2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Психология общения
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология общения»
26.02.05 – ОГСЭ.05 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОГСЭ.05 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Психология общения» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Герасимова О.А.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Психология общения»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техники и приемы общения, правила слушания, ве-дения беседы, убеждения

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Уметь:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Иметь практический опыт:

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения

Уметь:

- применять техники и приемы эффективного обще-ния в профессиональной деятельности

Иметь практический опыт:

К 2.7 Применение навыков руководителя и умение работать в команде
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 4 курсе в 8 семестре.
Дисциплина «Психология общения» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- История
 
- Литература
 
- Родная литература
 
- Русский язык
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Производственная практика (плавательная)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 18 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
18
18
В том числе: 
Лекционные занятия
18
18
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
К
Общая трудоемкость дисциплины
18
18
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
8 семестр
 
Раздел 1. Понятие и сущность общения
 
Тема 1.1 Сущность, цели, структура и уровни общения

Лекция (урок):

1) Определение психологии общения

2) Сущность общения, состоящая из нескольких процессов

3) Предмет, задачи психологии общения

4) Структура общения с точки зрения нескольких авторов

5) Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения

6) Междисциплинарный подход к общению

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.2 Функции общения

Лекция (урок):

1) Определение понятия функция

2) Функции общения: прагматическая, развивающая, самоактуализирующая, объединяющая, организационная, внутриличностная

3) Функции общения по Панфёрову

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 1.3 Стороны и модели общения

Лекция (урок):

1) Трансактная модель общения

2) Теория трансактного анализа Э.Бёрна

3) Три позиции человека: родитель, взрослый, ребёнок

4) Построение схем общения с точки зрения этих позиций

5) Взаимосвязь жизненного сценария и общения

6) Построение и анализ личных ролей и жизненного сценария

7) Основные понятия: стороны общения, их проявление в единстве

8) Типы сторон общения: межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная, конативная

9) Понятие модели общения: репрезентативная система, сенсорная острота, конгруэнтность, раппорт

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 2. Средства общения
 
Тема 2.1 Вербальные и невербальные средства общения

Лекция (урок):

1) Понятие вербальных и невербальных средств общения

2) Раскрытие сущности вербального и невербального общения

3) Понятия: речь, язык, жесты, мимика, поза

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.2 Язык телодвижений, мимики и поз

Лекция (урок):

1) Особенности мимики

2) Особенности движений

3) Особенности жестов

4) Значение поз

5) Психологическая интерпретация жестов, мимики, поз

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 2.3 Средства общения

Лекция (урок):

1) Визуальные средства общения

2) Акустические средства общения

3) Тактильно-кинестетические средства и общения

4) Ольфакторные средства общения

5) Виды акустических средств

2
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 3. Речь и язык в общении
 
Тема 3.1 Основные понятия, теории и функции речи

Лекция (урок):

1) Речь, язык, виды речи

2) Отличие речи, языка и общения

3) Эволюционное возникновение речи

4) Функции речи

5) Основные теории развития речи: теория научения, пререформистская, релятивистская, конструктивистская

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 3.2 Взаимосвязь общения и деятельности

Лекция (урок):

1) Деятельностный подход Леонтьева и Рубинштейна

2) Взаимосвязь деятельности и общения

3) Возрастные особенности овладения звуковыми сигналами

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 4. Стратегия, тактика и виды общения
 
Тема 4.1 Стратегия и тактика общения

Лекция (урок):

1) Стратегия и тактика в общении

2) Виды стратегического общения: открытое и закрытое; монологическое и диалогическое; ролевое и личностное

3) Виды тактик общения: формальная, неформальная, примитивная, деловая, духовная, межличностная, манипулятивная, светская

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.2 Виды общения

Лекция (урок):

1) Вербальное и невербальное общение

2) Межличностное, межперсонное, ролевое общение

3) Конфликтное, личностное, деловое общение

4) Прямое и опосредованное общение

5) Законное и незаконное общение

6) Кратковременное и длительное общение

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 4.3 Роли и ролевые ожидания в общении

Лекция (урок):

1) Типы ролей в общении

2) Ожидания ролей от партнёра по общению

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 5. Общение как коммуникация
 
Тема 5.1 Основные понятия, элементы, функции и структура коммуникаций

Лекция (урок):

1) Понятие коммуникации

2) Элементы коммуникации: субъект, объект, само сообщение, средства пересылки сообщения, канал связи, результат

3) Отличие понятий: коммуникация и общение

4) Схема коммуникаций

5) Теории коммуникаций

6) Коммуникативная компетентность

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.2 Коммуникационные роли и манипуляции

Лекция (урок):

1) Виды коммуникативных ролей

2) Понятие манипуляции

3) Манипуляции в общении

4) Манипуляция как метод воздействия на людей

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 5.3 Барьеры коммуникаций

Лекция (урок):

1) Ошибки, которые возникают в процессе коммуникаций

2) Группы ошибок в коммуникациях

3) Факторы, отрицательно влияющие на передачу информации и общение

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 6. Техники и приёмы общения
 
Тема 6.1 Основные понятия и виды слушания

Лекция (урок):

1) Процесс слушания

2) Определение понятия слушание

3) Виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое

4) Проблема понимания

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 6.2 Техники и приёмы общения

Лекция (урок):

1) Виды техник слушания

2) Активное слушание

3) Приёмы общения

4) Техники общения

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 7. Деловое общение
 
Тема 7.1 Понятие, структура делового общения

Лекция (урок):

1) Понятие делового общения

2) Деловая беседа: особенности, правила, принципы

3) Функции деловой беседы

4) Структура деловой беседы

5) Стратегические принципы делового общения

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.2 Виды делового общения

Лекция (урок):

1) Деловые беседы

2) Деловые переговоры

3) Деловые совещания

4) Деловые дискуссии

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 7.3 Этические принципы общения

Лекция (урок):

1) Этикет и культура поведения, общения делового человека

2) Культура общения по телефону

3) Основные заповеди и принципы делового этикета

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 8. Суггестивность (внушаемость) слова
 
Тема 8.1 Основные понятия и теории суггестивности

Лекция (урок):

1) Понятие суггестия (внушаемости)

2) Свойства личности, поддающейся внушению

3) Особенности внушения

4) Сила слова (суггестивность слова)

5) Отличие гипноза и суггестивности

1
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Раздел 9. Конфликты в общении
 
Тема 9.1 Конфликт и толерантность

Лекция (урок):

1) Конфликт и толерантность, отличие этих понятий и их особенности

2) Структура и участники конфликта

3) Мотивы сторон в конфликте

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
Тема 9.2 Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

Лекция (урок):

1) Причины конфликтов

2) Виды конфликтов и способы их разрешения

3) Особенности эмоционального реагирования в конфликтах

4) Последствия конфликтов

5) Различные виды приёмов саморегуляции и рефлексии

0,5
К 2.7,ОК 03.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 06.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Абдурахманов Р.А. Социальная психология личности, общения, группы и межгрупповых отно-шений:учебник. - Ай Пи Эр Медиа, 2018. - 
 
2. Маслова Т.А., Маслов С.И. Психология общения:учебное пособие для СПО. - , 2019. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Козловская Н.В. Психология общения:учебное пособие (курс лекций). - , 2018. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.