ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»
ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
(Файл)
А.В. Ющенко
«___»_________ 20__ г.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол № от г.
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.
Председатель ПЦК:________________________
(ФИО)
- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения.
Уметь:
- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;
- демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.
Иметь практический опыт:
- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.
Уметь:
- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.
Иметь практический опыт:
- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения
Уметь:
- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде.
Иметь практический опыт:
- особенности социального и культурного контекста при использовании устной и письменной коммуникации.
Уметь:
- осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Иметь практический опыт:
- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.
Уметь:
- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках.
Иметь практический опыт:
- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;
- общие сведения, классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания, основные характеристики, марки, особенности конструкций, основные узлы и принцип действия;
- устройство и характеристики систем, обслуживающих судовые двигатели внутреннего сгорания;
- рабочие циклы, характеристики и основные режимы работы судовых двигателей внутреннего сгорания;
- основные положения, классификацию наддува судовых двигателей внутреннего сгорания, характеристики и конструкцию турбин и турбокомпрессоров;
- процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившемся режиме и остановка;
спецификацию, основные характеристики и свойства различных сортов топлив и их использование;
- свойства смазочных материалов, применяемых на судах;
- характерные неисправности, отказы двигателей, их причины и технологию устранения неисправностей и отказов;
- способы технического диагностирования и системы диагностирования рабочего процесса судовых дизелей;
- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;
- системы управления главными и вспомогательными двигателями.
Уметь:
- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей;
- производить подготовку к работе системы управления главной двигательной установки;
- осуществлять диагностирование рабочего процесса судовых двигателей внутреннего сгорания стационарными контрольно-измерительными приборами и переносными измерительными комплексами;
- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, эксплуатировать топливную аппаратуру, читать схемы судовых систем.
- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;
- производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;
выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем, а также при несении вахты
Иметь практический опыт:
- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна.
- принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам
Уметь:
- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем
Иметь практический опыт:
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;
- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления
Уметь:
- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;
- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления
Иметь практический опыт:
- глубокое знание основных принципов несения машинной вахты, включая: обязанности, связанные с принятием вахты;
- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты;
- значение снимаемых показаний приборов;
- обязанности, связанные с передачей вахты;
Уметь:
- вести машинный журнала, соблюдать меры предосторожности, во время несения вахты;
- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;
Иметь практический опыт:
- в снятии показаний приборов, контроле работы главных и вспомогательных двигателей.
- основные принципы конструкции и работы механических систем, включая судовай дизель;
- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения
Уметь:
- подготовка, эксплуатация, обнаружение неисправностей и меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений следующим механизмам и системам управления: главный двигатель и связанные с ним вспомогательные механизмы; вспомогательные первичные двигатели и связанные с ними системы.
Иметь практический опыт:
- в безопасной эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления
- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения, эксплуатационные характеристики насосов и трубопроводов, включая системы управления
Уметь:
- эксплуатировать насосные системы: обычные обязанности при эксплуатации насосных систем.
Иметь практический опыт:
- знание мер предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды, важность предупредительных мер по защите морской среды
Уметь:
- эксплуатировать двигатели в соответствии с требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78
Иметь практический опыт:
- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии
Уметь:
Иметь практический опыт:
часов
1. Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка судовых дизелей.
2. Способы осуществления рабочего цикла дизелей
Практическое занятие № 1. Построение индикаторных диаграмм цикла 4-х и 2-х тактных дизелей.
1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи. Фундаментная рама. Рамовые подшипники.
2. Станина. Рабочие цилиндры
3. Втулки и крышки рабочих цилиндров
Практическое занятие № 2. Изучение конструкций деталей остова судовых дизелей.
1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.
2. Поршни. Поршневые кольца.
3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф.
4. Шатуны, шатунные болты. Коленчатый вал
Практическое занятие № 3. Изучение конструкций деталей механизма движения судовых дизелей
1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения судовых дизелей
2. Приводы газораспределительных клапанов. Распределительные валы и их приводы.
3. Агрегаты наддува и продувки дизелей.
Практическое занятие № 4. Изучение конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки
1. Системы топливоподачи дизелей.
Практическая работа № 5. Изучение топливных систем дизелей
2. Изучение топливных систем дизелей
3. Форсунки.
Практическое занятие № 6. Изучение конструкций топливной аппаратуры дизелей
1. Циркуляционные системы смазки дизелей.
2. Канализация масла внутри дизелей. Смазка цилиндров дизелей.
3. Проточные системы охлаждения дизелей.
4. Замкнутые системы охлаждения дизелей.
Практическое занятие № 7. Изучение систем смазки и систем охлаждения дизелей.
1. Системы воздушного пуска дизелей
2. Элементы систем воздушного пуска дизелей
3. Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ дизелей.
Практическое занятие № 8. Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска.
Выдача заданий.
1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты
2. Процесс газообмена и сжатия.
Расчет параметров процессов наполнения и сжатия
3. Процесс сгорания и расширения
Расчет параметров процесса сгорания
Расчет параметров процесса расширения и выпуска.
1. Энергетические показатели работы двигателя.
2. Экономические показатели работы двигателя.
Расчет энергетических и экономических показателей работы дизеля.
Расчет, построение и обработка индикаторной диаграммы.
Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей.
Наддув дизелей.
1. Силы и моменты, действующие в КШМ.
2. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.
3. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности
Анализ повреждений узлов или деталей дизеля при эксплуатации.
1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикл
2. Характеристики и режимы работы дизелей
1. Статическое и динамическое регулирование дизелей
2. Управление дизельной установкой.
Курсовая работа. Защита.
(базы и банки данных,
тестирующие программы, практикум, деловые
игры и т.д.)
(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)
Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.
Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.
Практические занятия предполагают решение практических заданий.
В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.
Рекомендации по организации самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.
Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.
При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.