2024-2025_26_02_05_51_23_1234-6217_plx_Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация
 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф.УШАКОВА»

ИНСТИТУТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ИМЕНИ Г.Я.СЕДОВА

 
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»
26.02.05 – Раздел 1.01 – 2023 г.
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Составитель(и) программы:
 
Препод., Гулько Т.Н.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
ИВТ им. Г.Я. Седова – филиал

ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Индекс:

(Файл)

26.02.05 – Раздел 1.01 – 2023 г.
Версия:
1
 
 
 
СТРАНИЦА   СТАТУСА   ДОКУМЕНТА

 
Директор ИВТ им. Г.Я. Седова – филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»

А.В. Ющенко

«___»_________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ
 
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК)

СИСТЕМА СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА (ССК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»

Специальность
26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)
шифр и полное наименование
Квалификация
Техник-судомеханик
наименование
Форма обучения
очная
очная (на базе основного общего образования; на базе среднего общего образования), заочная (на базе среднего общего образования
Год набора
2023 г.
Рабочая программа дисциплины «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» составлена с учетом требований Международной Конвенции ПДНВ-78 с поправками, ФГОС «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик) (приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 г. № 674)», учебного плана по специальности «26.02.05 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК (техник-судомеханик)», а также в соответствии с требованиями и положениями СМК/ССК Института.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании ПЦК Морской колледж, протокол №  от  г.

указать должность, наименование организации работодателя, ФИО, дату

Получено положительное заключение 
 
Препод., Носульчак А.П.
должность, ФИО
 
Контроль документа:
Специалист по УМР УМУ Института
 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
Визирование рабочей программы дисциплины для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа обновлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технической и социальной сферы, обсуждена и одобрена для исполнения в 20___/20___ учебном году на заседании ПЦК ______________________, протокол № _______ от «____» __________ 20___ г.

Председатель ПЦК:________________________

(ФИО)

 
ЛИСТ УЧЕТА ЭКЗЕМПЛЯРОВ

 
Место хранения экземпляра
№ экземпляра
Учебно-методический отдел учебно-методического управления
эл. документ
Облачное хранилище данных
эл. документ
 
ЛИСТ УЧЕТА ПРОВЕРОК И КОРРЕКТУРЫ
 
№ п/п

Проверка / Изменение №___
Дата проверки / внесения изменения
№ страницы
№ пункта
Отметка об актуализации (продление, изменение, переиздание, отмена)
Провел проверку / Учел изменение
Должность
ФИО
 
1 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация»:
Код и наименование компетенции
Планируемые результаты обучения по дисциплине
 
Знать:

- задачи профессиональной деятельности; способы и методы их решения.

Уметь:

- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;

- демонстрировать эффективность и качество выполнения профессиональных задач.

Иметь практический опыт:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- современные средства поиска и анализа информации и информационные технологии для выполнения профессиональных задач.

Уметь:

- демонстрировать уверенное использование средства поиска, анализа и интерпретации информации.

Иметь практический опыт:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- функциональные обязанности работников и руководителей, принципы делового общения

Уметь:

- взаимодействать с обучающимися, преподавателями в ходе обучения, руководителями практик, членами экипажа во время практик, учет опыта работы в команде.

Иметь практический опыт:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- особенности социального и культурного контекста при использовании устной и письменной коммуникации.

Уметь:

- осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке РФ с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Иметь практический опыт:

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- перечень и содержание основной технической документации по эксплуатации СЭУ на русском и английском языках.

Уметь:

- пользоваться профессиональной документацией на русском и английском языках.

Иметь практический опыт:

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- принципы несения ходовой вахты в машинном отделении, процедуры, связанные с приемом и сдачей вахты;

- общие сведения, классификацию судовых двигателей внутреннего сгорания, основные характеристики, марки, особенности конструкций, основные узлы и принцип действия;

- устройство и характеристики систем, обслуживающих судовые двигатели внутреннего сгорания;

- рабочие циклы, характеристики и основные режимы работы судовых двигателей внутреннего сгорания;

- основные положения, классификацию наддува судовых двигателей внутреннего сгорания, характеристики и конструкцию турбин и турбокомпрессоров;

- процедуры по подготовке энергетической установки к работе: пуск, работа в установившемся режиме и остановка;

спецификацию, основные характеристики и свойства различных сортов топлив и их использование;

- свойства смазочных материалов, применяемых на судах;

- характерные неисправности, отказы двигателей, их причины и технологию устранения неисправностей и отказов;

- способы технического диагностирования и системы диагностирования рабочего процесса судовых дизелей;

- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;

- системы управления главными и вспомогательными двигателями.

