ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Химия»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Химия»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология
Уметь:
- владеть системой химических знаний. которая включает: основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная оболочка атома, 5» р- d-электронные орбитали атомов, ион, молекула, валентность, электроотрицательность степень окисления, химическая- моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический ряд гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер полимер, структурное звено, высокомолекулярные соединения, кристаллическая решетка, типы химических типы реакций (окислительно-восстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена), раствор, электролиты, неэлектролиты, злектролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, скорость химической реакции, химическое г равновесие), теории и законы (теория химического строения органических A.M. Бутлерова, теория электролитической диссоциации, закон Д.И. Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический язык химии, фактологические сведения о свойствах, составе, получении и безопасном использовании важнейших и органических веществ быту практической деятельности человека
- уметь выявлять характерные признаки и взаимосвязь изученных понятий применять соответствующие понятия при описании строения и свойств неорганических и органических веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов- уметь использовать наименования химических соединений международного союза теоретической и прикладной химии и тривиальные названия важнейших веществ (этилен. ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный газ, углекислый газ. аммиак, гашеная известь, негашеная
- подтверждать характерные химические свойства веществ соответствующими экспериментами и записями уравнений химических реакций
- уметь устанавливать принадлежность изученных неорганических органических веществ к определенным классам и группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства
- определять виды химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ; классифицировать химические реакции
- сформировать представления: химической составляющей естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений формировании мышления культуры личности, eё функциональной грамотности, необходимой для решения практических дач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде уметь проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции использованием физических величин. характеризующих вещества с количественной стороны
- массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества
- использовать химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением
Иметь практический опыт:
- основные законы химии
Уметь:
- планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов;
- анализировать химическую информацию, получаемую из разных источников (средств массовой информации, сеть Интернет и другие);
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций с использованием физических величин, характеризующих вещества с количественной стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества вещества; использовать системные химические знания для принятия решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их применением.
Иметь практический опыт:
- важнейшие вещества и материалы
Уметь:
- планировать и выполнять химический эксперимент (превращения органических веществ при нагревании, получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при нагревании, цветные реакции белков;
- проводить реакции ионного обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в соответствии с правилами техники безопасности при обращении с веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты химического эксперимента в форме записи уравнений соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих результатов.
Иметь практический опыт:
часов
Современная модель строения атома. Символический язык химии. Химический элемент. Виды химических связей
Виды химической связи (ионная, ковалентная, металлические, водородная), способы ее образования. Типы кристаллических решеток.
Практическая работа № 1.
Решение заданий по составлению формул соединений. Установление связи между строением атомов и периодической системой элементов
Периодическая система элементов и ее структура. Физический смысл. Закономерности изменения свойств химических элементов. Научное значение. Открытие новых химических элементов. Взаимосвязь положения элемента со строением атомов. Научное значение Периодического закона. Прогнозы открытия новых элементов.
Практическая работа № 2.
Составление электронных формул элементов. Отличия формул элементов, находящихся в главных подгруппах от побочных.
Классификация неорганических соединений, их свойства. Кислоты, основания, соли как электролиты, способы получения солей. Оксиды, солеобразующие и несолеобразующие. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов.
Практическая работа № 3.
Количественные отношения в химии и их законы. Расчеты по химическим уравнениям. Моль как единица количества вещества. Молярная масса. Законы сохранения массы и энергии. Закон Авогадро.
Теория электролитической диссоциации. Ионы, электролиты, не электролиты. Реакции ионного обмена, их составление путем полных и сокращенных уравнений реакций. Задания на составление ионных реакций.
Практическая работа № 4.
Типы химических реакций, исследование типов (по составу по количеству исходных и образующих веществ) и признаков химических реакций.
Гидролиз солей, рассмотрение случаев его протекания. Действия индикаторов.
Практическая работа № 5.
Задание на составление уравнений реакций гидролиза, протекающих в трех направлениях.
Практическая работа № 6.
Исследование ионов по составу и количеству исходных и образующихся веществ и признаков химических реакций.
Основные классы: Оксиды, основания (гидроксиды), кислоты, соли и их взаимосвязь. Агрегатные состояния. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от их кристаллических решеток и химической связи. Причины многообразия веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Их типы и значение в народном хозяйстве и на морском транспорте.
Практическая работа № 7.
Называть вещества по их формулам, или составлять формулы, их названия вещества по международной или травиальной номенклатуре
Практическая работа № 8.
Решать задания по классификации номенклатуре и химическим формулам неорганических веществ, уметь называть их. Определять принадлежность к классу веществ и называя их по правильным названиям определять их принадлежность к классу. Уметь пользоваться источниками информации.
