2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Теория и устройство судна
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория и устройство судна»
26.02.05 – ОП.05. – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – ОП.05. – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теория и устройство судна»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Теория и устройство судна» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Воробьев С.В.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория и устройство судна»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование

- средства поиска, анализа и интерпретации информации.

Иметь практический опыт:

- использовании средства поиска, анализа и интерпретации информации.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды

Уметь:

- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;

Иметь практический опыт:

- организации и выполнении указаний по охране водной и воздушной среды.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- методы борьбы за живучесть судна;

Уметь:

- действовать при различных авариях;

Иметь практический опыт:

- борьбе за живучесть судна;

- действиях по тревогам;

ПК 2.2. Применять средства по борьбе за живучесть судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 2 курсе в 3 семестре.
Дисциплина «Теория и устройство судна» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Математика
 
- Физика
 
- Материаловедение
 
- Механика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Подготовка по профессии "Вахтенный моторист"
 
- Подготовка в соответствии с пунктами 1 - 3 раздела А-VI/4 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/4 Конвенции ПДНВ)
 
- Подготовка специалиста с расширенной подготовкой по современным методам борьбы с пожаром в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/3 Кодекса ПДНВ (пункт 1 Правила VI/3 Конвенции ПДНВ)
 
- Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
- Производственная практика (плавательная)
 
- Производственная практика (судоремонтная)
 
- Подготовка специалиста по спасательным шлюпкам и плотам и дежурным шлюпкам, не являющимся скоростными дежурными шлюпками, в соответствии с пунктами 1 - 4 раздела А-VI/2 Кодекса ПДНВ (пункт 1.3 Правила VI/2 Конвенции ПДНВ)
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
3
Учебные занятия с преподавателем, всего
66
66
В том числе: 
Лекционные занятия
56
56
Практические занятия
10
10
Самостоятельная работа
6
6
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
72
72
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
3 семестр
 
Раздел 1. Устройство судна
 
Лекция (урок):

1. Понятие о судне.

2. Классификация судов по назначению и другим признакам.

3. Классификация судов Российским Регистром судоходства.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.1 Классификация судов. Типы судов
Самостоятельная работа:

Общее понятие о принципах работы различных энергетических установок.

2
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Лекция (урок):

1. Понятие о судне как инженерном сооружении.

2. Эксплуатационные и мореходные качества судна.

3. Понятие о прочности судна. Общая и местная прочность.

4. Корпус судна: набор корпуса и обшивка. Перекрытия. Существующие системы набора. Разновидности шпангоутов.

5. Дельные вещи. Рангоут. Такелаж.

6. Конструкция штевней и выходов гребных валов.

7. Конструктивный мидель-шпангоут

8
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.2 Понятие о прочности судна. Основные конструктивные элементы судна
Практическое занятие:

Изучение конструкции набора корпуса судна.

6
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.3 Судовые помещения
Лекция (урок):

1. Назначение и оборудование судовых помещений.

2. Надстройки и рубки судна.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.4 Судовые устройства
Лекция (урок):

1. Рулевое устройство. Требования руководящих документов к рулевому устройству. Конструкция.

2. Якорное устройство и его составные части. Типы якорей. Якорные цепи. Маркировка якорной цепи.

3. Швартовное устройство. Правила техники безопасности при работе со швартовным устройством.

4. Назначение, состав и правила технической эксплуатации буксирного устройства. Требования, предъявляемые к буксирному устройству. Техника безопасности при эксплуатации.

8
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.5 Спасательное устройство. Шлюпочное устройство и спасательные средства.
Лекция (урок):

1. Виды шлюпбалок, принцип действия.

2. Спасательные шлюпки и спасательные плоты, их устройство и снабжение.

3. Спасательные средства, их размещение на судах. Правила технической эксплуатации и техники безопасности при работе с ними. Освидетельствование и испытание.

4. Эксплуатация шлюпочного устройства, подъем и спуск шлюпок.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 1.6 Общесудовые системы
Лекция (урок):

1. Устройство и составные элементы общесудовых систем.

2. Осушительная и балластная системы

3. Противопожарные системы.

4. Система пожарной сигнализации.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Раздел 2. Теория судна
 
Тема 2.1 Геометрия корпуса судна.
Лекция (урок):

1. Теоретический чертёж судна.

2. Главные размерения и коэффициенты полноты корпуса.

3. Посадка судна. Определение осадки по маркам углубления.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 2.2 Плавучесть судна.
Лекция (урок):

1. Силы, действующие на плавающее судно. Центр тяжести и центр величины. Условия равновесия судна.

2. Объемные и весовые характеристики судна.

Грузовой размер. Грузовая шкала. Запас плавучести. Грузовая и тоннажная марки.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения об остойчивости. Начальная поперечная остойчивость.

2. Силы, действующие на судно при крене. Поперечный метацентр, метацентрический радиус, метацентрическая высота. Восстанавливающая пара сил и восстанавливающий момент. Условия остойчивости.

3. Требования Регистра судоходства к остойчивости морских судов. Нормы остойчивости. Информация капитану об остойчивости судна.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 2.3 Остойчивость судна
Самостоятельная работа:

Влияние ширины судна и высоты надводного борта на диаграмму статической остойчивости.

2
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Лекция (урок):

1. Общие сведения о непотопляемости. Требования руководящих документов по вопросам непотопляемости.

2. Конструктивное и организационно – техническое обеспечение непотопляемости.

2
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 2.4 Непотопляемость судна
Самостоятельная работа:

Судовая документация по непотопляемости судна.

2
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Лекция (урок):

1. Схемы передач. Валопровод.

2. Судовые движители. Гребной винт: основные характеристики, конструкция, типы винтов. Понятие о тяжелых и легких винтах. Винты регулируемого шага.

6
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 2.5 Движители и валовая линия
Практическое занятие:

Изучение конструкции судового валопровода.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
Тема 2.6 Технадзор за судами.
Лекция (урок):

1. Организация технического надзора за судами.

2. Требования Российского Регистра судоходства к техническому состоянию корпуса, систем и оборудования.

3. Требования международных документов к техническому состоянию судна, его устройствам и системам.

4
ОК 02.,ОК 07.,ПК 2.2.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Теория и устройство судна» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.-Николаев Мореходные качества корабля: Ч.1 Основы теории Раздел 1. Статика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
2. Ю.Д.Жуков, В.П.Шестопал.- Николаев Мореходные качества корабля: Часть.1 Основы теории Раздел 2. Динамика корабля:Учебное пособие. - НГГУ им. П.Могилы, 2020. - 
 
3. В.Б.Жинкин Теория и устройство корабля:Учебник для СПО. - Юрайт, 2020. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. А.П.Аносов Теория и устройство судна: конструкция специальных судов:Учебное пособие. - Юрайт, 2020. - 
 
2. А.Я.Король Теория и устройство судна. Разделы: «Геометрия, статика и прочность корабля»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
3. А.Я.Король Мореходные качества судна. Разделы: «Непотопляемость, качка, сопротивление воды, движители и прочность судна»:Учебное пособие для судоводителей. - ОМА, 2018. - 
 
4. А.Б. Володин, Е.И. Фомин Грузовой план судна [Электронный ресурс]:Учебно-методическое пособие. - Московская государственная академия водного транспорта, 2018. -  – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76708.html 
 
6.1 Основная литература
 
4. Международная Конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС (текст, изменённый Протоколом 1988года к ней, с поправками):. - , . - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
2
Российский морской регистр судоходства
https://rs-class.org
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.