Уметь:

- производить подготовку к работе, пуск и остановку главных и вспомогательных двигателей;

- производить подготовку к работе системы управления главной двигательной установки;

- осуществлять диагностирование рабочего процесса судовых двигателей внутреннего сгорания стационарными контрольно-измерительными приборами и переносными измерительными комплексами;

- обнаруживать неисправности главных и вспомогательных двигателей, эксплуатировать топливную аппаратуру, читать схемы судовых систем.

- эксплуатировать топливную аппаратуру и проводить проверку количества и качества бункерного топлива;

- производить сепарацию и фильтрацию топлива и масла;

выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем, а также при несении вахты

Иметь практический опыт:

ПК 1.1. Обеспечивать техническую эксплуатацию главных энергетических установок судна, вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- техническую и рабочую документацию по главным и вспомогательным двигателям, механизмам и системам;

- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна.

- принципы подготовки конструкций и технических средств к заводскому ремонту и освидетельствованиям, а также к предъявлению классификационным обществам

Уметь:

- выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности при эксплуатации главных механизмов и связанных с ними систем

Иметь практический опыт:

ПК 1.2. Осуществлять контроль выполнения национальных и международных требований по эксплуатации судна;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;

- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

Уметь:

- требования национальных и международных требований по предотвращению загрязнения при эксплуатации судна;

- безопасные и аварийные процедуры эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

Иметь практический опыт:

ПК 1.5. Осуществлять эксплуатацию судовых технических средств в соответствии с установленными правилами и процедурами, обеспечивающими безопасность операций и отсутствие загрязнения окружающей среды.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- глубокое знание основных принципов несения машинной вахты, включая: обязанности, связанные с принятием вахты;

- обычные обязанности, выполняемые во время несения вахты;

- значение снимаемых показаний приборов;

- обязанности, связанные с передачей вахты;

Уметь:

- вести машинный журнала, соблюдать меры предосторожности,  во время несения вахты;

- обеспечивать выделение, распределение и установление очередности использования ресурсов;

Иметь практический опыт:

- в снятии показаний приборов, контроле работы главных и вспомогательных двигателей.

К 1.1 Несение безопасной машинной вахты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные принципы конструкции и работы механических систем, включая судовай дизель;

- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения

Уметь:

- подготовка, эксплуатация, обнаружение неисправностей и меры, необходимые для предотвращения причинения повреждений следующим механизмам и системам управления: главный двигатель и связанные с ним вспомогательные механизмы; вспомогательные первичные двигатели и связанные с ними системы.

Иметь практический опыт:

- в безопасной эксплуатации механизмов двигательной установки, включая системы управления

К 1.4 Эксплуатация главных установок и вспомогательных механизмов и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- расход жидкостей и характеристики систем смазочного масла, жидкого топлива и охлаждения, эксплуатационные характеристики насосов и трубопроводов, включая системы управления

Уметь:

- эксплуатировать насосные системы: обычные обязанности при эксплуатации насосных систем.

Иметь практический опыт:

К 1.5 Эксплуатация систем топливных, смазочных, балластных и других насосных систем и связанных с ними систем управления
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- знание мер предосторожности, которые необходимо принимать для предотвращения загрязнения морской среды, важность предупредительных мер по защите морской среды

Уметь:

- эксплуатировать двигатели в соответствии с требованиями Международной конвенции МАРПОЛ 73/78

Иметь практический опыт:

К 2.1 Обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Знать:

- основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести в неповрежденном состоянии

Уметь:

Иметь практический опыт:

К 2.2 Поддержание судна в мореходном состоянии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина входит в вариативную часть учебного плана и изучается на 3, 4 курсе в 5, 8 семестре.
Дисциплина «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин, как 
 
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
 
- Инженерная графика
 
- Механика
 
- Информатика
 
- Теория и устройство судна
 
- Техническая термодинамика и теплопередача
 
- Физика
 
Знания, умения и практический опыт, приобретенные студентами в результате изучения данной дисциплины, позволят успешно освоить другие дисциплины учебного плана: 
 
- Основы автоматики и теории управления техническими системами
 
- Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация
 
- Технология технического обслуживания и ремонта судов
 
- Эксплуатация судовых устройств и корпуса
 
3 Объем дисциплины и виды учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины составляет 129 час.
 
