2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_История
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«История»
26.02.05 – ОГСЭ.02. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОГСЭ.02. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«История»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «История» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Ноженко Н.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «История»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);

- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.;

-  основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;

Уметь:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций

Уметь:

- выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «История» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 36 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
36
36
В том числе: 
Лекционные занятия
36
36
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
36
36
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Послевоенное мирное урегулирование. Начало «холодной войны»
 
Тема 1.1 Послевоенное мирное урегулирование в Европе
Лекция (урок):

1. Интересы СССР, США, Великобритании и Франции в Европе и мире после войны.

2. Выработка согласованной политики союзных держав в Германии. Идея коллективной безопасности.

3. План Маршалла. Начало «холодной войны».

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Первые конфликты и кризисы «холодной войны»
Лекция (урок):

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

2. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны». Высадка Войск ООН в Корее. Перемирие и раскол Кореи.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.3 Страны «третьего мира»: крах колониализма и борьба против отсталости
Лекция (урок):

1. Рост антиколониального движения. Образование новых независимых государств вследствие крушения колониальных империй

2. Влияние «холодной войны» на освободительные движения

3. Трудности преодоления отсталости.

3
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Основные социально-экономические и политические тенденции развития стран во второй половине ХХ века
 
Тема 2.1 Крупнейшие страны мира. США
Лекция (урок):

1. Экономические, геополитические итоги второй мировой войны для США.

2. Превращение США в финансово-экономического и военно-политического лидера западного мира.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Крупнейшие страны мира. Германия
Лекция (урок):

1. Провозглашение Федеративной Республики Германии и образование ГДР.

2. ФРГ и «план Маршалла».

3. Успешное восстановление экономики к 1950г.

4. Доктрина национальной безопасности и внешняя политика Германии в период «холодной войны».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Развитие стран Восточной Европы во второй половине ХХ в.
Лекция (урок):

1. Страны Восточной Европы после второй мировой войны.

2. Образование социалистического лагеря.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.4 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Япония
Лекция (урок):

1. Экономическое и политическое положение. Японии после второй мировой войны.

2. Война в Корее и ее влияние на экономическое развитие Японии.

3. Утверждение самостоятельной роли Японии в мире.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.5 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Китай
Лекция (урок):

1. Положение Китая после второй мировой войны: раскол страны на коммунистический Север и гоминдановский Юг.

2. Гражданская война. Образование Китайской народной республики.

3. Аграрная реформа, кооперирование, национализация предприятий, индустриализация в Китае.

4. Провозглашение курса на превращение КНР в «великое социалистическое государство».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.6 Социально-экономическое и политическое развитие государств Восточной и Южной Азии во второй половине ХХ века. Индия
Лекция (урок):

1. Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г.

2. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг.; национальный вопрос в Индии

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.7 Латинская Америка. Проблемы развития во второй половине ХХ – начале XXI вв.
Лекция (урок):

1. Особенности социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки во второй половине ХХ в. Борьба за демократические преобразования.

2. Два пути развития латиноамериканских стран: «строительство социализма» (Куба, Чили, Никарагуа) или интеграция в мировую экономику (Мексика, Бразилия, Боливия)

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.8 Международные отношения во второй половине ХХ века. От двухполюсной системы к новой политической модели
Лекция (урок):

1. Смена государственных руководителей в США и СССР, начало оттепели в отношениях сверхдержав. Визит Н.С. Хрущева в США (1959г.). Противостояние военных блоков. Советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. Подписание Заключительного акта в Хельсинки.

2. Берлинский кризис (1960 г.).

3. Карибский кризис (1962 г.).

4. Потепление советско-американских отношений в начале 1970-х гг

5. Ввод советских войск в Афганистан.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.9 Советская концепция «нового политического мышления»
Лекция (урок):

1. Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы.

2. Провал экономических реформ «перестроечного образца»

3. Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Роспуск ОВД.

4. Распад СССР и «конец» «холодной войны».

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. Новая эпоха в развитии науки, культуры. Духовное развитие во второй половине XX – начале XXI вв.
 
Тема 3.1 Научно-техническая революция и культура
Лекция (урок):

1. НТР и социальные сдвиги в западном обществе. Развитие образования.

2. Кризис традиционных и национальных культур и жанров.

3. Постмодернизм в философии и массовой культуре.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Духовная жизнь в советском и российском обществах
Лекция (урок):

1. Этапы развития духовной жизни советского и российского общества второй половины ХХ века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России

2. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

1
ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. Мир в начале XXI века. Глобальные проблемы человечества
 
Тема 4.1 Глобализация и глобальные вызовы человеческой цивилизации, мировая политика
Лекция (урок):

1. Происхождение глобальных проблем современности. Глобалистика и политическая сфера.

2. Геополитические факторы в мировом развитии и современность.

3. Геополитическое положение и национальные интересы России.

4. Новая Россия в новом мире.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Международные отношения в области национальной, региональной и глобальной безопасности
Лекция (урок):

1. Проблемы национальной безопасности в международных отношениях. Основные виды национальной безопасности.

2. Пути и средства укрепления экономической безопасности.

3. Военная безопасность и проблемы обороноспособности государств.

4. Деятельность РФ по укреплению мира и созданию устойчивой системы международной безопасности.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Международное сотрудничество в области противодействия международному терроризму и идеологическому экстремизму
Лекция (урок):

1. Международный терроризм как социально-политическое явление. Наступление эпохи терроризма. Исторические корни

2. Проблема терроризма в России.

3. Международный терроризм как глобальное явление.

4. Основные цели и задачи по предотвращению и искоренению международного терроризма.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.4 Российская Федерация – проблемы социально-экономического и культурного развития
Лекция (урок):

1. Россия и СНГ в укреплении безопасности на постсоветском пространстве.

2. Проблемы социально – экономического и культурного развития страны в условиях открытого общества.

3. Многосторонние и двусторонние финансово-экономические связи России.

2
ОК 05.,ОК 06.
 
Итоговая контрольная работа
Лекция (урок):
1
ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «История» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для сред. Учрежд сред. проф. образования. - , 2018. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. В.В.Артемов, Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО):учебник для студентов учреждений СПО. - Академия, 2021. - 
 
2. С.П.Карпачев История России:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2019. - 
 
3. Крамаренко, Р.А. История России:учебное пособие для спо. - Юрайт, 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.