Металлы. Общие физические и химические свойства, способы получения значения металлов и неметаллов в природе и жизнедеятельности человека и организмов. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов от коррозии
Неметаллы. Общие свойства. Типичные свойства неметаллов. 4-7 группы. Классификация и номенклатура соединений неметаллов. Круговороты биогенных элементов в природе
Практическая работа № 9.
Составление уравнений с участием металлов и неметаллов, оксидов и амфотерных элементов, а также кислот, оснований и амфотерных гидроксидов.
Практическая работа № 10.
Решать практическо-теоритические задания на получение и безопасное использование неорганических веществ в быту и практической деятельности человека.
Практическая работа № 11.
Решение экспериментальных задач по химическим свойствам металлов и неметаллов и распознавания и получения соединений металлов и неметаллов.
Качественные реакции на сульфат, карбонат, хлорид-анионы, на катионы аммония.
Органическая химия как наука. Предмет органической химии, её место и значение в системе естественных наук. Основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Радикал. Международная номенклатура. Понятие об углеводах, жирах, белках, и др. выскокомолекулярных соединениях (мономер, полимер, структурное звено).
Практическая работа № 12.
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные, ароматические углеводы, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.) Составление полных и сокращенных структурных форму органических веществ отдельных классов их названий по систематической и травиальной номенклатуре. Расчёты простейшей формулы, исходя из элементного состава в %.
Физико-химические свойства органических соединений отдельных классов (классификация, номенклатура, гомологический ряд и общая формула, изомерия, физические и химические свойства, способы поучения). Предельные углеводороды (алканы и циклоалканы), горение метана, как один из основных источников тепла в промышленности и в быту. Свойства, нахождение в природе и применение.
Непредельные (алкены, алкины, алкодиены) и ароматические. Горение ацетилена,как источник высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов.
Кислородосодержащие соединения(спирты и фенолы, карбоновые кислоты и эфиры, альдегиды и кетоны, жиры, углеводы). Практическое применение этиленгликоля, глицерина, фенола. Применение формальдегида, ацетальдегида, уксусной кислоты. Мыла как соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Азотсодержащие соединения(амины и аминокислоты, белки) высокомолекулярные соединения(синтетические и биологически-активные). Мономер, полимер, структурное звено. Полимеризация этилена как основное направление его использование.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Практическая работа № 13.
Свойства органических соединений отдельных классов, предельные, непредельные и ароматические углеводороды, спирты и фенолы, карбоновые кислоты. Задание на составление уровнений химических реакций с участием органических веществ на основании их состава и строения.
Практическая работа № 14.
Составление схем реакций (в том числе по предложенным цепочкам превращений), характеризующих химические свойства органических соединений отдельных классов, способы их получения и название органических соединений по травиальной или международной систематической номенклатуре. Решение практика-ориентированных теоретических заданий на свойства органических соединений отдельных классов.
Биоорганические соединение. Применение и биологическая роль углеводов. Окисление углеводов-источник энергии живых организмов. Области применения аминокислот. Превращение белков пищи в организме. Биологические функции белков. Биологические функции жиров. Роль органической химии в решении проблем пищевой безопасности.
Роль органической химии в решении проблем энергетической безопасности, в развитии медицины, создание новых материалов, новых источников энергии(альтернативные источники энергии). Опасность воздействия на живые организмы органических веществ отдельных классов (углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды и др.)
Скорость реакции, и её зависимость от различных факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры и площади реакционной поверхности. Тепловые эффекты химических реакций. Экзо- и эндотермические, реакции. Обратимость реакции. Химическое равновесие и его смещение для создания оптимальных условий протекания химических процессов. Принцип Ле Шателье.
Практическая работа № 15.
Решение заданий на анализ факторов, влияющих на изменение скорости химической реакции, в том числе с позиции экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной среды. Решение заданий на применение принципа Ле-Шателье факторов, влияющих на смещение химического равновесия.
Растворение как физико-химический процесс. Растворы. Классификация. Способы приготовления растворов. Растворимость. Массовая доля растворенного вещества. Решение расчётных заданий на растворы, используемые в бытовой и производственной деятельности человека.
Практическая работа № 16.
Решение задач на приготовление растворов заданных концентраций
Новейшие достижения химической науки и химической технологии.
Роль химии в обеспечении экологической, энергетической и пищевой безопасности, развитии медицины. Правила поиска и анализа химической информации из различных источников.
Практическая работа № 17. Чтение рефератов о применении наноматериалов как средств по борьбе за живучесть судна.
Итоговое занятие. Зачет
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.