 
Вид учебной работы
Всего

часов

из них в семестре
5
8
Учебные занятия с преподавателем, всего
109
64
45
В том числе: 
Лекционные занятия
71
44
27
Практические занятия
20
20
Курсовое проектирование
18
18
Самостоятельная работа
Консультации (групповые), всего
Промежуточная аттестация: 
Эк
ЗаО
Общая трудоемкость дисциплины
129
84
45
 
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества часов, видов учебных занятий и самостоятельной работы
Наименование разделов и тем дисциплины
Вид занятий (лекция (урок), семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, курсовое проектирование (работа), самостоятельная работа), содержание занятия
Трудоемкость (часы)
Код компетенции ФГОС и/или Код компетентности Кодекса ПДНВ (согласно ОПОП)
 
5 семестр
 
Раздел 1. Конструкция дизелей и обслуживающих систе
 
Лекция (урок):

1. Ведение. Общее устройство, основные понятия и определения. Классификация и маркировка судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Способы осуществления рабочего цикла дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.1 Общие устройство, принципы осуществления циклов дизелей.
Практическое занятие:

Практическое занятие № 1. Построение индикаторных диаграмм цикла 4-х и 2-х тактных дизелей.

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы остова; анкерные связи. Фундаментная рама. Рамовые подшипники.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Станина. Рабочие цилиндры

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Втулки и крышки рабочих цилиндров

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.2. Остов дизеля
Практическое занятие:

Практическое занятие № 2. Изучение конструкций деталей остова судовых дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы механизма движения тронковых и крейцкопфных дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Поршни. Поршневые кольца.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Поршневой палец, поршневой шток, сальник поршневого штока. Крейцкопф.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Шатуны, шатунные болты. Коленчатый вал

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.3. Механизм движения дизелей
Практическое занятие:

Практическое занятие № 3. Изучение конструкций деталей механизма движения судовых дизелей

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Конструктивные схемы, клапаны механизма газораспределения судовых дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Приводы газораспределительных клапанов. Распределительные валы и их приводы.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Агрегаты наддува и продувки дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.4 Механизм газораспределения
Практическое занятие:

Практическое занятие № 4. Изучение конструкций механизма газораспределения и агрегатов наддува и продувки

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Системы топливоподачи дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Практическое занятие:

Практическая работа № 5. Изучение топливных систем дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Изучение топливных систем дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Форсунки.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.5 Топливные системы
Практическое занятие:

Практическое занятие № 6. Изучение конструкций топливной аппаратуры дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Циркуляционные системы смазки дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.6 Система смазки и охлаждения
Лекция (урок):

2. Канализация масла внутри дизелей. Смазка цилиндров дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Проточные системы охлаждения дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

4. Замкнутые системы охлаждения дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.6 Система смазки и охлаждения
Практическое занятие:

Практическое занятие № 7. Изучение систем смазки и систем охлаждения дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Системы воздушного пуска дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Элементы систем воздушного пуска дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Реверсирование судовых дизелей. Основы ДАУ  дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 1.7 Системы пуска и управления дизелей
Практическое занятие:

Практическое занятие № 8. Изучение конструкций элементов систем воздушного пуска.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Консультации:
2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
8 семестр
 
Раздел 2. Основы теории и динамики двигателя внутреннего сгорания
 
Курсовое проектирование:

Выдача заданий.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Идеальный цикл со смешанным подводом теплоты

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Процесс газообмена и сжатия.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Курсовое проектирование:

Расчет параметров процессов наполнения и сжатия

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Процесс сгорания и расширения

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.1 Процессы рабочего цикла
Курсовое проектирование:

Расчет параметров процесса сгорания

Расчет параметров процесса расширения и выпуска.

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Энергетические и экономические показатели работы дизеля
Лекция (урок):

1. Энергетические показатели работы двигателя.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Экономические показатели работы двигателя.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.2 Энергетические и экономические показатели работы дизеля
Курсовое проектирование:

Расчет энергетических и экономических показателей работы дизеля.

Расчет, построение и обработка индикаторной диаграммы.

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.3. Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей
Лекция (урок):

Тепловой баланс и утилизация тепловых потерь. Тепловая напряженность дизелей.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.4 Наддув дизелей
Лекция (урок):

Наддув дизелей.

1
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Силы и моменты, действующие в КШМ.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Неравномерность вращения вала. Крутильные колебания.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

3. Понятие о внутренней и внешней неуравновешенности

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 2.5. Динамика и уравновешенность дизеля
Курсовое проектирование:

Анализ повреждений узлов или деталей дизеля при эксплуатации.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Раздел 3. Основы технической эксплуатации судовых дизелей
 
Лекция (урок):

1. Контроль и регулировка параметров рабочего цикл

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 3.1 Теоретические основы эксплуатации дизелей
Лекция (урок):

2. Характеристики и режимы работы дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

1. Статическое и динамическое регулирование дизелей

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Лекция (урок):

2. Управление дизельной установкой.

