6. Внешние характеристики

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

7. Винтовые характеристики

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Испытание дизеля на режимах винтовых характеристик

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

8. Эксплуатационные режимы работы дизеля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

9. Назначение режимов, работа дизеля при волнении

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

10. Работа дизеля при аварийных ситуациях

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Самостоятельная работа:

Энерго-экономические показатели. Подготовка к защите практических работ

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Контроль и регулировка параметров рабочего процесса дизеля. Подготовка к защите практических работ

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Регулирование судовых дизелей

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Проверка и регулирование механизма газораспределения

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 5. Проверка и регулирование топливной аппаратуры

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Самостоятельная работа:

Динамическое регулирование дизелей. Подготовка к защите практических работ

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

1. Подготовка дизельной установки к действию и пуск дизеля

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

2. Обслуживание дизеля во время работы и стоянки

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Управление дизельной установкой

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

3. Оценка технического состояния дизеля во время работы

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности дизелей и их устранение. Подготовка к защите практических 

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 1.3 Управление дизельной установкой
Самостоятельная работа:

Приемка и хранение топлива и масла, основные правила бункеровки.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Раздел 2. Эксплуатация судовых котельных и турбинных установок
 
Тема 2.1 Техническое использование паровых котлов
Лекция (урок):

1. Техническое использование паровых котлов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Подготовка к действию и обслуживание котлоагрегата КОАВ- 200

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.1 Техническое использование паровых котлов
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности в работе котла.

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Лекция (урок):

Техническое использование судовых паровых турбоагрегатов

2
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
Тема 2.2 Техническое использование судовых паровых турбоагрегатов
Самостоятельная работа:

Характерные неисправности турбин и их устранение

3
ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ПК 1.3.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Техническая эксплуатация судовых энергетических установок» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Осипов О.В., Воробьев Б.Н. Судовые дизельные двигатели [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО. - Лань, 2022. -  – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Султанов, А.М.  Судовые вспомогательные и утилизационные котельные установки:Учебное пособие. - ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. - 
 
2. Емельянов П.С. Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - ГМА им .адм. С.О. Макарова, 2008. - 
 
3. Сизых В.А.  Судовые энергетические установки:Учебное пособие. - РКонсульт, 2003. - 
 
4. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций. РД 31.21.30 – 97.:. - , . - 
 
6.1 Основная литература
 
2. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
3. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
4. Зябров В.А., Попов Д.А., Епифанов В.С. Энергетические установки судов различных типов и назначения  [Электронный ресурс]:Методические рекомендации для выполнения лабораторных работ. - Московская государственная академия водного транспорта, 2019. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/97332.html 
 
5. Охотников Б. Л.  Эксплуатация двигателей внутреннего сгорания [Электронный ресурс]:Учебное пособие для СПО . - Профобразование,, 2019. -  – Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/87911.html  
 
6.2 Дополнительная литература
 
5. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г.   Эксплуатация судовых энергетических установок:. - Транспорт, 1995. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
9 Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине
№ п/п
Номер специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий, тренажеров и пр.

Перечень основного оборудования
 
1
4-01

комп. класс

Комплект учебной мебели (столы, стулья, доска), рабочее место преподавателя в составе (ПК, монитор, клавиатура, мышь), комплект мультимедийного оборудования для презентаций, компьютерная сеть с автоматизированными рабочими местами, автоматизированное рабочее место в составе аппаратных (ПК, монитор, клавиатура, мышь), программных (системное, офисное и специализированное программное обеспечение) средств
 
10 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.