2
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
Тема 3.2 Практические основы эксплуатации дизелей
Курсовое проектирование:

Курсовая работа. Защита.

4
К 1.1,К 1.4,К 1.5,К 2.1,К 2.2,ОК 01.,ОК 02.,ОК 04.,ОК 05.,ОК 09.,ПК 1.1.,ПК 1.2.,ПК 1.5.
 
5 Фонд оценочных материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Фонд оценочных материалов по дисциплине «Судовые двигатели внутреннего сгорания и их эксплуатация» приведен в обязательном приложении к рабочей программе.
 
6 Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
 
6.1 Основная литература
 
1. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.1. Конструкция двигателей:Учебник. - Моркнига, 2020. - 
 
2. И.В. Возницкий, А.С. Пунда Судовые двигатели внутреннего сгорания Том.2. Теория и эксплуатация двигателей:Учебник. - МОРКНИГА, 2020. - 
 
3. Осипов О.В., Воробьев Б.Н. Судовые дизельные двигатели: учебное пособие:Учебное пособие. - Лань, 2022. - 
 
4. Белоусов Е.В. Топливные системы современных судовых дизелей:Учебник. - Лань, 2022. - 
 
6.2 Дополнительная литература
 
1. Гогин А.Ф, Кивалкин Е.Ф. Судовые дизели:. - Транспорт, 1988. - 
 
2. Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Беляев И.Г. Эксплуатация судовых энергетических установок,:. - Транспорт, 1995. - 
 
3. Белоусов Е.В. Топливные системы современных судовых дизелей:. - ХГМА, 2016. - 
 
4. Захаров Г.В. Техническая эксплуатация судовых дизельных установок:. - Транспорт, 2009. - 
 
5. Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций:. - ЗАО ЦНИИМФ, 1997. - 
 
6. В.В.Панин  Основы эксплуатации судовых энергетических установок:Учебное пособие. - , 2014. - 
 
7 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
№ п/п
Наименование информационного ресурса
Ссылка на информационный ресурс
 
1
Цифровой образовательный ресурс IPR SMART
http://www.iprbookshop.ru
 
8 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочных систем
№ п/п
Назначение

(базы и банки данных,

тестирующие программы, практикум, деловые

игры и т.д.)

Тип продукта

(полная лицензионная версия, учебная версия, демоверсия и т.п.)

Наименование информационной технологии /программного продукта
 
1
Windows 10 
Операционная система
Договор
 
2
Office 2019 pro
Прикладное ПО
Договор
 
 
 
9 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Образовательные технологии

Учебный процесс при преподавании курса основывается на использовании традиционных, инновационных и информационных образовательных технологий. Традиционные образовательные технологии представлены лекциями и семинарскими (практическими) занятиями. Инновационные образовательные технологии используются в виде широкого применения активных и интерактивных форм проведения занятий. Информационные образовательные технологии реализуются путем активизации самостоятельной работы студентов в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).

Дисциплина может быть реализована частично или полностью с использованием ЭИОС Института (ЭО и ДОТ). Аудиторные занятия и другие формы контактной работы обучающихся с преподавателем могут проводиться с использованием платформ Microsoft Teams, в том числе, в режиме онлайн-лекций и онлайн-семинаров.

Рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям

Лекции (урок) являются одним из видов учебной деятельности обучающихся при освоении образовательной программы среднего профессионального образования. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, тенденции развития, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации и указания на подготовку к практическим занятиям и самостоятельной работе.

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Проведение практических занятий должно быть направлено на углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Проведение практических занятий направлено на формирование навыков и умений самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Практическое задание начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Преподаватель задает вопросы по теме занятия, заслушиваются ответы обучающихся. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений.

Практические занятия предполагают решение практических заданий.

В целях контроля подготовленности обучающихся преподаватель в ходе занятий осуществляет текущий контроль знаний путем проведения устных опросов, контрольно-практического задания, тестовых заданий.

Рекомендации по организации самостоятельной работы

Самостоятельная работа включает изучение учебной, учебно-методической литературы, поиск в сети Интернет публикаций по актуальным вопросам, связанным с проблематикой дисциплины; освоение теоретического материала; подготовку к практическим занятиям, подготовку к экзамену.

Завершается изучение дисциплины экзаменом / зачетом.

При подготовке к экзамену/зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рабочую программу дисциплины, рекомендуемую литературу, Интернет-ресурсы. Нужно знать, понимать смысл основных понятий и терминов и уметь его разъяснять; демонстрировать формируемые в результате освоения дисциплины общепрофессиональные и профессиональные компетенции.